Японские единоборства

Это древнее боевое искусство, объединяющее стили, существующие на разных островах архипелага и полуострове Индонезия. Его развитие было связано с древними религиозными церемониями и с необходимостью усиленного контроля прибывающих на острова торговых кораблей. Особенности стилей зависели от рельефа и климата островов. Например, для островов с глинистой скользкой почвой и большим количеством камней в основном характерны более устойчивые низкие стойки. 

С давних времен пенчак-силат входит в систему традиционного образования и его знание считается обязательным для взрослых жителей стран Малайского архипелага. 

Основыми преимуществами современной системы пенчак-силат считают естественность движений. Этим видом боевых искусств можно заниматься в любом возрасте. Каждый ученик находит свои собственные движения в зависимости от своих особенностей. 

Пенчак-силат

В Индии фехтование на палках имеет довольно распространенные названия: 'Латхи" в штате Махараштра, 'дхал лакади" в Гуджрате, 'карратам" в Андхра Прадеше, 'недувади" в Керале и 'силамбам" в Тамилнаду. Употребление длинной палки для самозащиты и нападения - это вид попурярной игры, которая была распространена в штате Тамилнаду в I и II веках нашей эры, во времена царствования тамилских королей, обладавших большим военным искусством. 

Сейчас этот вид древнего искусства можно найти в ряде районов Тамилнаду. Силамбам ныне является искусством самозащиты, применяемым простым народом штата Тамилнаду. Название этого искусства является звукоподражательным термином, который основан на свистообразном звуке, который возникает при размахивании эластичной бамбуковой палкой с огромной силой, энергией или при ударе его по противнику в бою.

Силабам

Стиль калари паятту (по разным версиям появился во 2 веке до н.э. или в IV веке нашей эры) до сих пор сохранился в штате Керала (Южная Индия). Это одно из древнейших боевых искусств мира. Искусство калари-паятту сохранилось до наших дней в ряде деревень и городов штата Керала, на юго-западе Индии. Оно известно и за пределами Индии, в том числе и в России. Согласно некоторым легендам, это искусство возникло во времена Мудрца Парашурамы, который обладал необыкновенными мистическими способностями. Он построил храмы и ввел в них изучение боевого искусства. Это искусство с древнейших времен было тесно связано с искусством танца - это служило символом разрушительного боевого танца Бога Шивы, означающего конец мира. Древние легенды рассказывают, что именно от Парушарамы при помощи самого Шивы на юге Индии в штате Керала появились знания о боевом искусстве. Было построено 64 храма, где обучали калари-паятту. В давние времена в каждом храме был свой мастер, а древние хнания тщательно берегли и передавали из поколения в поколение. Обучение проходило под постоянным наблюдением учителя. 

Калари-паятту

Ваджра-мушти можно перевести как "кулак грома и молнии", "алмазный кулак" или "кулак высшего мастерства". В технике этого стиля основное значение имеют очень быстрые и мощные прямые удары кулаком, хотя есть и броски. Основная боевая стойка ваджра мушти - с руками сжатыми в кулаки с крещенными внизу живота. Одна рука использовалась только для нападения, а другая - исключительно для защиты. Некоторые считают, что именно этот стиль изучал и принес в Китай Бодхидхарма в 6 веке н.э. Но здесь надо сказать, что по другой версии ваджра-мушти - это вовсе не стиль, а особый тип поединка, в котором противники вооружены специальным оружием - ваджрами - чем-то вроде коротких металлических дубинок (Вообще Ваджра - "Громовой жезл" - это оружие бога Индры).

Ваджра-мушти

Создателем 64 древних индийских искусств, описанных в Ведах считается Бог Шива - Шива Натараджа. По древним легендам первым учителем боевых искусств стал один из его учеников - Парашурама. 

На развитие боевых искусств Индии без сомнения повлияла древнейшая религиозно-философская концепция, которую мы знаем под названием йога (слово "йога" означает концентрацию и сосредоточенность, его можно перевести как "объединение"). Первые относящиеся к йоге письменные упоминания можно найти еще в Ведах. 

Древние боевые искусства Индии

Существует предание о воинах Кульсинат из личной гвардии Тамерлана, отряд которых, числом лишь шестьдесят, однажды вывел Железного Хромца из окружения трёхсотысячной армии, не потеряв ни единого человека. Пески давно засыпали следы величия Чингизидов, а род Чай Фу Шан, обосновавшийся на севере Китая, продолжал хранить и развивать древнее искусство: и воинские секреты, и ритуальные танцы, напоминающие боевые присмы, и эзотерические практики Цигун. Hе только воинами славен был род, но и врачевателями, и аскетами-отшельниками. Одни совершенствовали технику единоборств, охраняя торговые караваны в опасных переходах, другие же берегли тайны внутренней гармонии. 

Если история Кульсинат напоминает легенду, то его современность могла бы послужить сценарием для экзотического детектива. Мао Цзедун усмотрел в гордых и самолюбивых уйгурах угрозу идеологическому единству своего режима. Спасаясь от этнического геноцида остатки древнего этноса бежали в советскую Среднюю Азию. Среди уцелевших оказался и последний потомок Чай Фу Шан, а в его семье - присмный сын, наравне с родным получивший доступ к тайнам Кульсинат. Або, так звали приемыша, приобщился к учению в самом раннем возрасте, и вот уже около полувека Кульсинат является его жизнью. 

Кульсинат - боевое искусство воинов Тамерлана

Это уникальное искусство, занимает особое положение среди остальных методов ведения боя, так как главным оружием является не какой-либо предмет, не собственной тело бойца, а его голос. 

Даже в феодальной Японии, с ее общеизвестной расположенностью к мистике, это явление рассматривалось как таинственное эзотерическое, понять и овладеть которым до конца могут только посвященные. Слово киай состоит из двух иероглифов: ки и ай. Первый означает энергию, волю, а второй - средоточие, объединение. 

Происхождение искусства киай, обусловлено тем что первой естественной реакцией человека, попавшего в опасную ситуацию, был крик. Крик страха, крик для призыва на помощь, или для предупреждения своих друзей. Известно, что даже обычный громкий крик, обезумевшего от страха человека, может поколебать агрессивное намерение противника, а иногда, вообще, остановить нападение. Веря в эффективность этого действия, фактически все военные образования прошлого, причем не только восточные, но и западные, использовали человеческий голос, как неотъемлемую часть боя. 

Искусство концентрированного крика

Попривыкнув к словесному сквозняку вокруг идеи единоборчества, определимся в одном организующем начале этого явления. Будем исходить из того, что мир поделен между ортодоксальностью и свободомыслием, закономерностью и случайностью, теорией и практикой, то есть консерватизмом и либерализмом бытия. Схема имела бы больше практического толка, если бы искала единство обозначенных понятий, а не подчеркивала их антагонизм. Почему на стыке правых и левых течений целое чаще разрушается, чем крепнет? Это вовсе не риторический вопрос, ибо мировая состязательная культура тоже подвержена разделению на кулачный бой, борьбу и некое сочленение двух начал. В Древней Греции таковым был панкратион. Схождение, третья величина, не может быть независимым. Идея полной самостоятельности только разрушает базис правого и левого крыла, сводя в конечном счете образ бойца-пантакраста к одновременному плохому борцу и плохому боксеру. 

Общие сведения

В Бирме существует единый термин для обозначения боевых искусств вообще - "тхайн", или"мьянма тхайинг", что означает "бирманский рукопашный бой". Однако название это начали широко использовать лишь в 30-х годах нашего века. Как и в других языках,"тхацинг" - термин собирательный, и объединяет "набан" - борьбу, подобную греко-римской, имеющую индийское происхождение; "летхвэй" - оригинальный "бирманский бокс""бандо" - наиболее известную и в стране, и за рубежом систему рукопашного боя, сформировавшуюся под определенным китайским влиянием; "баншай" - техники работы с традиционным оружием. 

Данные о боевых искусствах впервые появляются в бирманских хрониках династии Паган (XI-XII века). Особо отмечается их расцвет в правление Анауратхи Минсау. Центрами развития и пропаганды боевых искусств были буддийские монастыри. Насколько сильно в них было китайское влияние, не совсем понятно, но техники медитации и концентрации, к которым там прибегали и прибегают по сей день, восходят к чань-буддийской традиции. Это важно иметь в виду, поскольку ведущим направлением бирманского буддизма является Тхеравада. 

Мьянма (Бирма)

Многие школы индонезийских и малайских боевых искусств имеют как боевой, так и театрально-показательный варианты. Типичным примером является пукулан (обобщающее название для стилей Западной Явы). Театральное направление пукулана представлено так называемым "танцем цветов". Боевой вариант - танец пата. Смягченным вариантом пата является бандар - женско-юношеский стиль, принципиально не силовой и не обладающий арсеналом сложных приемов; однако потребностям обороны он все же отвечает, поскольку способен создать иллюзию полной беспомощности перед лицом противника. Для этого в бандар включены причудливые, иногда откровенно комические элементы. Однако нападающий может убедиться, что беззащитность его жертвы не абсолютна: рассчитанный на человека, физически не способного к "честному" рукопашному бою, бандар успешно применяет атаки "исподтишка". 

Малайский архипелаг