64

Камера, мотор, бокс! Спортсмены, ставшие первыми кинозвездами

Камера, мотор, бокс! Спортсмены, ставшие первыми кинозвездами

Фото боя Джеймса Корбетта и Боба Фрицсиммонса

“Бокс создал кино”, — написал историк Люк Маккернан о снятом в 1897 году бое Джеймса Корбетта и Боба Фрицсиммонса. PROСПОРТ рассказывает об этой ленте, показывает фрагменты самых ранних сохранившихся на видео соревнований и объясняет, зачем первые кинорежиссеры работали со спортсменами

Поединок Джеймса Корбетта (James J. Corbett) и Боба Фрицсиммонса (Bob Fritzsimmons) за звание чемпиона в тяжелом весе состоялся 17 марта 1897 года в Карсон Сити (штат Невада, США). Корбетт на тот момент уже пять лет считался обладателем титула и к бою с Фрицсиммонсом подходил в статусе фаворита. Хотя ранее проиграл Бобу в неофициальном спарринге.

Справка. Первая организация, которая стала официально присуждать титул “чемпион мира” — Международный боксерский союз (IBU, сегодня его правопреемником считается Всемирный боксерский совет — WBC), была образована в 1910 году. До тех пор “чемпионами” признавали победителей наиболее значимых боев. Джеймс Корбетт стал вторым чемпионом в истории — после победы над первым, Джоном Салливаном (John L. Sullivan), 7 сентября 1892-го.

Организацию поединка Корбетта с Фрицсиммонсом взяли на себя изобретатель Енох Ректор (Enoch J. Rector) и профессиональный промоутер Дэн Стюарт (Dan Sruart). Ректор был знаком как с боксом, так и с современными технологиями кино. Он несколько лет трудился в компании Томаса Эдисона, занимавшейся созданием и совершенствованием кинетографа и кинетоскопа — устройств, позволявших снимать и воспроизводить движущиеся изображения. С Корбеттом Енох пересекался еще во время съемок самой коммерчески успешной ленты своего времени — “Корбетт и Кортни перед кинетографом”.

Камера, мотор, бокс! Спортсмены, ставшие первыми кинозвездами

“Корбетт и Кортни перед кинетографом” (Corbett and Courtney Before the Kinetograph) — видеозапись боя Джеймса Корбетта с Петером Кортни (Peter Courtney) 7 сентября 1894 года. Поединок был постановочным и проходил по особым правилам. Раунд длился одну минуту вместо трех (более длительную съемку на кинетограф произвести было невозможно); размеры ринга уменьшили, чтобы он целиком мог оказаться в кадре; Корбетт должен был выиграть в 6-м раунде.

Запись каждого раунда позиционировалась (и, соответственно, продавалась) как отдельный фильм. Общая сумма, заработанная создателями фильма, не озвучивалась. Профессор кинематографии Йельского университета Чарльз Массер (Charles Musser) писал, что только Корбетт на продажах этой картины заработал более $15 тыс.

Коммерческому успеху ленты способствовал и тот факт, что в некоторых американских штатах бокс в конце XIX века был запрещен; “Корбетт и Кортни” оказался единственным шансом для местных жителей увидеть поединок своими глазами. Смотреть запись нужно было по очереди: кинетоскоп (устройство, воспроизводившее снятую на кинетограф ленту) представлял собой короб с отверстием лишь для одной пары глаз.

Сохранившийся фрагмент фильма “Корбетт и Кортни перед кинетографом” (1894). Видео:

Переговоры

Енох Ректор в 1897-м уже владел средствами, которые позволяли снимать полнометражные фильмы и показывать их в кинозалах — для широкой аудитории. Именно в споре за авторство этой технологии (она называется «Петля Лэтэма» [Latham Loop]) он в свое время и разругался с компанией Эдисона. В январе Ректор, Стюарт и будущие соперники (Корбетт и Фрицсиммонс) подписали контракт, по которому победитель боя должен был получить $10 тыс.

Позже представители Корбетта и Фрицсиммонса обращались к организаторам в индивидуальном порядке. В итоге договорились, что в не зависимости от результата сторона каждого из боксеров получит по 25% прибыли, которую принесет продажа фильма, а 50% разделят между собой Стюарт, Ректор и Самюэль Тилден (Samuel J. Tilden). Последний принял сторону Еноха в споре патентов с компанией Эдисона и вместе с ним покинул компанию.

По разным данным “Бой Корбетт-Фрицсиммонс” (The Corbett-Fritzsimmons Fight) заработал от $100 тыс. (по оценке историка Чарльза Массера) до 750$ тыс. (по оценке продюсера ленты Уильяма Брэйди [William A. Brady]).

Камера, мотор, бокс! Спортсмены, ставшие первыми кинозвездами

Картина

Длительность оригинального фильма составляла, по разным свидетельствам, от 71 до 100 минут. Так как “Бой Корбетт-Фрицсиммонс” готовился к демонстрации на больших экранах, в ленте предусматривались минутные перерывы между раундами — чтобы комментировавший картину человек смог сделать необходимые ремарки для публики.

Перед началом боя — в течение 5 минут — соперников представляли Джон Салливан (тот самый, у которого Корбетт выиграл титул в 1892-м) и его менеджер Билли Мэдден (Billy Madden). В конце фильма в течение 10 минут демонстрировался ринг, на который стали выбегать зрители

Первая часть сохранившейся записи фильма “Бой Корбетт-Фрицсиммонс”. Видео:

“Бокс создал кино”, — написал о снятой ленте историк Люк Маккернан (Luke McKernan). Помимо описанных выше приемов, специально для этого фильма Ректор создал новый формат кадра — 1,65:1. В стандартный для того времени кадр ринг бы попросту не поместился. “Бой” стал первым в истории кинематографа фильмом, снятом в “широкоэкранном” формате.

Результат. Бой заканчивается ударом Фрицсиммонса в солнечное сплетение Корбетта в 14-м раунде, после которого действующий чемпион не смог подняться. Боб Фрицсиммонс был провозглашен чемпионом мира. Он защитил титул в 1897-м в бою с Лью Джослином (Lew Joslin) и уступил в 1899-м Джеймсу Джеффрису (James J. Jeffries). В 1902-м Фрицсиммонс снова проиграл Джеффрису в реванше.

Фрицсиммонс занимает 8-е место в топ-100 лучших “панчеров” (от англ. punch — удар) всех времен по версии журнала Ring.

Первые шаги

Спорт многократно приходил на помощь специалистам компании Томаса Эдисона, работавшим над созданием и совершенствованием первых аппаратов видеозаписи. Например, самая ранняя картина, которая хранится в Библиотеке Конгресса (здесь находятся наиболее значимые ленты в истории кинематографа), — “Ньюаркский атлет” (Newark Athlete).

Это 12-секундная лента из двух фрагментов, на которой запечатлен мальчик, вращающий булавы. Снята она была в 1891 году ради того, чтобы проверить возможности киноаппаратуры по фиксации движений.

“Ньюаркский Атлет” (1891). Видео:

В том же 1891-м подчиненные Эдисона Уиллиам Диксон (William K.L. Dikscon) и Уильям Хейз (William Heise) сняли “Боксеров” (Men Boxing). Перчатки надели на сотрудников компании, которым предстояло изобразить бой перед камерой. Опять же — для проверки качества записи хаотично движущихся объектов.

“Боксеры” (1891). Видео:

Эксперименты компании Эдисона к 1894 году позволили наконец сделать запись встречи двоих профессиональных боксеров. За пару месяцев до уже упомянутого боя Джеймса Корбетта и Петера Кортни в студии состоялся спарринг Майка Леонарда (Mike Leonard) и Джека Кушинга (Jack Cushing). Леонард выиграл нокаутом в шестом раунде — бой был постановочным.

“Бой Леонард-Кушинг” (Leonard-Cushing Fight) считается первой в истории киносъемкой боксерского поединка.

“Бой Леонард-Кушинг” (1894). Видео:

Бонкус: котики-боксеры

20-секундное видео “Боксирующие коты профессора Уэлтона” (The Boxing Cats [Prof. Welton’s]) было снято на студии Эдисона летом 1894 года — примерно в то же время, что и “Бой Леонард-Кушинг”.

В кадре — Генри Уэлтон и два кота с перчатками на передних лапах.

“Боксирующие коты профессора Уэлтона” (1894). Видео:

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector