68

Балинтавак Эскрима: история

Слово «Балинтавак» означает героев и известных борцов времен восстания против испанского господства на Филиппинах. Также это название дано небольшой улице в Себу Сити, где располагался клуб эскримы Венансио «Анчонга» Бэкона. В свою очередь, система Анчонга стала именоваться по названию улицы, где находился клуб.

Балинтавак разрабатывался Анчонгом Бэконом еще в 1930-х годах, но свое название система получила после открытия клуба в 1951 году. Эта система отражала  видение Филиппинских Боевых Искусств Бэкона и предназначалась для укрепления и сохранения боевой составляющей эскримы.

Основная дистанция ведения боя: медиа, ларга-медиа. Преимущественно используется прямолинейная манера ведения боя, нацеленная на скорейшее поражение противника ударом. Особое внимание уделяется развитию рефлекторных навыков ответа на агрессию, нарабатываются защиты и спонтанные атаки по уязвимым зонам противника. Работа скоростная, взрывная, перемещения в довольно низких позициях. Часто используется парная наработка связок и техник.

В технический арсенал школы входят: работа одной и двумя палками, ножом,  работа с балансом в движении, парирования, уловки, обманные движения, подножки и подсечки, захваты, развороты в движении и неожиданные изменения направления, удары с одновременной обороной, и множество комбинаций ударов палкой, кулаком, локтем, коленом, ногой или головой.

ГМ Ник Элизар и Норман Элизар демонстрируют одно из упражнений Балинтавак в свободном варианте
Себу, февраль 2010 года

Детальная и четкая проработка палочного боя позволяет свободно применять в бою изученные техники и перекладывать их на другие виды оружия. В ножевом бое и бое без оружия используются и развиваются навыки, полученные при изучении палочного боя.

В Балинтавак используются двенадцать базовых углов, которые составляют базис возможных атак палкой. Эти двенадцать атак есть основа, на которой студент может строить и практиковать базовые, полу-продвинутые и продвинутые техники боя.

Классическое обучение Балинтавак включает два важных этапа, которые разбиты  на более мелкие:

  • 12 базовых атак, защиты и контр-атаки, система групп-связок, удары коротким концом палки, обезоруживания

  • продвинутые техники, продвинутая работа ногами, инструкторский уровень

Все техники должны быть продемонстрированы с силой, скоростью, хорошим контролем и правильной механикой тела. Экзамен по базовым техникам не засчитывается сразу, если студент: теряет палку при исполнении техник, нецензурно выражается или наносит случайный неконтролируемый удар партнеру.

История создания. Венансио «Анчонг» Бэкон

В начале XX столетия закончился 300-летний период колонизации Филиппин Испанией, но на их место пришли американцы. В это непростое время перемен, в 1912 году в городе Каркар провинции Себу родился Венансио Бэкон. Он вырос в городке Сан Николас, недалеко от Себу Сити, и, впоследствии, стал одним из самых влиятельных и известных мастеров на Филиппинах. Еще подростком он начал изучал эскриму в 1920-м. Но формирование его как эскримадора произошло в городке Сан Николас. В жизни Венансио приходилось участвовать в хуэго тодо и многочисленных поединках; в конце концов, он даже оказался в тюрьме.

В 1920 году в Себу была основана одна из первых известных школ эскримы, «Клуб Фехтования Лабангон». Семья Сааведра, а особенно Лоренцо Сааведра и его племянники Теодоро и Фредерико Сааведра, и старшие братья Каньете оказали самое сильное влияние на формирование этого клуба. Венансио Бэкон был учеником Лоренцо Сааведра и близким другом семьи. Лоренцо «Татай Энсонг» Сааведра приписывают организацию клуба Лабангон. Клуб фехтования Лабангон изначально состоял из шести различных групп представителей разных стилей эскримы. Лучшими учениками Лоренцо были его племянник Теодоро и Венансио Бэкон. Сааведра называл свою систему боя Корто Линеар, но был известен мастерством и в других стилях. В конце 1920-х, в силу политических разногласий между одними членами клуба и безразличного отношения других, «Лабангон» прекратил свое существование.

Позже в 1932 семьи Сааведра и Каньете основали другой клуб эскримы, известный как «Досе Парес» клуб. В новую организацию входили некоторые участники из старого клуба «Лабангон». Участники хотели дать клубу  более яркое и узнаваемое имя, и избегали названия Лабангон (название пригорода Себу). Есть несколько версий, почему было выбрано название Досе Парес (исп. Doce Pares – двенадцать пар). В состав клуба входили три эскримадора из семьи Сааведра и девять из семьи Каньете, изначальное количество участников было 12. Также Досе Парес означает двенадцать секторов атак и защит, выстраивающих фундамент системы. Еще Досе Парес символизирует двенадцать пар рыцарей или паладинов Карла Великого, упомянутых в средневековых легендах. Название было взято из популярной пьесы, исполняемой бродячими актерами на Филиппинах в конце XIX начале XX века. К изначальному количеству участников вскоре примкнули еще 12, образовав двенадцать пар. Венансио Бэкон был одним из этих 24-х участников. Несмотря на то, что некоторые члены клуба выступали простив Анчонга, он остался и сделал достаточно для развитие клуба.

Вторая Мировая накрыла архипелаг в 1941 году. С началом японской оккупации многие эскримадоры стали партизанами, использовали свое искусство для защиты своего народа. В то время Теодоро Сааведра погиб от рук японских солдат.

Уже после войны, после смерти Лоренцо Сааведра в Досе Парес начались серьезные раздоры и разногласия. Анчонг Бэкон, находившийся в ожесточенной вражде с кланом Каньете, покинул клуб. Он решил основать свой собственный клуб и открыл его в 1951 году. В изначальный состав входили Винсент «Интинг» Атилло, Дельфин Лопез, Джезус Чуи, Тимотео «Тимор» Маранга, Лоренцо Гонзалес, Исидоро Бардилас, Андреас Олайбар и некоторые другие.

Слева направо мастера Балинтавак: Хосе Вилласин, Джонни Чиутен, Анчонг Бэкон, Теофило Велез

Тренировки в новом клубе проходили на заднем дворе магазина часов, принадлежащего Эдуардо Бакули, одному из студентов Анчонга. Слово Балинтавак ассоциировано с тремя достоинствами: сила, мужество и честь. С того дня слово Балинтавак связано с именем Венансио Бэкона и его стиля эскримы, доказывавшего свою эффективность в противодействии насилию снова и снова.

Обладая ростом в 160 см и весом не более 55 килограмм, Венансио Бэкон был очень скромным человеком. Он был ветераном многочисленных смертельных схваток в Себу. По описанию своих студентов, быстрый как молния Анчонг маневрировал во время боя мягко, заставлял работать на себя баланс и координацию противника. Он был известен  своей почти хирургической точностью работы палкой и способностью контролировать силу удара при нанесении его в любую часть тела противника. Но главным его достоинством было постоянное стремление улучшать и привносить новое в его искусство, годами исследуя и разрабатывая техники, он никогда не останавливался на этом пути. Анчонг учил своему искусству тех, кто очень хотел ему научиться.

Одним из самых первых его студентов был Делфин Лопез, суровый полицейский, разгонщик демонстраций, силовик и бабник. Лопез уже был опытным бойцом, когда встретил Венансио Бэкона, но что-то увидел в этом невысоком человеке. Лопез был крепок, мускулист, ростом почти 180 см, он возвышался как гора над Венансио. Померившись силами в легком, дружеском поединке с Анчонгом, Делфин Лопез быстро осознал свои реальные бойцовские возможности. Когда они сошлись с палками в руках, Лопез перешел в наступление и бросился на оппонента, но был обезоружен и опрокинут. Получая множественные удары по телу, Делфин Лопез лежал на земле. Бой продолжался всего несколько секунд, но за это время Бэкон «выиграл» еще одного верного ученика.

50-е 60-е годы XX столетия называют «Золотым Веком» эскримы в Себу. Эскримадоры из различных школ, в основном из двух ранее упомянутых, проверяли навыки друг друга в поединках. Это приводило и к серьезным травмам и к смертям. Некоторые схватки проводились открыто и достойно, но случались и коварные нападения. Так Винсент «Интинг» Карин из Досе Парес подвергся нападению нескольких человек, получил серьезные травмы, но двоих из нападавших он убил. Делфин Лопез был убит ножом со спины. Венансио Бэкон попал в засаду в темноте, когда возвращался домой в Лабангон, он убил нападавшего. Бэкон был осужден за убийство напавшего на него с ножом человека,  несмотря на случай самообороны, судья решил что опыта и мастерства Бэкона было достаточно, чтобы не доводить схватку до летального исхода.

Венансио Бэкон был условно-досрочно освобожден из тюрьмы в середине 70-х. Когда он вернулся в Себу, то продолжил контролировать обучение студентов, чтобы быть уверенным, что качество обучения все так же высоко и соответствует его требованиям.

Чито Велез, Мео де ла Роса, Нене Гаабукаян, Анчонг Бэкон, Рэй ла Виктория, Бобби Табоада, Теофило Велез
Форт Сан Педро, 1976 год

Анчонг регулярно посещал занятия, проводимые Хосе Вилласином и Теофило Велезом. Здесь Бэкон увидел следующее поколение бойцов Балинтавак и остался доволен. Венансио Бэкон был уверен, что его старые ученики сохранят доброе имя Балинтавак и смогут за эти годы обучить эскримадоров высокого уровня. Через несколько лет Венансио «Анчонг» Бэкон умер, оставив миру наследие, известное как Балинтавак эскрима.

Тинонг Ибанез, Теофило Велез, Джонни Чиутен и Хосе Вилласин с учениками

Сегодня, благодаря усилиям таких мастеров как Никомедас «Ник» Элизар, Бобби Табоада, Нене Гаабукаян, Балинтавак известен по всему миру и является одним из самых уважаемых стилей Филиппинских Боевых Искусств.

Систематизация программы обучения

После смерти мастера началась активная систематизация знаний в Балинтавак эскрима и составление качественной программы обучения. В частности, приверженцем систематизации и программы обучения был юрист Хосе Вилласин, который разделил систему на различные группы техник; студенты, наработавшие одну такую групп-связок, могли перейти к изучению следующей группы. Но как часто это бывает, подобная инициатива приводит к разделению единого направления на школы и ветви. Некоторые студенты Бэкона и некоторые из их общих с Сааведра учеников продолжили обучение старым способом, по методом «произвольных инструкций».

ГМ Теофило Велез и ГМ Бобби Табоада

На сегодняшний день изначальная версия стиля Балинтавак, как обучал ему Венансио Бэкон, не преподается, но есть несколько различные веток Балинтавак. Некоторые инструкторы используют систему групп-связок техник, а некоторые продолжают обучать манере одиночных атак-защит, как это было изначально. Многие принципы и концепции Балинтавак были заимствованы другими стилями Филиппинских Боевых Искусств, например, известный мастер Реми Пресас, создатель стиля Модерн Арнис, обучался у Венансио Бэкона.

Известные последователи Балинтавак эскрима

Имена многих мастеров Балинтавак остались в истории, известнейшие среди них: Тимотео Маранга, Арнульфо Монгкал, Хосе Вилласин, Теодоро Буот и Сэм Буот, Теофило Велез. Два самых уважаемых и известных учителя Балинтавак были Хосе Вилласин и Теофило Велез.

Всемирно известные мастера Балинтавак наших дней: Никомедас «Ник» Элизар и Бобби Табоада, Джон Вилласин и Вер Вилласин (сыновья Хосе Виллаcина), Сэм Буот, Серхио Арсел, Артуро Санчез, Бобби Табимина, Чито, Мони и Эдди Велез, Криспуло Атилло.

ГМ Никомедас «Ник» Элизар (слева) и ГМ Бобби Табоада (справа)

ГМ Бобби Табоада на семнаре 2007 года в Сиднее

Статья — переводной материал из различных источников.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector