Ниндзюцу

О ниндзя сегодня знает даже ребенок, а вот о том, что есть такой вид боевого искусства, как ниндзюцу, известно далеко не каждому взрослому. О том, как зарождалось это единоборство, какое отношение к нему имеют отшельники, проживавшие в Японии в 9-12 веках, об их тренировках и другом, узнать можно из этого раздела. Существующие китайские источники описывают Ниндзюцу, как искусство создавать атмосферу секретности, быть незаметными для окружающих. Искусство ниндзя передавалось только близким родственникам, входившим в сплоченный клан. Если кто-то раскрывал секреты, то его ожидала неминуемая смерть. Ниндзя использовали всех уровней феодалы, затем, террористы, диверсанты, шпионы, которым нужно было не просто совершить теракт или убийство, но и обязательно возвратиться живыми.

Самый известный в современном мире патриарх ниндзюцу родился 2 декабря 1931 года в небольшом японском городе Нода префектуры Тиба. То есть в соответствии с воспитательной системой воинственной Японии подготовить мальчика к тому, что смерть за Родину это наивысшая честь, правительство успело, а вот послать его на войну, нет. Япония капитулировала 2 сентября 1945 г. когда Хацуми не было ещё и 14 лет.

Перестраховываясь, победители запретили в стране изучение боевых искусств, но для многих японцев они были единственным после поражения в войне способом сохранить в себе те принципы и идеалы, на которых их воспитывали с детства и многие продолжали тренироваться подпольно. Хацуми начал заниматься дзюдо за год до запрета, в 13 лет. Но причина, по которой он пришёл в боевые искусства и по которой продолжал занятия после их запрета, была более прозаичной, чем у остальных. Он просто спасал свою жизнь.

Ниндзюцу. Часть 3: 34-й патриарх Тогакурэ-рю Масааки Хацуми

Японский иероглиф «Нин» имеет несколько значений. Его можно перевести, как терпение, выносливость, так же он может означать и незаметный, скрытный. А иероглиф «Дзя» - означает личность. Таким образом, о Ниндзя можно сказать, что он действует незаметно и терпеливо. А Ниндзюцу переведём как Искусство тайных действий или Искусство терпеливых.

Однако если копнуть глубже, иероглиф «Нин» образован из двух меньших иероглифов, из который верхний означает «клинок», нижний - «сердце» или «дух». И 33-й патриарх школы ниндзюцу Тогакурэ-рю Тосицугу Такамацу, прозванный Монгольским тигром, переводил ниндзюцу как «Искусство побеждать врагов несмотря ни на что». 

Ниндзюцу. Часть 2: Искусство побеждать

Японский иероглиф «Нин» имеет несколько значений. Его можно перевести, как терпение, выносливость, так же он может означать и незаметный, скрытный. А иероглиф «Дзя» - означает личность. Таким образом, о Ниндзя можно сказать, что он действует незаметно и терпеливо. А Ниндзюцу переведём как Искусство тайных действий или Искусство терпеливых.

Однако если копнуть глубже, иероглиф «Нин» образован из двух меньших иероглифов, из который верхний означает «клинок», нижний - «сердце» или «дух». И 33-й патриарх школы ниндзюцу Тогакурэ-рю Тосицугу Такамацу, прозванный Монгольским тигром, переводил ниндзюцу как «Искусство побеждать врагов несмотря ни на что». 

Ниндзюцу. Часть 2: Искусство побеждать

Но во второй половине XII века в период войн между самурайскими группировками Тайра и Минамото Хаттори сделали роковую ошибку: они поддержали Тайра, которые потерпели сокрушительное поражение в войне с Минамото. В результате Хаттори потеряли весьма поестижное и доходное положение губернаторов провинции, однако удержали за собой небольшие территории в горах Судзука в провинции Ига. Судя по всему, именно потребность защиты своих владений от посягательств врагов и вынудила Хаттори заняться партизанской войной, оживить в памяти наставления китайских классиков по военному искусству, в том числе трактат "Сунь-цзы". Пригодились тут и знания в области саругаку, и опыт службы в охране дворца. 

Неизвестное нин-дзюцу Часть 7

В развитии нин-дзюцу гораздо более значимой чем ямабуси была роль японского военного сословия самураев. Об этом практически все авторы работ по истории нин-дзюцу вообще не упоминают, словно не самураи вели абсолютно все войны в феодальной Японии. Подобный подход опирается на идею противостояния культуры самураев и культуры ниндзя. Так, по утверждениям многих "историков", кодекс чести бысидо якобы не позволял им использовать шпионаж и военные хитрости, которые по этой причине стали уделом париев-ниндзя. Например, В.В.Момот в своей книге "Рожденные во тьме" (Харьков, 1992) пишет: "Он (самурай) никогда не ставит под сомнение поступки своего начальника и господина. Он может только воевать. Такой кодекс поведения приводит иногда к гротескным ситуациям. Так, порой самурай может заметить, что, например, его господин сошел с ума, тем не менее, он должен, так требует честь его звания, рисковать своей жизнью ради исполнения капризов этого монстра". 

Неизвестное нин-дзюцу Часть 6

Во многих популярных изданиях рассказывается о гонениях на горных отшельников (ямабуси) - последователей сюгэндо. Эти гонения были вызваны тем, что значительную часть ямабуси составляли самозванные монахи, проповедовавшие в народе совсем иную доктрину буддизма, нежели ту, которую подделживало правительство. Считается, что эти преследования и послужили толчком к развитию в среде горных отшельников тайных методов партизанской войны, маскировки и рукопашного боя, из которых впоследствии выросло нин-дзюцу. 

Однако при внимательном знакомстве с историей сюгэндо вскрываются многие слабые места данной версии. Так, преследования ямабуси продолжались очень недолгое по историческим меркам время, всего около двадцати лет, и быстро прекратились. Уже сразу после смещения монаха-министра Докё, главного противника горных отшельников, почти все ограничения деятельности ямабуси были сняты. Правительство потерпело решительное поражение в борьбе против сюгэндо, к которому примкнули даже некоторые представители аристократии и высшего буддийского духовенства. Поэтому особой нужды у горных аскетов в занятиях военным искусством не было. 

Неизвестное нин-дзюцу Часть 5

Примером реализации такого плана могут служить действия Исэ Сабуро Есимори, начальника разведки в войски Минамото Есицунэ во время войны между Минамото и Тайра в конце XII века. 

Когда Минамото Есицунэ высадился с небольшим отрядом на остров Сикоку, выяснилось, что там находилась сильная вражеская армия во главе с Ава-но Нориёси. Тогда Исэ Сабуро Есимори во главе всего 16 безоружных воинов выехал навстречу и вступил с Нориёси в переговоры. Он сказал, что в битве накануне пали многие родственники Нориёси, а его отец добровольно сдался в плен. По словам Есимори, "всю минувшую ночь он пребывал в великом горе, говоря мне: "Увы, сын мой Нориёси, ни сном ни духом не ведая, что я остался в живых, будет завтра сражаться и падет мертвый! Сколь это скорбно!" И стало мне жаль твоего отца, так жаль, что я прибыл сюда, дабы встретиться с тобой и поведать тебе эти вести. Решай же сам, как тебе поступить - либо принять бой и погибнуть, либо добровольно сдаться нам в плен и вновь свидеться с отцом... От тебя самого зависит твоя дальнейшая участь" (Повесть о доме Тайра. М., 1982, с.517). 

Неизвестное нин-дзюцу Часть 4

Итак, когда же возникло нин-дзюцу? Ответить на этот вопрос одновременно и очень легко, и очень сложно. Легко, потому что многие элементы этого искусства - следопытство, умение выслеживать врага, бесшумно подкрадываться - связаны с охотой, а потому были известны уже первобытным людям. Однако в средневековой Японии нин-дзюцу фигурирует не просто как набор разрозненных методов, а как стройная система, опирающаяся на разработанную теорию, то есть как особая наука и особое искусство. Наукой нин-дзюцу можно назвать благодаря строго логичному, рациональному строю его принципов, но, с другой стороны, оно, как всякое подлинное искусство не терпит шаблона и требует подлинно творческого подхода от своего исполнителя. Поэтому, говоря об истоках нин-дзюцу, важно определить с какого момента разрозненные элементы оказались соединенными в единую систему. 

Неизвестное нин-дзюцу Часть 3

Чтобы не быть голословным, процитирую книгу XVIII века "Названия самурайских родов" ("Букэ мёмокусё"): "Синоби-но моно выполняют различные шпионские задания. Поэтому их называют еще "кандзя" или "тёдзя". Таким образом, служба их заключается в том, что они тайно проникают в чужие страны (провинции) и узнают положение дел во вражеском стане или по временам, смешавшись с противником, выискивают его слабые места. Кроме того, проникнув во вражеский лагерь, они пускают огонь, и еще в качестве убийц убивают людей. Во многих случаях используются эти синоби. Называют их также "моно-кики", "синоби-мэцукэ" и еще по-разному. Если с самого начала служебные обязанности их не оговорены, нет таких заданий, которые бы им не поручали. 

Неизвестное нин-дзюцу Часть 2

Мало кто из нынешних поклонников боевых искусств не слышал о ниндзя. И хотя никто из них ни разу в жизни живого ниндзя в глаза не видел и толком никакого представления об их непонятном искусстве не имеет, за нин-дзюцу прочно утвердилась репутация самого-самого: самого боевого, самого хитроумного, самого выдающегося. И ничего удивительного в этом нет, ведь многочисленные авторы популярных брошюр твердят в один голос: "Прошедшие сверхчеловеческую по трудности физическую и психическую подготовку, прекрасно владеющие всеми приемами кэмпо без оружия и с оружием, ниндзя легко преодолевали крепостные стены и рвы, часами могли оставаться под водой, умели ходить по стенам и потолку, сбивать с толку погоню, сражаться с безумной отвагой". Ну как тут устоишь, чтобы рот не раскрыть. 

Неизвестное нин-дзюцу Часть 1