Традиционный тайцзитанланцюань

Тайцзитанланцюань (кулак богомола Великого Предела) до нашего времени передается в Лайяне провинции Шаньдун, и имеет более чем трехсотлетнюю историю. Хроники кулачного искусства говорят, что его создателем является Ван Лан, и "чем знаменит Ван Лан - никто не знает". Если сравнивать с распространенным спортивным вариантом - подражательным танланцюань - то особенности его техники обобщаются в 12 иероглифов: ти (поднимать), на (хватать), фэн (запечатывать), би (перекрывать), чжань (наклеивать), нянь (брать щепотью), цинь (захватывать), те (приклеиваться), лай (приходить), цзяо (приказывать), шунь (вдоль), сун (пересылать). 

В тайцзитанланцюань в боевой наработке требуются следующие вещи: во-первых - цзин и шэнь должны быть омытыми, во-вторых - в формах должна быть чистота, в-третьих - в шагах должна быть легкость; руки не отделяются от груди, удар не отделяется от плеча;

высоко не оборонить, низко не преградить; хватаешь за одежду словно замыкаешь кольцо, приемы и подпирания - словно ловля и хватание; вывел руку - не видно руки, вышла рука - возвращается не впустую. Базой является "Наработка архатов в три оборота и девять поворотов", вспомогательным - "Требования по вскармливанию предельно верхнего", "Методы поднимания местожительства святых духов", "Бадуаньцзин", "Ицзиньцзин"; комплекс "луаньцзе" тренирует усилие окончаний рук, комплекс "бэнбу" нарабатывает трансформации методов корпуса, в комплексе "бачжоу" - 64 материнских формы, нарабатывающих усилие всего тела, в комплексах "чжайяо" собраны основы, в результате имеем "обычный человек вводит руку без метода, и достигнув место подвергается ранению, это и называют объединением всего в Великий Предел". 

Данный стиль резко отличается от комплексов созданного в наши дни спортивного танланцюань. Автор много лет обучался у учителя, хорошо изучил как кулачные методы, так и методы наработки. 

Перед отработкой следует внимательно изучить прилагаемый текст, чтобы не вышло "в начале пути ошибся на волосок - в конце пути получилось расхождение на тысячу ли". 

I. Первый этап:

Потребить ци: Встать прямо, ноги вместе, руки сжаты в кулаки у ребер (рис.1). Макушка подвешена, шея вертикальна, подбородок подобран внутрь, кончик языка упирается в верхнее небо, зубы слегка сомкнуты, взгляд направлен прямо вперед. Опустить плечи, свесить локти, вобрать грудь, выпятить спину, поднять анус, подобрать живот, колени слегка соприкасаются внутренними сторонами, стопы вцепились в землю. Не следует прилагать больших усилий. Точки бай-хуэй и хуэй-инь находятся на одной вертикали. Вдыхать носом, после тонкого, долгого, ровного, глубокого и полного вдоха медленно-медленно выдыхать также через нос. Замечание: при вдохе живот втягивается, при выдохе - выпячивается. Втягивание и выпячивание живота осуществляется медленно, согласованно с дыханием, не следует прилагать слишком большого усилия. Всего сделать девять вдохов-выдохов (следуя росту мастерства можно добавлять в день по одному вдоху-выдоху, доводя общее количество до 90). По завершении работы с дыханием медленно-медленно приподнять пятки и выдохнуть, вновь возвращаясь на место, опять же не следует прилагать силу. Так выполнить девять подниманий-опусканий. На этом завершается процесс потребления ци. 

Сталкивающие молоты: Перед началом тренировки следует найти участок земли удобной жесткости (чтобы упертые кулаки не погружались в землю). Встать прямо, ноги вместе, кулаками упереться в землю на ширине плеч. Вдохнув ци в живот одновременно медленно опустить корпус, выдыхая округлить живот и одновременно поднять корпус. В начале занятий следует дышать медленно, учиться с помощью ци стимулировать ли. С ростом мастерства дышать и отжиматься следует все быстрее. 

Стукающие руки: Найти дерево подходящей толщины. Встать прямо, ноги на ширине плеч, на расстонии одного чи от дерева, кулаки перед грудью. Левая нога отступает влево образуя мабу. Поясницей вызывая движение плеча, плечом пересылая локоть, локтем пересылая запястье средней частью лучевой кости правой руки ударить по дереву, кулак обращен ладонной стороной вниз, а внутренним краем - влево. Начинающему не следует прилагать большой силы, лишь до небольшого болевого ощущения в руке. 

Затем нанести удар обратной стороной правой руки, со средней частью локтевой кости в качестве точки приложения силы, вызывая поясницей движение вправо, форма шага при этом - большая дэншанши. Так тренироваться безостановочно. 

Важные пункты: при смене формы шага ноги, отталкиваясь от земли, излучают силу, кулаки обязательно должны быть сжаты. Начинающему за один раз следует выполнять упражнение по 50 раз на каждую руку. 

Непрерывные три удара: Встать прямо, ноги вместе, кулаки перед грудью. Шагнуть левой ногой образуя большую дэншаньши, одновременно нанести удар левым кулаком, выброс усилия длинный, плечо толкает вперед, правая нога толкает землю заставляя поясницу закручиваться вправо, переслать плечо вперед, подать локоть и способствовать выбросу силы запястьем; поясница поворачивается влево с одновременным ударом правым кулаком, затем поясница поворачивается вправо с одновременным ударом левым кулаком. Шагнуть правой ногой с одновременным ударом правым кулаком, затем повернуть поясницу и ударить левым кулаком, затем повернуть поясницу и ударить правым кулаком. Так тренироваться без остановки.

II Второй этап

Имеет целью усиление ведения мыслью а также соответствие нормам поведения. 

Хроники кулачного искусства гласят: для тренировки усилия-цзин существует отличное оружие - ци воздуха. Ци воздуха не противится силе, но обладает величайшей силой сопротивления, потому тренирующий цзин должен мочь и уметь обращаться с ним в совершенстве, его выброс должен непременно быть полон, его понимание непременно должно быть досконально. 

После натренировывания первого этапа далее можно тренироваться так. При тренировке техники представлять перед глазами противника, и каждый прием направлять в него; каждую секунду, каждое мгновение о чем бы ни шла речь - вдохе или выдохе - постоянно быть в состоянии сделать живот "наполненным"; выбрасывая в ударе кулак или ногу если нет выброса - то все, если выброс - непременно проникает; сила подобна речному потоку, с силой несущемуся вперед; в возвращении словно расслаблен и не расслаблен, в выбросе словно напряжен и не напряжен; знаешь соединение движения и покоя, жесткого и мягкого, пустого и полного. Нужно остерегаться беспорядочности в движениях. 

1. Закалка мысли во время тренировки непрерывных трех ударов осуществляется так:

На вдохе, сосредоточиться на районе в трех цунях внутри от точки инь-тан, не останавливаясь опустить мысль в даньтянь; на выдохе подумать о том как движется ци в даньтянь, бурлит и клокочет, не останавливаясь, опустить мысль до передней поверхности кулака и выполнить непрерывные три удара. По завершении сосредоточиться на даньтянь и урегулировать дыхание. 

2. Мысль во время сталкивающих молотов:

На вдохе подумать о даньтянь; на выдохе ци из даньтянь по позвоночнику идет в плечи и по внешним сторонам рук стекает в передние поверхности кулаков; на вдохе ци от передних поверхностей кулаков илет по внутренним сторонам рук через подмышки в даньтянь. По завершении сосредоточиться на даньтянь. 

3. Мысль во время стукающих рук:

На вдохе направить мысль в даньтянь, после наполнения даньтянь извергнуть ци, ци через позвоночник идет в плечи и стекает в предплечья, после наполнения предплечья нанести удар; по завершении провести ци до внутренней стороны рук и через точку тань-чжун опустить в даньтянь. 

4. Мысль во время стукающих ног:

На вдохе направить мысль в даньтянь, на выдохе ци из даньтянь идет до подошвы в точку юн-цюань, наносится удар, затем со вдохом ци из юн-цюань возвращается в даньтянь. По завершении направить мысль в даньтянь. 

5. Мысль во время сталкивания стены:

На вдохе наполнить даньтянь, затем извергнуть ци, мыслью ци из даньтянь проникает во все стороны, на вдохе ци всего тела собирается в даньтнь. По завершении направить мысль в даньтянь, сосредоточить в даньтянь ци всего тела. 

Важные пункты: направляя мысль в даньтянь, следует подумать только раз - и уже готово, не нужно слишком сосредотачиваться. Во время ведения - точно так же, только подумал о даньтянь - и ци тут же достигает передних поверхностей кулаков, не нужно думать о том, как именно идет ци, просто подумать о передних поверхностях кулаков - и все. В общем, не надо слишком напрягать мысль! 

Хроники кулачного искусства гласят: длинное и короткое, то длинное то короткое, либо одна рука длинная и короткая, либо из пары рук одна длинная а друга короткая, короткое превращается в длинное, длинное трансформируется в короткое, вместе выходят и входят, наступают и отступают. Поднимание - это когда бьют внизу и переворачивают наверх, опускание - это когда выходят вверх а заканчивают внизу, опускается посередине - и поднимается посередине, опускается рядом - и поднимается рядом, опускается посередине и поднимается рядом, опускается рядом и поднимается посередине, левое и правое непрерывны. Убегание - это взвиться телом и броситься прямо, содержит искуcсность убегающей мыши. Перепрыгивание - это споткнувшаяся нога идет вверх, содержит чудесность вылетающего из арбалета шарика, ловкость и скорость, одним усилием ровно подняться, поперечное и продольное помогают использованию, нужны как выход так и вход. Жесткий - нельзя согнуть, твердый - нельзя разбить, эластичный - словно ива гнется и раскачивается под встречным ветром, мягкий - словно родник просачивается сквозь песок и нет места, куда бы он не проник. Наступления и отступления внутри имеют пустое и полное, в пустом и полном содержатся наступления и отступления. Уворачивание - словно лампа мигнула перед взором - и свет сменился тенью, ищут - но не могут найти, можно использовать все - ладони, кулаки, локти, колени; если под уворачиванием понимать просто избегание - это непонимание смысла данного иероглифа. Обманывание - это обманывание. Вспрыгивание - это как растирать руками. Передвижение - это перемещение. В этом - смысл иероглифа "уворачивание".

Читайте также: