Кто основал Багуачжан, чем знаменито боевое искусства, какое оружие используется мастерами
Багуачжан – китайское боевое искусство, которое состоит из движений ладонями и передвижения по кругу.
Содержание
- 1 История появления стиля
- 2 Особенности стиля
- 3 Направление: тренировка охраны императорской семьи
- 4 Тактика боевого искусства Багуачжан
- 5 Введения новых приемов в искусство
- 6 Разделение основго стиля 5-ти новых направлений
- 7 Победа бойца Багуачжан над русским бойцом в турнире силачей из десяти тысяч земель
- 8 Появление первого института по Багуачжан в 1928
- 9 Этапы изучения в школах боевого искусства
- 10 Описание упражнения «Облет девяти дворцов»
- 11 Отношение искусства к оружию
История появления стиля
Такой стиль боевого искусства начал свое развитие в период с 1820 по 1850 года во времена правления династии Цин, под девизом «Даогуан». Этот, известный сегодня стиль, основал Дун Хайчуань из провинции Хэбэй, уезда Вэньань. Дун разработал технику стиля, в основе которого лежат приемы местных стилей ушу.
Важно отметить, что в 30-х годах XX века в Тяньцзине несколько учеников занимались сочинениями историй о том, что Дун Хайчуань научился этому боевому искусству у своего даосского наставника по имени Би Чэнся из провинции Аньхуй в горах Цзюхуа, чтобы придать значительности этому боевому стилю.
Поэтому, согласно легенде, эти ученики сами учились у Би Чэнся, поэтому отличия в их стиле со стилем Дун Хайчуаня является всего лишь особенностью стиля, а не личными ошибками изучения.
Со временем, такая легенда прижилась в истории, и теперь, многие люди до сих пор принимают ее за правду. В 1875 году основатель – Дун Хайчуань посетил Пекин и там начал преподавать свою новую технику боя.
Особенности стиля
Основной отличительной чертой Багуа является обеспечение постоянного применения особенной боевой техники в постоянном круговом перемещении. В таком стиле все движения перетекают из одного в другое, дополняя и связывая все возможные движения боевого искусства между собой.
Большинство стилей багуачжан имеют единый базовый способ тренировки – отработка техник во время передвижения по кругу. Несмотря на это, существуют некоторые направления стилей багуачжан, где такое передвижение по кругу выделяется как самостоятельное упражнение, а основной боевой техникой является отрабатывание движений в прямолинейных дорожках.
Направление: тренировка охраны императорской семьи
Учитель и основатель стиля – Дун Хайчуань практиковал на своих уроках дифференцированный подход, поэтому ортодоксальный стиль значительно изменился и сегодня существует целое разнообразие его вариантов. Самым старшим учеником, который учился в Дун Хайчуаня больше 10 лет является Инь Фу. Именно Инь Фу и доверили тренировать охрану вдовствующей императрицы Цыси.
Тактика боевого искусства Багуачжан
Особенностью этого направления является применение формы ладони, которую также называют «ладонь – язык коровы».
Основной тактикой боевого стиля являются удары с дальней дистанции, а круговые движения в большинстве случаев используется для ухода с линии атаки и нападения на соперника с неожиданного угла.
Саму технику движений багуачжан в направлении Инь Фу впервые описал его сын – Инь Юйчжаном в своей книге под названием «Краткий сборник багуачжан», которая была издана в 1931 году. Еще одним последователем и учеником был Ши Цзидун, которого Дун Хайчуань сделал своим приемным сыном.
Направление багуачжан Ши Цзидуна до сегодня практикуется в Пекине, но оно все еще не является настолько широко распространенным. Несмотря на это, его направление является довольно популярным в провинции Цзянсу, где жил и продолжал дело своего учителя, ученик Ян Жунбэнь. Впоследствии, Ян Жунбэнь стал буддистским монахом и вскоре ушёл в странствия, оставив после себя всего несколько своих последователей.
Введения новых приемов в искусство
Самый крупный вклад в распространение багуачжан ученик Дун Хайчуаня — Чэн Тинхуа, который жил в период 1848 по 1900 года и поучился у своего учителя около пяти лет. Перед появлением Дун Хайчуаня, Чэн Тинхуа был чемпионатом по борьбе в своем уезде, что, безусловно, повлияло на его боевую технику.
Практикуемой им формой ладони в багуачжан, является форма «ладонь — когти дракона». Такая форма ладони позволяет легче осуществить захват. Кроме того, Чэн Тинхуа внедрял в свои уроки тактику попытки выхода за спину соперника, а также использование ударов в сочетании с бросками.
Разделение основго стиля 5-ти новых направлений
Другие ученики пришли к основателю боевого стиля – Дун Хайчуаню, когда он был уже старым и поэтому, они проучились у него совсем не долго. После смерти учителя, его ученики продолжали свою учебу у Чэн Тинхуа, а некоторые из них также получали дополнительные указания от Инь Фу, который редко и не охотно делился своими знаниями.
Таким образом, возникло несколько направлений боевого искусства багуачжан:
- последователи Лян Чжэньпу (1863-1932);
- последователи Лю Фэнчуня (1853-1922);
- последователи Чжан Чжанькуя (1859-1940);
- последователи Лю Баочжэня (1861-1922);
- последователи Гао Ишэна (1866-1950) (ученик Чэн Тинхуа).
Победа бойца Багуачжан над русским бойцом в турнире силачей из десяти тысяч земель
Хань Муся был не менее известным учеником и последователем Чжан Чжанькуя. В 1918 году, Хань принимал участие в Тяньцзине в турнире под названием «Турнир силачей из десяти тысяч земель». Он стал известным тем, что ему удалось победить русского бойца, которого до этого никто из китайцев не мог победить.
Победа в турнире принесла Хань Муся заносчивость настолько, что он осмелился бросить вызов своему учителю. К его несчастью, этот бой, он проиграл, после чего Чжан и Хань стали злейшими врагами. Чтобы вычеркнуть информацию о своей учебе у Чжана Чжанькуя из собственной истории, Хань Муся придумал историю о том, что Дун Хайчуань учился у самого даоса Би Чэнся, который помимо Дуна учил и других учеников, и что якобы Хань учился у ученика Би Чэнся и никаким образом не связан с учениками Дун Хайчуаня.
Такой истории придерживались и другие бойцы боевого искусства багуачжан, поскольку эта история повышала их социальный статус, среди таковых последователей был и Гао Ишэн.
Появление первого института по Багуачжан в 1928
В 1928 году в китайской столице – г. Нанкине был основан первый Центральный институт гошу. В этом институте преподавалось много разных искусств, но среди основных и обязательных были уроки багуачжан. Это позволило данному боевому стилю стать широко известным в Китае. Во времена начала войны в Японии в 1937 году, столица, вместе со своим институтом была эвакуирована в город Чунцин провинции Сычуань.
Такой переезд позволил дальше распространяться багуачжан, далеко за пределы своей столицы. В наше время такое перемещение института привело к тому, что американские писатели начали выдумывать легенды о якобы существующем в регионах Китая особого искусства «эмэйского багуачжан».
Этапы изучения в школах боевого искусства
В то же время, не смотря на некоторые различия, система тренировок остается единой, во всех школах багуачжан.
- Сначала все ученики тренируются в «движении по кругу», для того, чтобы выработать навык постоянного ухода с прямой линии, а также для того, чтобы привыкнуть контролировать собственный центр тяжести.
- Спустя несколько лет таких тренировок, следующим изучается комплекс под названием «Динши бачжан», что значит «Восемь ладоней установленных форм», где прорабатываются все 8 разных положений ладоней. Важно отметить, что разные направления школ практикуют одни и те же методы, используя разные названия.
- После этого, изучается следующий комплекс под названием «Бяньши бачжан», что соответственно означает «Восемь ладоней изменяемых форм».
- После того, как ученик овладел всеми этими техниками, он начинает изучать более высокие комплексы, такие как «Тайные ноги», «8 форм – 8 образов», «24 формы», а также технику работы в паре, управление оружием и специальные техники перемещений.
Описание упражнения «Облет девяти дворцов»
Довольно интересным является упражнение под названием «облет девяти дворцов», для исполнения которого вкатывается в землю 9 двухметровых шестов, на территорию 3 на 3 метра, которые потом ученик должен непрерывно обходить в определенном порядке. Такое упражнение приучает ученика к навыку ведения боя в толпе.
Кроме того, каждое упражнение имеет сразу несколько уровней сложности. Так, самым простым уровнем считается прохождение препятствия на почти прямых ногах. Со следующими уровнями постепенно понижается уровень тела таким образом, чтобы в конечном итоге, ученик перемещался с бедрами параллельными земле.
«Облет девяти дворцов» осуществляется сначала обычным прохождением, а потом, поднимаясь на каждый новый столб, начинается что-то вроде «боя с тенью».
Тренируясь таким образом, ученики укрепляют ударных поверхностей, а также противоударной закалкой тела. Множество мастеров боевого искусства багуачжан прославились благодаря своему идеальному владению техниками «железной рубашки» и «железной ладони».
Отношение искусства к оружию
Боевое искусство багуачжан, за всю свою историю, никогда не разглядывалось и не изучалось как армейское искусство, а напротив, было искусством индивидуального метода борьбы. Потому, самые стандартные виды оружия в этом искусстве имеют более специфическую форму, и даже специальное применение. Так, использование мечей, которые были в полтора раза длиннее обычного или шестов в багуачжан, во время тренировок прорабатывают упражнение под названием «короткое использование длинного оружия».
Одним из самых любимых оружий основателя техники багуачжан – Дун Хайчуаня, является «острия петушиной лапы» – редкое парное оружие, которое имеет сложную форму.
Но, многие популярные издания сообщают, что оружием Дун Хайчуаня были именно «секиры уток-мандаринок» – парное оружие, которое имеет вид перекрещенных полумесяцев с не заточенными лишь теми частями, за которые нужно держаться.
секиры уток-мандаринок
Согласно разъяснениям Ли Цзымина, такое сообщение является неправдивым, так как такое оружие придумал мастер ушу Тун Даочан, а само название оружия, он взял из сборника рассказов названых «Портреты храбрых и честных борцов за справедливость» Чана Цземао, который использовал имя Дун Хайчуаня для создания прототипа Тун Линя – главного персонажа своего сборника.
Комментарии