Техника Оямы

Новички, приходящие в залы воинских искусств под влиянием просмотра кинобоевиков, обычно ждут от мастера демонстрации каких-то невероятных приемов: высоченных прыжков с несколькими ударами ногами, незримых глазом скоростных ударов, изощренных приемчиков. Таков шаблон массового сознания, которое все измеряет КОЛИЧЕСТВОМ и не в состоянии оценить КАЧЕСТВО. Для профана мастер - это тот, кто бьет сильнее, быстрее, прыгает выше, разбивает больше кирпичей, умеет выделывать сложнейшие "вертушки", совершать акробатические прыжки. Однако каждый, кто потратил на изучение воинских искусств годы, знает, что далеко не всегда человек, обладающий этими качествами, побеждает в бою. Есть еще что-то, что и составляет подлинное мастерство. Его не увидеть глазом, не измерить, но, тем не менее, оно существует и действует в высшей степени эффективно, Подлинное мастерство не зависит от форм, ибо его основная характеристика - способность свободно изменяться, реагируя на изменения ситуации. Важнейшим его компонентом является мгновенная интуитивная оценка ситуации, которая слагается из оценки времени атаки и защиты, дистанции и мгновенно реализуется в конкретных действиях. Именно таким подлинным мастерством и обладал Ояма Масу-тацу. 

Боевая техника Оямы была лишена всякой вычурности. Он использовал простейшую технику: из ударов руками - сэйкэн гяку-дзуки (прямой кулаком руки, разноименной стоящей впереди ноге), уракэн-ути (хлесткий удар тыльной стороной кулака), маваси-ути (круговой удар кулаком), сётэй-ути (хлесткий удар основанием ладони); из ударов ногами - кин-гэри (удар в пах), кансэцу-гэри (удар ребром стопы в колено), маэ-гэри (удар вперед) и усиро-гэри (удар назад), и, тем не менее, одолевал любого противника. По словам Накамуры Тадаси, "в основе стиля спарринга канте (президента организации) Оямы лежало абсолютное владение техникой каратэ и его основами (кихон)", "Я восхищался стилем кумитэ его расцвета", - добавляет он. После того как начали проводиться соревнования по правилам Кёкусин, похоже, что практически все перешли на использование размашистых приемов, но в то время мы в равной степени использовали удары руками и ногами. Мы занимались каратэ, в котором использовались базовые приемы традиционного каратэ". 

Боевой стиль Оямы радикально отличался от того Кекусинкай, какой мы можем видеть сегодня на соревнованиях самого разного уровня, Как утверждает Като Сигэо, "движения Оямы были совсем непохожи на движения сегодняшних спортсменов, выступающих на уровне все-японского чемпионата по Кёкусин, Они были очень сильными и гибкими. Это были круговые движения, похожие на характерные движения китайского цюаньфа. В основе их лежал принцип: "Описывай круг с центром в точке, а прямая линия является лишь дополнением"... Ояме не нравился такой стиль спарринга, какой мы видим сегодня, когда соревнуются только в терпении, а бойцы, пропуская удар за ударом, идут вперед с безразличным видом. Если такого бойца свести в спарринге с по-настоящему сильным противником, его тут же уложат. К тому же, с такой техникой с быками не повоюешь! Сосай Ояма не раз говаривал: "Сегодняшние ребята ни козла, ни собаку убить не смогут"!". 

Ояма значительно превосходил большинство своих учеников и ростом, и весом, и физической силой. Своим ученикам он советовал всемерно развивать силу, так как из своего опыта боев с более крупными американцами сделал вывод, что одной техники недостаточно для победы. Например, Ясуда Хидэхару рассказывает: "Исходя из своего опыта состязательных боев заграницей, сэнсэй Ояма советовал нам: "Главное внимание нужно уделять развитию силы, а не технике". Другие, традиционные школы каратэ такой подход считали ересью, но, как говорится, "прежде чем сказать, что умеешь писать, обломай рога горному козлу". Если доведется сражаться с противником вроде борца, занимающегося кэтчем, исконное каратэ мало поможет. Поэтому учитель Ояма и говорил нам: "Мы уступаем иностранцам по физическим данным, поэтому просто сидеть, сложа руки, мы не можем. Нам нужна такая физическая сила, чтобы мы могли одним ударом "уложить" противника". В действительности, сила у него была колоссальная... Если он сближался с противником вплотную, он не только приподнимал его в воздух ударом локтем снизу вверх, но, поскольку обладал большой физической силой, то еще и отшвыривал на несколько метров от себя... Он учил, чтобы мы занимались исключительно развитием такой силы, которая бы позволила отшвырнуть противника, пропагандировал "силовое каратэ" и сам усиленно тренировался. "Малая техника - второстепенное, основное же - физическая сила", - говорил он. Я сам своим ученикам, бывало, говорил, что если полагаться только на силу, то снизится скорость движений, но в действительности суть проблемы в том, чтобы добиться их единства". 

Однако манере спарринга Оямы не была присуща ставка на грубую силу. По словам Оямы Ясухико, Ояма, "в отличие от других черных поясов, спарринговал не только очень яростно и строго. В его технике чувствовались изящество и осторожность". 

Яркую характеристику мастерства Оямы дает Като Сигэо: "С кем бы он ни стал спарринговать, это выглядело, будто в схватке сошлись взрослый человек и ребенок. Иногда он нарочно позволял нам наносить ему различные удары, и каждый раз, сказав что-нибудь вроде "хороший удар ногой", тут же наносил удар в ответ. Даже когда с учителем начинали спарринговать сэмпаи Асихара или Харуяма, через несколько мгновений они уже влетали в стены зала. Какие бы приемы ни применял его противник, ни один из них не достигал цели. У сосая безусловно не было равных". Когда в 1957 г. Года Юдзо попал в школу Оямы Масутацу, мастер уже отошел от активных поединков со своими учениками (здесь сказалась и травма колена) и в спаррингах только оборонялся. "Однако как взрослый человек балуется с ребенком, так и сосай "забавлялся" с "черными поясами" как с игрушками, не рассматривая такое кумитэ всерьез", -вспоминает Года. Им вторит Ояма Сигэру: "У меня был очень хорошо поставлен правый прямой удар кулаком (сэйкэн), но в сосая я попасть не мог никак". 

В бою Ояма был совершенно расслаблен и мгновенно контратаковал в ответ на любую попытку атаки. Хотя внешне его движения казались мягкими, он мог мгновенно взорваться и уложить противника одним ударом. "Для стиля спарринга канте были характерны мягкие защиты, неожиданные движения и изменения, но в момент кимэ он со сдавленным криком "У!" и с мощным выдохом из живота и киай в одно мгновение развивал колоссальную пробивную мощь", - вспоминает Накамура Тадаси.

Читайте также: