Сиро Сайго

Другим замечательным учеником Таномо Сайго был Сиро Сида - человек величайших природных способностей, ставший одновременно наследником традиций школ Дайто-рю Айки-дзюцу (оно стало известно как Такэда-рю Айки-дзюцу) и Кодокан Дзюдо. В 1882 году он был усыновлен Таномо Сайго и принял имя Сиро Сайго, под которым и стал известен миру. Он был увековечен в литературе как Сансиро Сугата, чемпион по дзюдо - герой романа, который вышел несколько позже и в значительной мере способствовал популяризации движения Дзюдо, которое связывали с именем Дзигоро Кано. Этот весьма актуальный роман был написан внуком Цунэдзиро Томита, одним из лучших учеников профессора Кано. Усыновив Сиро Сайго, Таномо Сайго признал его своим последователем - сыном, который мог бы продолжить традиции школы Дайто-рю Айки-дзюцу. Однако, Сиро присоединился к Дзигоро Кано, возглавив его новое направление - Кодокан Дзюдо, поэтому Таномо Сайго передавал секреты своего мастерства также и несколько эксцентричному Сокаку Такэда, который по прошествии времени оказался наиболее достойным его последователем. 

В 14 лет Сиро отправился в Токио, надеясь стать солдатом, но получил отказ, потому что его вес был меньше минимально необходимого. Поэтому он вновь сосредоточился на тренировках по Дзю-дзюцу и быстро создал себе высокую репутацию, которая привлекла внимание Дзигоро Кано - известного преподавателя эпохи реформации. Профессор Кано, который был учеником школ Тенсин Син-ё-рю, Кито-рю и Секи Гути-рю Дзю-дзюцу, разрабатывал на основе этих старых стилей свою собственную систему борьбы без оружия, которую назвал "дзюдо". (Система Тенсин Син-ё-рю использовалась в основном Асигару - нижними чинами пехоты феодальных времен, и Тюгэн - кем-то вроде слуг при самураях. Соответственно, она зависела от силы бедер и мощности корпуса в большей степени, чем от опыта и точности движений, в отличие от систем, использовавшижся самураями. Современное дзюдо явно это демонстрирует и в действительности придает излишнее значение этому преобладанию грубой силы.) Кано уделял большое внимание роли своей системы в образовании и формировании характера. Его, однако, мало волновало то, что у его стиля было много ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно эффективного в поединках Дзю-дзюцу. В Сиро Сайго он нашел идеального чемпиона для своего нового движения. 

У Сиро Сайго, который занимался Дайто-рю Айки-дзюцу с Таномо Сайго, одним из наиболее выдающихся японских мастеров, были природные способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году он получил пятый дан - высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В борьбе против других школ дзю-дзюцу он побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-рю, называемого Яма-Араси ("Горный вихрь"), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могло втсать на ноги. 

Дзигоро Кано весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-рю, чтобы доказать превосходство своей собственной системы Дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 году система Кодокан включала около 150 так называемых "приемов", в то время как в Дайто-рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соремнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию Лзюдо от уровня боевого искусства (Бу-дзюцу) к системе изучения боевого искусства (Будо), и далее, наконец, до уровня спорта и спектакля на публику. 

Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материала из жизни Сиро Сайго, что привлек внимание иностранцев. К 1905 году вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе "Дзю-дзюцу мистера Кано", как она еще называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что "Японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Обладатель первого дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано" (цитировано по "Полному курсу Кано Дзю-дзюцу", авторы Ганкок и Хигаси, опубликованному издательством "G.P.Puthan and Sons" в 1905 году и переизданному в наше время Dover Public Inc., Нью-Йорк). Конечно не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов - таких как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнований было бы несложно предсказать. 

Если стиль профессора Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-рю Айки-дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ Дзю-дзюцу не нарушит традиции и не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-рю в исполнении Сиро Сайго.