Бякурэн-кайкан кэмпо-каратэ

Школу создал в середине 80-х гг. мастер Масаясу Сугихара (1951 года рождения). Ее пример отражает тенденцию синтеза новых школ боевых искусств, которая набирает силу даже в такой стране с уважительным отношением к своим традициям, как Япония.

Бякурэн-кайкан — единственный стиль, в основе которого лежит Сёриндзи кэмпо, созданное Со Досином. Дело в том, что в мире японских будо Сёриндзи кэмпо всегда стояло особняком. Причина этого заключается в ее общей замкнутости; в отличии теории и практики ведения поединка от школ традиционного каратэ и дзю-дзюцу; в жесткой позиции руководства федерации Сериндзи кэмпо, не признающей каких-либо технических новшеств после смерти основателя школы.

Масаясу Сугихара во время учебы в школе увлекался каратэ и дзюдо и к моменту перехода в старшие классы успел получить в дзюдо 2-й дан. В это время он познакомился с одним из специалистов Сёриндзи кэмпо, человеком, который входил в так называемую «Бякурэнтай» («группа Белого лотоса») — личную «гвардию» основателя Сёриндзи кэмпо, Со Досина. Это был прекрасный знаток раздела дзюхо («мягкой техники»), включающей освобождение от захватов, броски и болевые удержания, победитель Всеяпонского чемпионата по эмбу (сюда входят формальные парные упражнения и аналог ката в каратэ). Сёриндзи кэмпо настолько понравилось Сугихара, что он тренировался с утра до вечера и даже на занятия в университете, куда поступил после школы, приходил в кимоно, за что получил прозвище «фанат кэмпо». Во время учебы в университете Сугихара не раз участвовал в потасовках (даже один против восьми), из которых почти всегда выходил победителем. Сломанный нос остался памяткой о тех днях. Прогресс в Сёриндзи кэмпо был настолько быстрым, что к окончанию университета Сугихара получил 4-й дан, а в 29 лет он стал обладателем 6-го дана. Уже тогда он решил, что боевые искусства станут основным делом в его жизни и, с разрешения хомбу додзё в Тадоцу, открыл в Осака свое собственное додзе. В том же 1980 году Сёриндзи кэмпо понесло невосполнимую утрату — умер Со Досин.

Надо отметить, что с момента создания Сёриндзи кэмпо основной упор в тренировках делался на свободный спарринг (рандори) в боксерских перчатках и обусловленный спарринг (куми-эмбу) в защитном снаряжении с полным контактом либо без него. Но после смерти Со Досина упор в обучении был перенесен на куми-эмбу и формальные упражнения, что отрицательно повлияло на боевую эффективность стиля. Ситуация осложнялась еще и тем, что в Сёриндзи кэмпо запрещены соревнования, поскольку цель практики не спортивная победа, а самооборона, самосовершенствование и помощь другим.

Сёриндзи кэмпо — чисто оборонительный стиль с динамикой движений приспособленных, прежде всего, к самозащите, техника которого строится на уклонах и уходах корпусом с линии атаки, а также на разрыве дистанции с противником после контратаки. Частично это обусловлено тем, что стиль создавался с целью противостояния школам традиционного каратэ, базирующихся на прямолинейных атаках. Кроме того, здесь много травмоопасных приемов как, например мэути (шокирующий удар по глазам), применение которых в спортивном поединке могло бы привести к серьезным травмам.

Среди всех видов японских единоборств именно в Сёриндзи кэмпо уже в 50-е годы впервые стали использовать боксерские перчатки для проведения полноконтактных учебно-тренировочных спаррингов. Поэтому с появлением в 70-е годы соревнований по фулл-контакт каратэ бойцы Сёриндзи кэмпо по идее должны были превосходить своих соперников из других школ каратэ, незнакомых с техникой работы в закрытых перчатках. Однако все произошло с точностью наоборот. Из-за запрета участия в соревнованиях и определенного регресса в технике встречного жесткого спарринга, представители Сёриндзи кэмпо не могли уже составить какой-либо конкуренции соперникам. Дело дошло до того, что злые языки стали утверждать, что из настоящего боевого стиля Сериндзи кэмпо превратилось в «танцы бонз» (буддийских монахов.).

Всегда восхищавшийся Сериндзи кэмпо Сугихара не мог стерпеть такого оскорбления, и с конфиденциального разрешения некоторых руководителей федерации стал участвовать в различных соревнованиях по фулл-контакт каратэ. К чести Сугихара надо сказать, что ему удалось достойно выступить на всех соревнованиях и, более того, занять призовые места. Так, он занял 3-е место на Всеяпонском чемпионате по каратэ (1983 г), был признан лучшим на Всеяпонском открытом турнире по каратэ Сидокан (1982 г.). Постепенно его имя стало весьма известным в мире японского фулл-контакт каратэ. Продолжая тренировать учеников, Сугихара передавал им свой бойцовский опыт, приобретенный на всевозможных турнирах.

Но в конце концов, статьи в газетах и интервью, освещающие деятельность Сугихары, попали в поле зрения федерации, где было высказано мнение, что стиль и деятельность Масаясу Сугихара несовместимы с Сёриндзи кэмпо. В итоге, Масаясу Сугихара в 1984 г. (в это время ему было 33 года) зарегистрировал собственную федерацию, названную им Бякурэн-кайкан кэмпо-каратэ. Здание хонбу додзе Бякурэн-кайкан было построено на месте лотосового пруда, отсюда и название стиля — «дом белого лотоса». Кроме того, слово «бякурэн» напоминает об истоках стиля (Сёриндзи кэмпо), где имеется раздел ударной техники под названием бякурэнкэн — «кулак белого лотоса».

Девиз Бякурэн-кайкан кэмпо-каратэ — «годзю иттай» («жесткое и мягкое — одно целое»), как и в Сёриндзи кэмпо означает, что ударная и бросково-болевая техника одинаково важны и входят в арсенал школы в равной пропорции. Что касается раздела дзюхо, то он без изменений перенесен в Бякурэн кайкан из Сёриндзи кэмпо и включает в себя броски, захваты, болевые приемы на суставы, удержания и атэми (нажатия и тычки по болевым точкам). Удушения, в отличие от дзюдо и дзю-дзюцу, в обеих школах отсутствуют, однако весьма развит раздел освобождения от захватов и контрзахватов, а также работа против бросковой техники традиционного дзюдо. В бросковой технике Бякурэн-кайкан преимущество отдано воздействию на лучезапястный сустав, что позволяет производить большинство бросков и болевых удержаний с минимальными силовыми затратами. Любое удержание завершается шокирующим ударом ногой в лицо или в область ребер.

Наибольшим изменениям Сугихара подверг раздел ударной техники Сёриндзи кэмпо, что было обусловлено необходимостью участия в соревнованиях с правилами жесткого контакта. В целом, его ударная техника напоминает силовое каратэ типа Кёкусинкай, однако при этом была сохранена основная техническая особенность Сёриндзи кэмпо — уклоны и уходы корпусом с линии атаки. Все удары руками, даже боковые хуки, стараются наносить сверху вниз, при этом в большинстве случаев кулак расположен вертикально. В момент касания для усиления удара выполняется качок кулаком в вертикальной плоскости сверху вниз. Есть удары, где кулак описывает траекторию наподобие поршня в паровозном колесе, а также удары перевернутым вертикальным кулаком. Присутствуют также стопорящие удары в бицепс и в предплечье противника.

В ударах ногами, помимо маэ-гэри и маваси-гэри, появились обычные и «режущие» лоу-кики (в которых после касания голень продолжает движение и как бы «режет» мышцы бедра противника), стопорящие удары ступней в бедро и голень, сдвоенные удары ногами (например, маэ-гэри плюс маваси-гэри), а также многочисленные удары коленями. Вся ударная техника носит силовой характер и выполняется с «проносом» кулака или ноги.

В настоящее время в Японии имеются около 30 филиалов школы Бякурэн-кайкан. Хомбу додзё в Осака ежегодно проводит открытые чемпионаты по правилам контактных поединков, сходных с каратэ Кёкусинкай (разрешается использовать бросково-болевые приемы), на которых могут выступать представители любого вида единоборств.

Читайте также: