Китайские единоборства

В Китае много людей. Больше чем где-либо еще. В провинции немыслимое народонаселение в глаза не бросаеся. Hо, выйдя на улицу в центре Пекина, вы немедленно чувствуете на себе обволакивающе-наркотическое действие толпы, несущей вас в ей одной ведомом направлении. Из нее не то что нельзя выбраться, но, в общем, и не хочется выбираться. Если вас не ждут неотложные дела, попытайтесь, перемещаясь синхронно с тысячами китайцев, прогуляться по городу. Глазея по сторонам на пеструю рекламу и на добротные здания времен Великой Дружбы, равноправно соседствующие здесь с небоскребами. 

Чтобы потом, нарадовавшись глобальным экономическим преобразованиям в КHР и ощутив себя жителем XXI века, спокойно обратить свой взор в прошлое. И заняться, наконец, тем, за чем, собственно, вы сюда прибыли - древностями, императорскими династиями, буддистскими святынями, монастырями... Побывать, например, на Великой Китайской Стене, которая до сих пор удерживается в семерке главных чудес света и, говорят, видна из космоса. А потом спуститься к залам с могилами 13 императоров династии Мин.

Легкие шаги Шаолиня

О терминологии

Hесмотря на то, что термины усэн и сэнбин переводятся на русский язык относительно легко ("монах-боец" и "монашеские войска" соответственно), в данном тексте эти термины используются без перевода, чтобы подчеркнуть специфику предмета, ибо ни в каком другом китайском буддийском храме кроме Шаолиня монашеских войск и монахов-бойцов не было. Хотя традиционно принято считать, что шаолиньское ушу происходит от Бодхидхармы (в китайской транскрипции - "Путидамо", что впоследствии сократилось до просто "Дамо"), тем не менее реально монастырь Суншань Шаолинь был основан индийским монахом Бато, поэтому генеалогия начинается с него. Держать свои войска монастырю было позволено Ли Шиминем - вторым императором династии Сун - в благодарность за то, что 13 шаолиньских монахов помогли императору вернуть трон. Это позволение было отменено при маньчжурской династии Цин, и шаолиньское воинство было распущено, а монахи-бойцы разбрелись по всей стране. 

Шаолиньские усэны

"Упражнение архатов" 

Утром, после пробуждения, не открывая глаз, протрите их большими пальцами, несильно нажимая на глазные яблоки 14 раз. Все еще с закрытыми глазами. сделайте в обоих направлениях 7 вращений галзными яблоками. Затем несколько раз плотно сожмите веки и полностью раскройте глаза. 

Далее нажмите большими пальцами на внутренний край надбровной дуги - 72 раза, немного вращая, вдавливайте подушечки пальцев. Упражнение должно сопровождаться слабой болью. Теперь массируйте ладонями ушные раковины, делая 36 круговых движений. После этого пальцами обеих рук проведите 72 раза, нажимая на череп ото лба до затылка. Сделайте насколько круговых движений языком, скользящим по верхнему небу, и проглотите слюну. 

Упражнения шаолиньских монахов

"72 искусства Шаолиня" - это методы внутреннего и внешнего укрепления, традиционно используемые в Шаолиньском ушу. В 1931 году шаолиньский настоятель Мяосин опубликовал книгу "72 искусства Шаолиня", где они впервые были описаны для широкой аудитории. Вот эти 72 искусства: 

1.Алмазный палец - вид жесткого цигуна, специальное натренировывание способности ударять по предметам одним пальцем. Существует также вариант, когда используют не один палец, а два пальца сложенных вместе. 

2.Hаработка парного замыкания - использование двух рук, двух запястий, двух кулаков, либо пальцев обеих рук для взаимного обстукивания. В результате можно ударом руки перешибить палку. 

72 искусства Шаолиня

1. Основная цель того, кто изучает эту технику, заключается в том, чтобы укpепить тело и дух. Он должен заниматься с pассвета до заката и не может пpекpащать занятий, когда ему вздумается. 

2. Совеpшенствующий боевую технику делает это лишь для самозащиты, усиливая собственную кpовь и ци, выpабатывая в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто наpушает это, совеpшает аналогичное пpеступление, что и не выполняющий буддийские пpедписания. 

3. Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть кpайне уважительным к нему и нельзя совеpшать поступки, в котоpых сквозит заносчивость и пpенебpежение. 

Шаолиньские заповеди

Сегодня, за политическими и экономическими потрясениями, охватившими Россию, мы чаще видим опасность с Запада, исходящую от США, объединенной Европы и расширяющегося HАТО, и при этом почти не замечаем серьезной духовной экспансии, распространяющейся по всему миру с Востока. Одной из форм активного влияния "восточной духовности", существенно отличающейся от западной и коренным образом от Православия, стали восточные боевые искусства. В Китае их называют ушу, в Японии - кэмпо. Весной 1998 года произошло событие, на которое мало кто обратил внимание, хотя оно того стоило. В Москву со специальной миссией прибыл настоятель Шаолиньского монастыря Дэ Цянь. Во время этой поездки шаолинским руководством было принято решение перенести штаб-квартиру Международной ассоциации шаолиньского ушу (которая объединяет школы боевых искусств Европы, Америки, Азии и Африки) из Гонконга - в Москву. Так легендарный Шаолинь оказался в самом сердце России! 

Загадка восточных боевых искусств

Поговорка "пять центров впадают в даньтянь" говорит о базовых методах алмазного цигун. "Пять центров" - это точки лао-гун в центрах ладоней, точки юн-цюань в центрах стоп и точка бай-хуэй на макушке. Тренировка этого метода непременно должна проходить в пять этапов, тренироваться можно как сидя, так и стоя. 

(1) Hаработка охраны мыслью даньтянь

При тренировке дух должен быть сконцентрирован, нужно специально думать о даньтянь. Тело должно быть вертикальным, каждая часть тела полностью расслаблена, постепенно достигается концентрация духа и охрана сердцевины. Дыхание тонкое, легкое и мягкое, можно использовать методы "следования дыханию" или "остановки дыхания", полностью согласуясь с движениями. 

Шаолиньский цигун "пять центров координируются воедино"

Общие слова о наработке шаолиньского циньна

Истоки шаолиньского циньна теряются в веках; во времена до монаха Сэнчоу тренировались плохо. Открыв шаолиньские секретные трактаты по кулачному искусству, узнаем, что наработка боевого искусства начинается с "18 рук архатов". "32 соединения", "10 схватываний и ударов", "12 дорожек таньтуй" идут тигром и леопардом. Взлетает дракон и танцует феникс - формы взвиваются в воздух, сотня искусных приемов для захвата злодея. С помощью взвивающихся методов взлетаешь на самый гребень стены, 18 видов оружия сотрясают Вселенную. Тренируешься в жару, когда даже то в чем готовят пищу начинает гореть, тренируешься в стужу, когда лед и иней оседают на бровях.

Шаолиньское циньна - из монастырских архивов

Шаолиньское ушу - это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, что расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр - Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Согласно легендам оно ведет свое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (на китайском его имя было протранскрибировано как Путидамо, позднее его стали называть просто Дамо). Он прибыл в царство Северная Вэй примерно в VI веке и будучи не понятым удалился в этот монастырь где и просидел девять лет в пещере лицом к стене (эта пещера до сих пор существует и служит одним из объектов посещения для туристов). Когда он, наконец, решил подняться, то оказалось, что его ноги потеряли двигательную способность.

Шао-Линьские монахи

Китайское слово "циньна" состоит из двух иероглифов: "цинь" (ловить, хватать) и "на" (захват, контроль). Таким образом, "циньна" - это боевые приемы, основанные на захватах, толчках, заломах и воздействиях на уязвимые части тела. Большинство приемов циньна направлены на контролирование противника, но есть и такие, которые могут вызвать смерть или сильно искалечить. 

Основы циньна не зависят от стилей - занимающийся любым стилем имеет одно и то же число костей и суставов - и поэтому нынешние стражи порядка в Китае изучают просто "циньна" безотносительно к какому-либо из стилей. Однако существуют и специальные стилевые приемы циньна. Это связано с тем, что занятия каким-либо стилем вызывают преимущественное развитие определенных групп мышц, легкость применения определенных классов движений. Стилевые приемы циньна как раз и основаны на "фирменных" движениях стиля.

Циньна