Каратэ в Японии

Самую первую попытку познакомить японцев с каратэ предпринял окинавский мастер Азато Анко, совершивший в 1886 г. поездку по Японии. Несмотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих мастеров японских единоборств, включая Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста Кодокана после Сайго Сиро. Но блестящий успех Азато не вызвал никакого интереса у широкой общественности. В те годы японцы быстрыми темпами осваивали технические и культурные достижения европейской цивилизации, в связи с чем отечественные боевые искусства очень многим казались ненужным хламом.

Вторую попытку предпринял окинавский врач Титосэ Цуёси (1889—1984) в 1915 году. Титосэ был учеником Кяна Тётоку, а в 1946 г. он основал свой собственный стиль Тито-рю. Но в годы Первой мировой войны его попытка тоже прошла незамеченной.

Третья попытка связана с именем Фунакоси Гитина, выступившего в 1917 г. с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай (японского союза мастеров боевых искусств) в Киото.

Подлинное распространение каратэ в Японии началось только в 1921 г., когда в Осака прибыл окинавский мастер Мотобу Тёки. Как утверждает «отец европейского каратэ» Анри Пле, «без него (Мотобу) каратэ никогда не получило бы признания в Японии, где наставники боевых искусств относились к окинавскому «тотэ» с глубоким пренебрежением. Учитель Фунакоси, который не являлся бойцом, полностью провалился со своей миссией в 1917 году. Заключение японских экспертов было тогда единодушным: «каратэ, или окинава-тэ не боевое искусство (дзюцу), а разновидность фольклорного танца».

Деятельность Мотобу Тёки

Мастер Мотобу Тёки (1871—1944) стал первым окинавцем, доказавшим японцам в многочисленных поединках с мастерами дзю-дзюцу, что «тэ» Окинавы может спорить с ними на равных. Пресса рассказала об его подвигах всей стране, благодаря чему у него появилось много учеников и подражателей.

Наделенный большой физической силой и очень агрессивный, Мотобу являлся одним из самых известных бойцов Окинавы. Его стиль отличался естественными позициями, высокими стойками, вольной интерпретацией понятия «хикитэ» и стремлением драться на ближней дистанции. Он также подчеркивал важность защиты и атаки центральной линии тела. Жесткие яростные атаки сочетались у Мотобу с мягкими отводящими блоками и грациозными перемещениями. Впрочем, блоки иногда были такими, что ломали руки противникам. А за свои непредсказуемые движения Тёки получил прозвище «обезьяна».

Что касается практики «кумитэ», то стиль Мотобу Тёки был жестко контактным и ставил своей целью нокаут. Отсюда его прозвище «тэйдзикун» (в приблизительном переводе с окинавского «убивающий кулак»). Одним из любимых приемов Мотобу был «кэйкокэн-ути», посредством которого он ломал любую макивару.

Приехав в Осака в 1921 году, Мотобу начал пропаганду своего искусства через показательные выступления и поединки со всеми желающими. На следующий год он попросил Фунакоси приехать к нему на помощь. Дело в том, что Мотобу плохо знал японский язык, тогда как Фунакоси в совершенстве говорил, читал и писал по-японски. Фунакоси очень ловко использовал официальное приглашение Мотобу для того, чтобы выступить в Кодокане, в Токио. Содержание этого выступления походило на демонстрацию 1917 года в Бутокукай. Поэтому Кано Дзигоро был очень удивлен 5 лет спустя, когда посетил Окинаву и увидел там совсем другое каратэ, нежели то, что показывал Фунакоси.

К 1925 г. репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне отметить, что ему было в это время уже 54 года! В 1926 г. была издана его книга «Окинава-кэмпо-каратэ-дзюцу». В 1927 г. он переехал в Токио, где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия.

Мотобу никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим искусством и своим происхождением. Каратэ он повсюду старался показывать в традиционном духе — как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский манер, по образу и подобию дзюдо и кэндо.

Когда Мотобу в 1936 г. вернулся на Окинаву, Фунакоси изменил иероглифы термина «каратэ» с тех, что означали «рука континента» на другие — «пустая рука», и в своей маленькой ассоциации приступил вместе с сыном Ёситакой к последовательной ликвидации старинного кэмпо-дзюцу Окинавы.

Как в Японии, так и на Окинаве, Мотобу имел массу учеников. Самые известные: Канэсима Синэй (прославленный мастер Исиминэ-рю); Канэсима Синсукэ (создательТодзан-рю); Кониси Ясухиро (создатель Синдо-Сидзэн-рю); Мацуяма Синсукэ (создатель Кэмпокан-рю); Митосэ Масаёси, или Джеймс (создатель Косё-Сёрэй-рю кэмпо-каратэ); Нагаминэ Сёсин (создатель Мацубаяси-рю); Накамура Сигэру (создатель Окинава-кэмпо-каратэ); Симабуку Тацуо (создатель Иссин-рю); Роберт Трайэс (один из первых пропагандистов каратэ в США), Уэсима Сансукэ (один из создателей Кусин-рю) и многие другие, не основавшие собственных школ.

Среди них самыми верными последователями Мотобу явились Накамура Сигэру и Мацуяма Синсукэ. Кроме того, жизнь и взгляды на боевые искусства мастера Тёки послужили источником вдохновения для Оямы Масутацу, создателя стиля Кёкусин-рю.

Деятельность Фунакоси Гитина

Мастер Фунакоси (1869—1957) в 15 лет начал изучать стиль Юри-тэ. Его учителем сначала был сын Азато Анко, а потом сам патриарх. Спустя 6 лет (в 1890 году) он поступил в обучение к Итосу Ясуцунэ.

С 19 лет Фунакоси работал учителем начальной школы. Кроме окинавского и японского языков он хорошо владел еще и китайским. Это был воспитанный, утонченный, вежливый человек, увлекавшийся поэзией (его литературный псевдоним «Сёто» означал «Сосны и волны»), философией и каллиграфией.

Приехав в Японию в 1922 году, чтобы помогать Мотобу Тёки, Фунакоси остался здесь навсегда. Свои усилия он направил на создание клубов каратэ в университетах. Однако он сам, а также то искусство, которое он пропагандировал, пользовались значительно меньшей популярностью по сравнению с «Мотобу-кэмпо». Его время пришло после возвращения соперника на Окинаву в 1936 году.

В том же году Фунакоси создал свою собственную организацию (Сётокай), открыл собственное додзё (Сётокан), издал свою книгу «Каратэ-до кёхан», в которой изменил название окинавского боевого искусства. Вместо иероглифа «китайский» (кара) он употребил иероглиф «пустой» (читающийся тоже «кара») и добавил слово «до» (путь). Так вместо «танской», «китайской» или «окинавской руки» появился «путь пустой руки». Одновременно Фунакоси объявил о создании стиля Сётокан-рю (Школа клуба «Сосны и Волны»).

В 1949 г. ассоциация Сётокай была преобразована в общенациональную организацию — Японскую ассоциацию каратэ. Ее почетным президентом стал 80-летний Фунакоси, а исполнительным директором Обата Исао (в 1955 г. их сменили Накаяма Масатоси и Нисияма Хидэтака). Своей целью руководители ассоциации, где одну из первых ролей играл сын Фунакоси Гитина по имени Ёситака, поставили создание «нового» каратэ.

Им требовалось «свое» каратэ, основанное на новых традициях, новой технике, новых методах тренинга. Старые ката были изменены. Но самое главное изобретение — это такие поединки, в которых запрещен реальный удар. Отныне его надо было лишь «обозначать», но ни в коем случае не доводить дело до жесткого контакта.

Деятельность других окинавских наставников

Мастер Уэти Камбун (1877—1948) с 1921 по 1946 гг. жил в городке Вакаяма, неподалеку от Осака. Там он в 1923 г. открыл свое додзё, где преподавал стиль кэмпо, позже получивший название Уэти-рю.

Мастер Мабуни Кэнва (1889—1952) в 1929 г. переехал на постоянное жительство в Осака. В 1934 г. он открыл там свое додзё «Ёсюкан» и зарегистрировал в Бутокукай созданный им стиль каратэ Сито-рю.

Мастер Титосэ Готёку (1898—1984) постоянно жил в Японии с 1922 г. Долгое время он сотрудничал с Фунакоси. Но в 1946 г. Титосэ открыл свое собственное додзё «Ёсэйкан» на юге острова Кюсю и создал оригинальный стиль каратэ Тито-рю.

Мастер Мияги Тодзюн (1888—1953), основатель стиля Годзю-рю, до конца своих дней жил на Окинаве, периодически выезжал оттуда в Японию, Китай и США. Пропагандистом его стиля в Японии стал Ямагути Гогэн (1909—1989). Он учредил японскую ассоциацию каратэ Годзю-рю в 1947 году.

Таким образом, каратэ в Японии распространяли в первую окинавские мастера-наставники. Среди японцев наибольший вклад в это дело внесли Оцука Хиронори (создатель Вадо-рю) и Ямагути Гогэн (пропагандист стиля Годзю-рю). Кроме того, весьма заметную роль сыграл этнический кореец с японским именем Ояма Масутацу.

Техника и стили каратэ

Каратэ — это боевое искусство, рационально использующее все, что доступно человеческому телу в целях самозащиты. В современных стилях преобладают удары и блоки. В традиционных стилях наряду с ними широко представлены захваты, вывихи, броски, удушения, толчки, подножки, подсечки. Бросково-болевая техника «старого» каратэ во многом аналогична технике дзю-дзюцу.

Традиционное каратэ должно было обеспечить максимальную эффективность на всех дистанциях: дальней (расстояние удара стопой), средней (расстояние удара кулаком), ближней (дистанция захвата за корпус) и в любой ситуации: стоя, на коленях, сидя, лицом к лицу, сбоку, при нападении сзади, с оружием, без оружия, с одним противником, с несколькими и т.д.

Правильное использование техники каратэ требует соблюдения ряда принципов, таких как «кимэ» (соединение силы тела с силой духа), «хара» (соединение внутренней энергии с силой мышц бедер, живота и поясницы), «дати» (правильной позиции), а также целого ряда других. Все они постигаются длительной упорной практикой «ката», формальных комплексов, в которых зашифрована вся техника и, что гораздо важнее, вся «идеология» традиционных школ.

В традиционном каратэ Окинавы ката и кумитэ (вольный бой) были сбалансированы. Одно предполагало другое. В современном каратэ произошел явный сдвиг в сторону ката. Если трактовать каратэ как искусство самозащиты (чем оно и являлось по крайней мере 500 лет), то одной только практикой ката его не постичь: «В реальном бою я познал эффективность. Эффективность, это умение убивать как можно быстрее» (Мотидзуки Минору).

Общее число «новых» стилей каратэ сегодня неизвестно, их уже несколько сотен. Можно лишь сказать, что по своей сути любой современный стиль так или иначе связан с одним из четырех направлений: кэмпо-каратэ (боевым искусством китайско-окинавского происхождения), каратэ-дзюцу (японской боевой версией в духе Мотобу), каратэ-до (японской философско-педагогической версией в духе Фунакоси), спортивным каратэ (полуконтактным или контактным).

Читайте также: