Что мы знаем об Ушу
Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы «праформу» японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается фактом — даже в таком чисто японском виде боевых искусств, как каратэ, в первое время названия приемов и комплексов были заимствованы из Китая.
Если японские боевые искусств распространялись в мире по «официальной» линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная государственная политика, то китайское Ушу проникало в другие страны прежде всего через общины китайцев — эмигрантов. Именно от них Запад узнал о китайском Ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили, в основном, с Юга Китая, а многие были к тому же членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал применяться термин, распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, — гунфу. Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось, и мир узнал о боевом искусстве кунфу. Сначала на Западе кунфу преподавали в основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и европейцы. Долгое время такое преподавание носило довольно бессистемный характер, а под кунфу подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, сколько все те способы боя и оздоровления, которые не попадали под четкую систему каратэ. Естественно, не обошлось без создания новых «стилей» и «школ». Большинство из них представляло собой откровенные подделки под восточную экзотику, но некоторые оказались весьма удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с китайской традицией. Например система боя, созданная Брюсом Ли считается кунфу.
О китайских боевых искусствах заговорили еще в 60-х гг. XX-го века, но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда стало стремительно расти число залов для занятия кунфу.
Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или дополнение к каратэ —
«еще лучше», как писали о нем западные журналы типа «Inside Kungfu» и «Karate». Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как называются китайские боевые искусства, поэтому появилось название «китайский бокс», а известный популяризатор боевых искусств, Эд Паркер вообще писал о китайском карате.
Ситуация заметным образом изменилась в конце 70-х. Именно тогда стали выходить первые, пусть недостаточно профессиональные, но познавательные работы по истории и духовной традиции Ушу, потеснившие бульварную литературу о «смертельных касаниях и энергетических ударах». Так постепенно становилось ясно, что Ушу — явление более высокого порядка, нежели просто боевая практика.
Параллельно с этим власти КНР активизировали начатую еще в 50-х гг. пропаганду спортивного направления Ушу, созданного в результате упрощения традиционной практики. С одной стороны это переводило Ушу в область спорта, с другой должно было противостоять тем международным организациям, которые проповедовали традиционные ценности Ушу. Оно оказалось разделенным на «традиционное» и «современное». В ряде стран возникло даже лобби, толкующее Ушу исключительно как вид физкультуры,» пропагандирующее современные гимнастические комплексы. Пик этого движения пришелся на начало 90-х гг., однако затем начался резкий спад. Большого успеха это направление не приобрело, поскольку, с одной стороны, было ориентировано в основном на молодых и хорошо подготовленных спортсменов, а с другой игнорировало духовные аспекты Ушу.
В начале 80-х гг. популярность кунфу докатилась и до СССР. Изначально это выразилось в создании нескольких стилей, не имеющих ни аналогов в Китае, ни непосредственного отношения к Ушу. В частности, тогда родились стили чой, шоудао и ряд других.
С 1986 г. началась пропаганда спортивно-физкультурного направления Ушу. Большое количество поклонников завоевал чаньцюань «Длинный кулак» — молодой гимнастический стиль, созданный в 50-х гг. нашего столетия. Во многом это объяснялось тем, что первые энтузиасты боевых искусств ушу из-за недостатка информации не очень точно представляли себе, что же такое Ушу. Вскоре осознали, что «гимнастика ушу» связана, скорее, не с боевым искусством, а со спортивной гимнастикой и не дает ответов на многие вопросы, волнующие энтузиастов Ушу. Наиболее привлекательными становятся те стили, история которых насчитывает несколько столетий: шаолиньцюань, синъицюань, тунбэйцюань, чоцзяо и др.
Комментарии