Самбо

Этот вид борьбы хорошо известен многим в нашей стране. Но даже для  тех, кто занимается Самбо, в этом разделе найдется полезная информация о многообразии тактики и техники этого единоборства, об истории создания, о правилах проведения соревнований, об используемых приемах борьбы и пр. У спортсменов, занимающихся самбо развивается ловкость, сила, быстрота, равновесие и гибкость, особенно в плечевом суставе. Единоборство включает техники борьбы стоя, лежа, а также переход от одной борьбы к другой. Подробно описываются захваты и стойки, обманные движения и передвижение, комбинации бросков.

В схватке, при отражении атаки немаловажную роль играет скорость реагирования на внешние раздражители и способность быстро ориентироваться в сложившейся обстановке и окружающем пространстве. В комплекс физических упражнений обязательно следует включать тренировки этих качеств. 

Простое, но довольно эффективное упражнение для развития реакции выполняют при помощи мяча. Встать лицом к стене на некотором расстоянии от нее и с силой бросать мяч и ловить, когда он отскочит от стены. Постепенно задачу усложняют: обычный мяч заменяют маленьким (например, теннисным), сокращают расстояние до стены, кидают несколько мячей сразу, проводят упражнение при приглушенном свете или в темноте. 

Упражнения на развитие реакции и координации в пространстве

Упражнения для шеи проводят в медленном темпе. Это могут быть наклоны головы вперед, назад, к левому плечу, к правому; повороты влево, вправо; круговые движения. 

После разогревающих упражнений последовательно проводят разминку суставов рук. В положении стоя, ноги на ширине плеч развести руки в стороны и сделать несколько круговых движений сначала кистями, затем предплечьями, чтобы работали локтевые суставы, а потом - всей выпрямленной рукой с максимальной амплитудой, тренируя плечевые суставы. В этой же стойке правую руку поднимают вверх, а левую опускают вниз вдоль тела. Предплечье правой руки заводят за голову, а левой руки - за спину, делая медленные рывки руками навстречу друг другу. Хорошим результатом считается сцепление пальцев на уровне лопаток. То же проводят со сменой рук. 

Упражнения на развитие гибкости суставов и повышение эластичности связок

Организм не каждого человека от рождения наделен физической силой. Однако каждый способен натренировать мышцы своего тела, сделать их более мощными и выносливыми. Для развития силы применяют упражнения с отягощениями и статические упражнения. 

Самый распространенный метод распределения нагрузки: по мере увеличения веса, которым нагружают мышцы, уменьшается количество повторений упражнения. Чтобы укрепить мышцы рук (бицепсы), принимают положение стоя, ноги на ширине плеч, руки с гантелями опущены вдоль туловища (локти направлены не в стороны, а назад), одновременно или попеременно ритмично поднимают предплечья с гантелями к плечам и опускают. Плечи и локти должны находиться в неизменном положении вдоль тела, работают только предплечья. Упражнение можно делать и со штангой. 

Упражнения для развития силы мышц

В жизни часто можно услышать выражение «крепко стоять на ногах». Возможно, и Вам приходилось слышать эти несколько слов. Что они значат? Обычно у этого выражения есть два смысла — прямой и переносный. В самбо встречаются оба варианта. 

Про самбиста, которого сложно вывести из равновесия, а тем более бросить на ковёр, так и говорят «он крепко стоит на ногах». Это не значит, что самбист стал как столб и стоит на месте без движения. Умение крепко стоять на ногах говорит о том, что самбист передвигаясь и маневрируя, филигранно управляет положением своего тела в пространстве. Такой самбист умеет здорово сохранять своё равновесие, принимая ту или иную стойку, реагируя на действия противника или навязывая ему «свою борьбу». 

В САМБО стойка борца характеризуется тремя основными составляющими: 

1) положением ступней; 

2) положением туловища (его наклон, поворот); 

3) степенью сгибания ног в коленных суставах 

(уровень приседа).

Стойки

В борьбе самбо, впрочем, как и в других единоборствах, можно выделить несколько основных положений борца, характерных для борьбы лежа, а также при падении после бросков или при переходах в борьбу лежа:

  1. лежа на спине,

  2. лежа на животе (низкий партер),

  3. стоя на четвереньках, здесь целесообразно выделить положение среднего партера и положение высокого партера,

  4. положение на коленях, и как вариант положение на одном колене.

Положения

В этой теоретической статье хотелось бы популярно изложить некоторые аспекты модели специалиста, обладающего определенным необходимым кругом знаний о предмете преподавания материала разномасштабного характера, необходимого для обучения различных контингентов.

Боевое самбо — рукопашный бой в настоящее время в силовых структурах преподается преимущественно по двум направлениям:

Как раздел общефизической подготовки.

Как специальный предмет (наряду со стрельбой и другими военно-прикладными направлениями).

Требования, предъявляемые к подготовке специалиста, довольно высоки.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СПЕЦИАЛИСТУ -ПРЕПОДАВАТЕЛЮ БОЕВОГО САМБО

ЛЕТОПИСЬ САМБО

Веника не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь

Русская народная пословица

История ничему не учит, если мы не хотим учиться

Даниил Гранин

ИСТОРИЯ САМБО

А - арбитр, Б - боковой судья, Р - руководитель ковра

Термин Жест Кто применяет Описание жеста
А Б Р
1 Представление участников X Стоит лицом к судейскому столу и симметрично по отношению к борцам. При представлении участника протягивает в его направлении прямую руку с рукавом рубашки соответствующего цвета. Затем одновременно поднимает до уровня плеч прямые руки (ребрами ладоней вниз), каждую в направлении соответствующего борца. Сводит руки на уровне плеч, указывая на середину ковра и подходя к этому месту одновременно с борцами.
2 Начало борьбы X При начале борьбы (или возобновлении ее с центра) дает свисток. Одновременно энергично проводит сверху вниз согнутой в локте рукой между борцами над центром ковра (до горизонтального положения предплечья). После этого делает шаг назад и занимает место, удобное для наблюдения за действиями борцов.
3 Чистая победа X Х Х Поднимает прямую руку с рукавом соответствующего цвета вверх, открытой ладонью вперед.
4 Четыре балла X Х Х Поднимает вверх согнутую в локте руку с рукавом соответствующего цвета, показывая четыре пальца (большой палец прижат к ладони) и поворачивая ладонь влево и вправо.
5 Два балла X Х Х Поднимает вверх согнутую в локте руку с рукавом соответствующего цвета, показывая большой и указательный пальцы.
6 Один балл X Х Х Поднимает вверх согнутую в локте руку с рукавом соответствующего цвета, показывая один большой палец.
7 Активность X Х Х Поднимает вверх согнутую в локте руку с рукавом соответствующего цвета. Сжатая в кулак ладонь развернута вперед.
8 Удержание X В момент начала удержания одновременно со словами: "Считать удержание!" - вытягивает вперед руку открытой ладонью вниз. Рукав рубашки соответствует цвету пояса борца, проводящего удержание. Если удержание проведено полностью (после слов "Удержание засчитано!") или удерживаемый борец ушел с удержания (после слова: "Ушел!"), арбитр опускает руку и соответствующим жестом показывает оценку приема.
9 Болевой прием X В момент начала болевого приема одновременно со словами: "Считать время болевого!", вытягивает вперед руку, сжав ладонь в кулак. Рукав рубашки соответствует цвету пояса борца, проводящего болевой прием.
10 Прием не считать X Х Делает 2-3 движения рукой (открытой ладонью вниз) в горизонтальной плоскости.
11 Положение "вне ковра" X Х Поднимает в сторону до уровня плеча прямую руку, ближайшую к границе ковра. После этого дает свисток и показывает прямой рукой на середину ковра. С этого места борцы должны возобновить схватку.
12 Перевод борцов из борьбы лежа в стойку X Х Дает свисток, после чего поднимает, сгибая в локтях, обе руки открытыми ладонями одна к другой. При этом предплечья должны располагаться вертикально.
13 Запрещенный прием X Х Поднимает руки до уровня груди и захватывает кистью одной руки запястье другой, после чего имитирует нарушение.
14 Замечание X Стоя лицом к судейскому столу на середине ковра, кладет руку с рукавом соответствующего цвета на плечо борца, нарушившего Правила, а другой рукой показывает знак "замечание" - большой и указательный пальцы соединены в кольцо, остальные - выпрямлены.
15 Предупреж­дение X Стоя лицом к судейскому столу на середине ковра, кладет руку с рукавом соответствующего цвета на плечо борца, нарушившего Правила, а другой рукой показывает оценку, соответствующую предупреждению.
16 Остановить время X Держа предплечье одной руки на уровне лица горизонтальной открытой ладонью вниз, приставляет снизу к середине этой ладони пальцы другой открытой ладони, расположенной вертикально, ребром вперед.
17 Схватка закончилась X Х Ставит предплечье косым крестом. Обе ладони ребром вперед.
18 Активизи­ровать борьбу X Вращает предплечьями согнутых в локтях рук перед грудью.
19 Требую внимания Х Поднимает вверх согнутую в локте руку открытой ладонью вперед и кистью руки делает 2-3 движения в вертикальной плоскости.
20 Требую предупреж­дения X Х Х Одной рукой с рукавом соответствующего цвета указывает на ту сторону ковра, которая закреплена за борцом, нарушившим Правила, а другой рукой показывает оценку, соответствующую предупреждению.
21 Борцы по местам X Дает свисток, после чего показывает прямыми руками (открытыми ладонями вниз) на углы ковра.
22 Объявление победы X Стоит на середине ковра лицом к судейскому столу, взяв борцов за запястья ( цвет рукава рубашки арбитра соответствует цвету пояса борца). Когда руководитель ковра объявляет победителя, арбитр поднимает его руку. Затем арбитр и борцы делают поворот кругом и арбитр вновь поднимает руку победителя (цвет рукава рубашки не соответствует цвету пояса борца). После этого борцы обмениваются рукопожатием и покидают ковер.
23 Объявление о снятии борцов (0:0) X Исходное положение то же. Когда руководитель ковра объявляет результат схватки, арбитр держит борцов за руки и не поднимает их. В остальном действует так же, как и при объявлении победителя.

ЖЕСТЫ СУДЕЙ В БОРЬБЕ САМБО

Выходя на ковер для проведения соревновательной схватки, или попадая в боевую ситуацию рукопашного поединка, самбист, встречается лицом к лицу с соперником, противником или группой противников. В первом случае действия оппонентов подчинены Правилам, а во втором, правил обуславливающих действия бойцов, нет. Но в том и другом случае, передвигаясь в пространстве, самбист, прежде всего, ориентируется на действия соперника. Определяющим моментом во взаимодействии соперников является такое понятие как "ДИСТАНЦИЯ". 

Под дистанцией в самбо понимается расстояние между соперниками. Дистанция в самбо определяется возможностью провести захват. Различают пять дистанций. 

Дистанции

История создания боевого самбо еще не написана. Известны имена лишь некоторых энтузиастов создания российской интернациональной борьбы - борьбы самбо и некоторых россиян - создателей Федерации боевого самбо России.

Еще до первой мировой войны в России начались поиски синтеза опыта, накопленного разными народами в области боевых искусств и единоборств. У истоков этого стоял знаменитый русский борец, “профессор атлетики” Иван Лебедев...

В 20-е годы работу продолжили Спиридонов, Короновский, Ознобишин, Яковлев, Солоневич. Их деятельность была обусловлена острой необходимостью вооружить народную милицию, чекистовприемами нападения и защиты. Созданное в 1923 году в Москве общество "Динамо" взяло этот труд на себя.

Боевое САМБО