Сётокай-рю каратэ

Сётокай-рю (Школа ассоциации «Сосны и волны») - японская школа каратэ, которую создал в 1956 г. мастер Эгами Сигэру (1912—1981), бывший ученик отца и сына Фунакоси. После смерти Эгами школу возглавлял Мураками Тэцудзи, а после его смерти — Харада Мицукэ.

Школа Сётокай отвергает силовые упражнения и не поощряет испытания на разбивание твердых предметов (тамэсивари), уделяя особое внимание «энергетическим» аспектам и внутренней концентрации. В Сётокай преобладают плавные движения, родственные китайским «мягким» стилям. Вместо обычного плотно сжатого кулака чаще используется «голова дракона» — кулак с выставленной вперед фалангой среднего или указательного пальца. Важную роль играет в Сётокай практика ката, посредством которой реализуются энергетические потенции каждого бойца.

    

«Духовное» каратэ, как порой называют Сётокай, явилось не чем иным, как возрождением Забытых в Японии исконных традиций китайского «внутреннего ушу». На начальной стадии обучения тренировки почти не отличаются от Сётокан-рю. Они развивают растяжку, силу, выносливость, вырабатывают отличную реакцию. Но дальше начинается выработка способности к мобилизации «ки». Так, на первой стадии удар разбивается о препятствие (доску, черепицу), не проникая вглубь, подобно мощной волне. На второй стадии за счёт концентрации «ки» и «устремленности» удар проникает сквозь препятствие и продолжается в бесконечность. 

Эгами в своих наставлениях призывает не жалеть стараний для достижения состояния отрешенности духа-разума (мусин), чтобы через врата Средоточия (тандэн) вступить на Путь познания истины (до). Только такое состояние может дать полную гармонию и слияние с природой (хэйхо), проникновение по ту сторону добра и зла, жизни и смерти. Эгами призывал следовать за движениями противника, одолевая его податливостью; в бою обретать истинную любовь; находить покой в движении и движение в покое; ощущать себя во Вселенной и Вселенную — в себе. Неудивительно, что в Сётокай (как и в айкидо) используется теория первозвуков Кото-Тама, воплощающих космические силы в момент концентрации (киай). Столь же традиционна заимствованная в классических бу-дзюцу идея о воспитании «шестого чувства», о телепатическом контакте с противником.

Харада Мицукэ вспоминал: «Мастер Эгами сначала долго присматривался ко мне, прежде чем предложил заниматься у него... Полтора года я тренировался под его руководством по 3 часа ежедневно... Учитель отвергал механическую работу. Он поставил мне цель: заставлять противника падать, не прикасаясь к нему. Он сам показал мне, как такое искусство выглядит. И я понял все преимущества духовного каратэ».

Читайте также: