Годзо Сиода и школа Ёсинкан

Сын сильного и влиятельного врача, Годзо Сиода рано проявил интерес к боевым искусствам, который сохранил на всю жизнь. В доме его отца, как это характерно для того времени, жили многочисленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того, чтобы они не бездельничали когда были свободны от учебы или работы и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия в школе дзюдо, созданной при доме. 

Помимо изучения дзюдо в школе своего отца, которая называлсяь "ёсинкан", Годзо проявлял интерес к кэндо. Однако именно желание проверить свои знания по дзюдо привело его в школу Морихэи Уэсиба, учителя Дайто-рю Айки-дзюцу и бывшего старшего ученика Сокаку Таэда. Его дзюдо оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой Айки-дзюдзюцу, что 23 мая 1922 года в возрасте 17 лет он поступил в школу, известную как Дзигоку ("дьявольская"). Морихэй Уэсиба, тогда 49-летний, был в то время на вершине своих возможностей. 

Сиода учился в Университете Такусёку, учебном заведении, которое по сей день продолжает выпускать выдающихся мастеров боевых искусств. Он был одним из "трех лучших ребят" Такусёку, двумя другими были Масатоси Накаяма, который потом стал старшим инструктором японской ассоциации каратэ, и Масахико Кимура, много лет удерживавший титул чемпиона Японии по дзюдо. Сиода закончил университет в апреле 1941 года и в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в военных действиях. Его учитель Морихэй Уэсиба тогда преподавал в школе Рикугун Накано Гакко - академии для армейских офицеров высшего ранга, и в школе Рикугун Тояма Гакко, где наряду с другими предметами изучали смертоносную систему владения мечом Тояма. 

В 1946 году, когда военные действия прекратились, Сиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Морихэи Уэсиба - но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать свое собственное направление, которое он назвал Ёсинкан в честь своего отца. Учитель Уэсиба, которому уже было более шестидесяти лет, постепенно превращал свое боевое искусство в способ духовного развития. Сиода же, как основатель нового движения и потому известный под титулом "Кантё", предпочел сохранить исходные эффективные в единоборстве методы, которые изучал до войны. Впоследствии школа Ёсинкан всегда отличалась выносливостью и хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью их техники. В результате она и по сей день остается предпочитаемой школой подготовки армии и полиции. 

В июле 1954 года на Всеяпонском фестивале боевых искусств Годзо Сиода получил высшую награду среди сотни участвовавших групп, что сильно повысило репутацию школы Ёсинкан и помогло сформировать ее крепкую основу. Это было поворотным моментом для школы Ёсинкан, и нужно было показать, собирается ли Годзо Сиода далее следовать старому пути традиций Дайто-рю, не отклоняясь от них, или же поёдет на какие-то компромиссы на пути, которому он следует и учит. Группу Морихэи Уэсиба на этом фестивале представлял Койти Тохэй. 

Годзо Сиода мог бы многое рассказать о тех временах, когда он был учеником Морихэи Уэсиба. Здесь не хватит места даже для небольшой части этого, поэтому мы выбрали только одну историю, дающую представление о характере Морихэи Уэсиба, а также четко показывающую разницу между спортом и боевым искусством. Время и место спортивных соревнований определено заранее, поэтому участники в нужное время подойти к пику физической формы и духовных возможностей. Опыт боевых искусств, однако, требует быть готовым 24 часа в сутки, независимо от физического и духовного состояния занимающегося - и в том месте, где это будет необходимо для него или кого-то еще. 

По просьбе адмирала Исаму Такэсита Морихэй Уэсиба согласился провести показательные выступления по айкидо перед императорской семьей. Перед выступлением Уэсиба очень тяжело болел желтухой и едва мог есть и пить, а передвигался только с посторонней помощью. В день выступления он даже не мог одеться сам и выглядел так плохо, что два ученика, которых он выбрал себе в помощники - Сиода и Юкава - были уверены, что он не сможет провести выступление. 

Однако после вступительного слова, когда зрители начали аплодировать, учитель Уэсиба изменился. Его глаза заблестели и осанка совершенно изменилась. Как вспоминает Годзо Сиода, созадлось впечатление, что он в считанные секунды вылечился от желтухи. Когда началось выступление, Юкава старался двигаться медленно, чтобы скомпенсировать слабость учителя, и в результате получил травму. Когда после очередного мощного броска он не смог встать, оказалось, что он сломал руку и не может продолжать работать. Из-за этого Сиода был вынужден работать единственным ассистентом учителя Уэсиба в течение всей непрерывной 40-минутной демонстрации бросков, замков и удержаний. В результате этой работы он целую неделю после выступления пролежал с очень высокой температурой. Урок ясен: мастерство в боевых искусствах открывает ворота для мастерского владения как телом, так и духом.

Читайте также: