Сокаку Такэда

Сокаку Такэда родился в провинции Айдзу 10 октября 1860 года. Он учился дзюдзюцу у своего деда Соэмона Такэда, и бо-дзюцу - у своего отца, который был известным мастером сумо и чемпионом клана Айдзу. В юности он изучал мастерство владения мечом в школе Оно-ха Итто-рю под руководством Тома Сибуя в Токио и в школе Дзикисинкагэ-рю у Кэнкити Сакакибара. Тома Сибуя был знаменитым мастером работы с мечом очень высокого класса, а его приемный сын учился вместе с Хакудо Накаяма, который широко известен как отец современных кэндо и иайдо. А Кэнкити Сакакибара, последний мастер меча эпохи Мэйдзи, особенно прославился тем, как успешно разрубил шлем работы мастера-оружейника Мётина, что никогда никому другому не удавалось. 

В 1886 году Сокаку Такэда получил Мэнкё Кайдэн (свидетельство об окончании) школы Оно-ха Итто-рю. 

В июне того же года умер его старший брат, и семейные обязанности заставили его вернуться в родную провинцию Айдзу. По возвращении он встретил Таномо Сайго, главу клана Айдзу, который был учеником деда Сокаку - Соэмона Такэда - и мастером меча школ Мидзогути-ха Итто-рю и Косю-рю Гунгаку. У Танома Сайго он изучал Айки-будзюцу, включавшее работу с копьем, мечом и другими видами оружия и, как можно догадаться, был очень способным учеником. Важно понимать, что Дайто-рю Айки-будзюцу было комплексной боевой системой, включавшей нагэ-вадза (бросковые приемы), осаэ-вадза (приемы удержания), батто-дзюцу (выхватывание меча с одновременным нанесением удара), яри-дзюцу (применение копья) и тораэ-вадза (технику захватов). То, что мы сейчас называем дзюдзюцу, было просто частью полной боевой системы для ближнего боя как с оружием, так и без него. 

В 1880 году эти два человека снова встретились, когда Таномо Сайго был главным настоятелем в храмах Никко Тосёгу и Футарасан в префектуре Тотиги. (Этот храм был построен после смерти сёгуна Токугава, когда тот был приравнен к богу. Поскольку клан Айдзу веками служил сёгунам Токугава, было естественным что Катамори Мацудиара и Таномо Сайго исполняли обязанности главы храма и его заместителя даже после восстановления власти императора). За шесть месяцев, проведенных вместе, Таномо Сайго передал своему одаренному ученику все свои знания, включая секреты Дайто-рю Айки-будзюцу. 

С 1880 по 1898 годы Сокаку Такэда вдоль и поперек объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил поблажек или особых условий при встречах с теми, кто считался сильнее него. Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие своего противника, то есть сражался копьем против мастера копья и мечом - против знаменитого мастера меча. Он никогда не терял уверенности в себе, а число его учеников, невзирая на постоянные разъезды и отсутствие постоянного тренировочного зала, превысило 30 тысяч, и среди них были дворяне, члены правительства, бывшие даймё (помещики-самураи) и высокопоставленные чиновники. 

Сокаку Такэда был представителем последнего поколения самураев, блестящим мастером боевых искусств и талантливым учителем, опыт которого был результатом интенсивных занятий ценой больших жертв с юного возраста. Академические знания, полученные от инструкторов в тренировочном зале, он довел до совершенства в настоящем, не сдержанном ни правилами, ни страхом официального запрета бою с мастерами, полагавшими себя более сильными и опытными чем он. Эти соревнования ни в коей мере не были дружескими, и смерть участников не была необычным явлнием. И даже годы интервенции не помешали дойти до нас многим историям, показывающим характер и практические способности этого человека. 

В 1910 году в сельской местности, по которой обычно ездил Такэда, объявился жестокий грабитель, который действовал настолько успешно, что люди - за исключением самых сильных - боялись путешествовать в темноте. Полиция, несмотря на огромные усилия, не смогла с ним покончить. Неожиданно и по неизвестным причинам деятельность разбойника прекратилась. Поиски полиции позволили обнаружить труп, глубоко увязший вниз головой в грязи на рисовом поле недалеко от дороги, по которой обычно ездил Такэда. 

Деревенские жители не интересовались подробностями этого счастливого исхода и считали, что мастер айки-дзюцу бросил негодяя с такой силой, что тот не смог выбраться из заболоченного места и задохнулся. С другой стороны, возможно, он умер от того, что у него была сломана шея. И полиция, и население, несомненно, были очень довольны такой развязкой, и поэтому особо не расследовали действительные причины смерти. 

Пятью годами спустя Такэда участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб численно превосходящим силам врага. В то время многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома, кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в столкновении с ними, регистрировали как вызванную естественными причинами, чтобы соблюсти формальности и избежать беспокойства.

Читайте также: