Кендо или Кэн-дзюцу - личности повлиявшие на развите искусства меча, техника и история

Кендо

Искусство меча, культивирующееся самураями и зародившееся в X—XI вв., достаточно сильно отличается от всех европейских методик использования холодного оружия вне зависимости от того, будь то меч, сабля, палаш, шпаги или эспадон. Да и от китайской манеры фехтования на мечах оно отличается также достаточно существенно.

Кэн-дзюцу древнее искусство меча

Кендо

Сейчас это древнее искусство фехтования на мечах известно под названием кэн-дзюцу. Пройдя многовековой путь, «искусство меча» постоянно менялось и совершенствовалось. Славой и почитанием окружены имена некоторых из мастеров этого боевого искусства. Очень многие из старых мастеров кэн-дзюцу привносили в культивируемое ими искусство боя различные новшества, направленные на его улучшение.

Исторические личности внесшие вклад в Кэн-дзюцу

Многие школы боевых искусств (не только кэн-дзюцу, но и других направлений) организовывались и развивались при храмах. Не исключение и основаная в XV в. «Синтоистская школа храма Катори малой традиции Небесной души».

Идзаса Иэнао основатель

Идзаса Иэнао

Её основателем и первым сенсеем был Идзаса Иэнао.

Этот мастер внёс в кэн-дзюцу много значительных усовершенствований. Основанная им школа кэн-дзюцу длительное время занимала лидирующее положение в Стране восходящего солнца среди других школ этого боевого направления.

Миямото Мусаси усовершенствовал мастерство меча

Миямото Мусаси

Не меньший вклад в развитие и становление кэн-дзюцу внёс Миямото Мусаси. Имя этого поистине величайшего мастера владения мечом, одержавшего победу в шестидесяти (!) сложных (а ведь были и не столь серьёзные) поединках стало нарицательным и овеяно легендой. Он хотя бы тем уже великий Мастер, что умер своей смертью, что считалось, мягко говоря, большой редкостью для самурая вообще.

Этот великий Мастер в числе первых пришёл к активному использованию боккэна — изготавливаемую из твердой древесины точную копию настоящего меча. В эпоху сёгуната Токугава (сер. 16 — сер. 19 вв.) и с прекращением кровавых междоусобиц феодальных кланов, кэн-дзюцу стало развиваться по пути глубокого духовного наполнения и превратилось в наиболее прикладной из аспектов Дзэн-буддизма.

Одагири Сэкиэй ввел элекмент медитации

Кендо

Вслед за мастером Мусаси, выдающийся эдоский мастер кэн-дзюцу Одагири Сэкиэй стал призывать к уходу от агрессивной природы кэн-дзюцу и постепенному переходу в сторону самосовершенствования духовности и углубленной медитации.

Рассказывая о кэн-дзюцу и кэндо, необходимо сказать, что на протяжении многих веков существования японского искусства меча, обучение этому искусству шло с максимальным приближением к реальным боевым условиям, то есть с использованием настоящих боевых мечей и без каких-либо доспехов.

Мастера Кансин и Тадакэ ввели защитные пластины и нагрудник

Кендо

Так продолжалось до XVII в. когда мастера Кансин и Тадакэ разрешили своим ученикам во время тренировок, в качестве защиты, для предотвращения частых травм надевать на голову шлем с забралом, на предплечья - защитные пластины и нагрудник. Всё тот же Оно Тадакэ изобрел и ввёл в повседневную практику облегченный бамбуковый меч. Но на этом совершенствование тренировочных мечей не закончилось.

Наканиси Тюта ввел тренировочный меч

Кендо

Преемник мастера Тодакэ в середине восемнадцатого столетия усовершенствовал изобретение учителя и в результате получил используемый до нынешних дней «синаи» — меч из пучка бамбуковых полос, плотно перевязанного в нескольких местах. Таким образом, тренировочный меч стал лёгким и удобным.

До сегодняшнего дня синаи используется как основное учебное оружие при обучении кэн-до. Традиционно вес этого учебного меча составляет 1,36 кг, и длина почти равна 1 метру. В том же 18 веке ещё один мастер — Наканиси, в основанной им школе Итто-рю, дополнительно ввел рукавицу для защиты кисти. Мастер требовал от своих учеников максимальной концентрации и предельной отдачи в ударе. До XVIII в., как таковой, термин кэн-до отсутствовал.

Школа Абэ-татэ-рю ввела значение в Кэн-дзюцу - слияние с Великой пустотой

Кендо

В начале этого века школа Абэ-татэ-рю впервые ввела в употребление этот термин, вложив в него понимание высшего Пути, предназначенного для постигающего искусство меча. Пути, в согласии с постулатами Дзен-буддизма ведущего к моральному и ментальному восхождению, пути освобождения от суеты земных забот и соблазнов и к слиянию с Великой Пустотой.

Переименование кэн-дзюцу в кэн-до

Кендо

После падения сёгуната, революции Мэйдзи (1868 г.) и реставрации монархии самурайский класс был лишен права на ношение меча. В связи с этим развитие кэн-дзюцу временно прекратилось. Но спустя небольшое время это искусство возродилось уже под именем кэн-до и было принято как обязательный предмет, изучающийся в средних школах.

Уже в 1928 г. возникла Всеяпонская федерация кэн-до и несмотря на тяжёлые испытания лет войны и драконовские запреты на изучение боевых искусств с тех пор процветает. Особенно постарались в этом американские оккупационные власти в первые послевоенные годы. В наши же дни интерес к такому для многих экзотическому виду боевых искусств как кэн-до неуклонно растет.

Отличия боев в кэн-дзюцу и в кэн-до

Кендо

В кэн-дзюцу было сравнительно мало чисто «фехтовальных» элементов, в европейском понимании этого слова. Как правило, боец, заняв исходную позицию с поднятым мечом, ожидал, когда у противника «сдадут» нервы и он хотя бы на мгновение «откроется». После этого следовала атака. После превращения кэн-дзюцу в кэн-до в этом смысле мало что изменилось. Разве что в современном кэн-до используется стойка с горизонтально расположенным мечом.

Правила боев в Кэн-до

  1. В матчах кэн-до, как и в других японских спортивных боевых искусствах, побеждает выигравший два победных пункта из трех возможных.
  2. Очки даются за поражение определённых участков головы, горла, запястий, если в момент касания меча они находятся на уровне не ниже плеча, и двух чётко определенных участков корпуса.

Техника

Кендо

Техника кэн-до как и все боевые искусства включает в себя как традиционные для всех элементы, такие как стойки, защиту, атаку, уходы, так и чисто специфические и характерные только для кэн-до такие как синхронизация движений всех частей тела и в особенности конечностей и некоторые другие элементы.

Спаринг с ранвым или более сильным противником

Во время постижения «пути меча» боец обязан спарринговать как с равным по силе партнером так и с более сильным. В кэн-до большое внимание также уделяется ката и тестам на эффективность удара боевым мечом.

Мастера экстра-класса в этом упражнении демонстрировали настоящие чудеса, перерубая подброшенный волос, толстый сноп соломы, летящую стрекозу или молодое деревце. В среде мастеров кэн-до ценилось умение нанести несколько быстрых ударов на одной или разных высотах — например разрубить стоящую палку на несколько частей, без того, чтобы она упала или обрубить углы дощечки.

Легенды говорят, что некоторые мастера выполняли такие трюки с завязанными глазами, используя только свое «внутреннее видение». В наши дни такое искусство является достоянием единиц.

Техника контроля меча соперника

Кендо

В схватке мастер кэн-до (кэнси) должен атаковать одновременно как меч противника, так и его психику. Согласно канону, острие меча, является точкой приложения энергии ки. В поединке с использованием меча, борьба сводится, главным образом, к получению контроля меча одного из соперников над жизненно важными центрами другого.

Техника предугадывать следующее движение

Отвлекающие удары и движения исключительно направлены на то, чтобы лишить противника такого преимущества, и при малейшей возможности — нанести победный удар. После этого, необходимо выявить любимые приемы противника и общую, присущую только ему манеру его действий, как правило, обусловленных школой. Великие мастера прошлого могли по исходной стойке противника точно определить все его дальнейшее поведение в схватке, и как следствие, затем использовать это знание для ведения боя.

Техника нарушения уверености

Кендо

Наконец, основной предпосылкой для победы было нарушение уверенности противника в своих силах, умение вывести противника из душевного равновесия, смутить его взглядом, жестом или громким боевым кличем. И наоборот, предпосылкой успеха в обороне было умение сохранять хладнокровие и абсолютное спокойствие в любой ситуации за счет полной отрешенности, «растворения в Пустоте», получении озарения.

Техника боя с несколькими противниками

Достижение состояния му-син (озарения) гарантировало самураю победу не только над одним соперником, но и в противостоянии с несколькими противниками, одновременно нападающими с разных сторон. Все эти нападающие одновременно как бы оказывались в поле зрения некоего биорадара, воспринимающего минимальный сигнал опасности.

Видео: о Кендо

Читайте также: