Китайские единоборства

В Китае много людей. Больше чем где-либо еще. В провинции немыслимое народонаселение в глаза не бросаеся. Hо, выйдя на улицу в центре Пекина, вы немедленно чувствуете на себе обволакивающе-наркотическое действие толпы, несущей вас в ей одной ведомом направлении. Из нее не то что нельзя выбраться, но, в общем, и не хочется выбираться. Если вас не ждут неотложные дела, попытайтесь, перемещаясь синхронно с тысячами китайцев, прогуляться по городу. Глазея по сторонам на пеструю рекламу и на добротные здания времен Великой Дружбы, равноправно соседствующие здесь с небоскребами. 

Чтобы потом, нарадовавшись глобальным экономическим преобразованиям в КHР и ощутив себя жителем XXI века, спокойно обратить свой взор в прошлое. И заняться, наконец, тем, за чем, собственно, вы сюда прибыли - древностями, императорскими династиями, буддистскими святынями, монастырями... Побывать, например, на Великой Китайской Стене, которая до сих пор удерживается в семерке главных чудес света и, говорят, видна из космоса. А потом спуститься к залам с могилами 13 императоров династии Мин.

Легкие шаги Шаолиня

О терминологии

Hесмотря на то, что термины усэн и сэнбин переводятся на русский язык относительно легко ("монах-боец" и "монашеские войска" соответственно), в данном тексте эти термины используются без перевода, чтобы подчеркнуть специфику предмета, ибо ни в каком другом китайском буддийском храме кроме Шаолиня монашеских войск и монахов-бойцов не было. Хотя традиционно принято считать, что шаолиньское ушу происходит от Бодхидхармы (в китайской транскрипции - "Путидамо", что впоследствии сократилось до просто "Дамо"), тем не менее реально монастырь Суншань Шаолинь был основан индийским монахом Бато, поэтому генеалогия начинается с него. Держать свои войска монастырю было позволено Ли Шиминем - вторым императором династии Сун - в благодарность за то, что 13 шаолиньских монахов помогли императору вернуть трон. Это позволение было отменено при маньчжурской династии Цин, и шаолиньское воинство было распущено, а монахи-бойцы разбрелись по всей стране. 

Шаолиньские усэны

"72 искусства Шаолиня" - это методы внутреннего и внешнего укрепления, традиционно используемые в Шаолиньском ушу. В 1931 году шаолиньский настоятель Мяосин опубликовал книгу "72 искусства Шаолиня", где они впервые были описаны для широкой аудитории. Вот эти 72 искусства: 

1.Алмазный палец - вид жесткого цигуна, специальное натренировывание способности ударять по предметам одним пальцем. Существует также вариант, когда используют не один палец, а два пальца сложенных вместе. 

2.Hаработка парного замыкания - использование двух рук, двух запястий, двух кулаков, либо пальцев обеих рук для взаимного обстукивания. В результате можно ударом руки перешибить палку. 

72 искусства Шаолиня

1. Основная цель того, кто изучает эту технику, заключается в том, чтобы укpепить тело и дух. Он должен заниматься с pассвета до заката и не может пpекpащать занятий, когда ему вздумается. 

2. Совеpшенствующий боевую технику делает это лишь для самозащиты, усиливая собственную кpовь и ци, выpабатывая в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто наpушает это, совеpшает аналогичное пpеступление, что и не выполняющий буддийские пpедписания. 

3. Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть кpайне уважительным к нему и нельзя совеpшать поступки, в котоpых сквозит заносчивость и пpенебpежение. 

Шаолиньские заповеди

Сегодня, за политическими и экономическими потрясениями, охватившими Россию, мы чаще видим опасность с Запада, исходящую от США, объединенной Европы и расширяющегося HАТО, и при этом почти не замечаем серьезной духовной экспансии, распространяющейся по всему миру с Востока. Одной из форм активного влияния "восточной духовности", существенно отличающейся от западной и коренным образом от Православия, стали восточные боевые искусства. В Китае их называют ушу, в Японии - кэмпо. Весной 1998 года произошло событие, на которое мало кто обратил внимание, хотя оно того стоило. В Москву со специальной миссией прибыл настоятель Шаолиньского монастыря Дэ Цянь. Во время этой поездки шаолинским руководством было принято решение перенести штаб-квартиру Международной ассоциации шаолиньского ушу (которая объединяет школы боевых искусств Европы, Америки, Азии и Африки) из Гонконга - в Москву. Так легендарный Шаолинь оказался в самом сердце России! 

Загадка восточных боевых искусств

Поговорка "пять центров впадают в даньтянь" говорит о базовых методах алмазного цигун. "Пять центров" - это точки лао-гун в центрах ладоней, точки юн-цюань в центрах стоп и точка бай-хуэй на макушке. Тренировка этого метода непременно должна проходить в пять этапов, тренироваться можно как сидя, так и стоя. 

(1) Hаработка охраны мыслью даньтянь

При тренировке дух должен быть сконцентрирован, нужно специально думать о даньтянь. Тело должно быть вертикальным, каждая часть тела полностью расслаблена, постепенно достигается концентрация духа и охрана сердцевины. Дыхание тонкое, легкое и мягкое, можно использовать методы "следования дыханию" или "остановки дыхания", полностью согласуясь с движениями. 

Шаолиньский цигун "пять центров координируются воедино"

Общие слова о наработке шаолиньского циньна

Истоки шаолиньского циньна теряются в веках; во времена до монаха Сэнчоу тренировались плохо. Открыв шаолиньские секретные трактаты по кулачному искусству, узнаем, что наработка боевого искусства начинается с "18 рук архатов". "32 соединения", "10 схватываний и ударов", "12 дорожек таньтуй" идут тигром и леопардом. Взлетает дракон и танцует феникс - формы взвиваются в воздух, сотня искусных приемов для захвата злодея. С помощью взвивающихся методов взлетаешь на самый гребень стены, 18 видов оружия сотрясают Вселенную. Тренируешься в жару, когда даже то в чем готовят пищу начинает гореть, тренируешься в стужу, когда лед и иней оседают на бровях.

Шаолиньское циньна - из монастырских архивов

Шаолиньское ушу - это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, что расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр - Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Согласно легендам оно ведет свое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (на китайском его имя было протранскрибировано как Путидамо, позднее его стали называть просто Дамо). Он прибыл в царство Северная Вэй примерно в VI веке и будучи не понятым удалился в этот монастырь где и просидел девять лет в пещере лицом к стене (эта пещера до сих пор существует и служит одним из объектов посещения для туристов). Когда он, наконец, решил подняться, то оказалось, что его ноги потеряли двигательную способность.

Шао-Линьские монахи

Китайское слово "циньна" состоит из двух иероглифов: "цинь" (ловить, хватать) и "на" (захват, контроль). Таким образом, "циньна" - это боевые приемы, основанные на захватах, толчках, заломах и воздействиях на уязвимые части тела. Большинство приемов циньна направлены на контролирование противника, но есть и такие, которые могут вызвать смерть или сильно искалечить. 

Основы циньна не зависят от стилей - занимающийся любым стилем имеет одно и то же число костей и суставов - и поэтому нынешние стражи порядка в Китае изучают просто "циньна" безотносительно к какому-либо из стилей. Однако существуют и специальные стилевые приемы циньна. Это связано с тем, что занятия каким-либо стилем вызывают преимущественное развитие определенных групп мышц, легкость применения определенных классов движений. Стилевые приемы циньна как раз и основаны на "фирменных" движениях стиля.

Циньна

Шуайцзяо - это национальная китайская борьба. Подобно другим национальным видам борьбы, оно эволюционировало от примитивных боевых техник наших предков до высокоразвитого боевого искусства. 

От большинства прочих видов борьбы шуайцзяо отличается сложностью техник, делающих больший упор на качество приема, чем на силу движения. В отличие от других боевых искусств Китая, в которых невозможны соревнования по правилам из-за невозможности введения удолетворительных правил, позволяющих избегать травматизма, шуайцзяо легко приспосабливается к современному миру. Применяемые сегодня правила позволяют снизить риск травмы в ходе соревнований без уменьшения цельности искусства. 

Шуайцзяо

Многие слышали про то, что существует некая система "диммак". "Диммак" - это диалектное произношение (на кантонском диалекте) термина "дяньмо" ("воздействие на меридианы").В современной терминологии ушу для обозначения этого же явления чаще используют термин "дяньсюэ" ("воздействие на биологически активные точки").

Искусство дяньсюэ возникло на стыке трех вещей - ушу, цигуна и традиционной китайской медицины. Согласно учению китайской медицины, в теле человека находится особая сеть меридианов, по которым циркулирует жизненная энергия-ци. Воздействие на определенные места человеческого тела позволяет влиять на циркуляцию этой энергии и посредством этого - на состояние организма. Современная западная медицина уже не отрицает огульно эту теорию, а пытается найти объяснения этим явлениям в современных терминах. Для боевых искусств абсолютно неважно, что реально стоит за этой теорией - важно то, что она работает, и производимые в соответствии с ней воздействия приводят к предсказываемым ею результатам. 

Дяньсюэ

Наверное, нет в современном мире любителей боевых искусств, которые бы не слыхали о "непобедимом бойце" Брюсе Ли и о созданной им "самой совершенной боевой системе", "стиле без стиля" - джиткундо. Однако среди людей, серьезно занимающихся боевыми искусствами, истинность этих утверждений всегда вызывала сомнение. Данная статья написана с целью внесения сомнений в умы верующих и подкрепления таковых в умах сомневающихся. Основой для данной статьи послужили материалы, собранные американским любителем боевых искусств Майклом Дорганом, информация, любезно предоставленная президентом аргентинской Jin Wan Kung Fu Association господином Клаудио ди'Ренцо, и ряд других источников, найденных с помощью всемирной компьютерной сети INTERNET. Для удобства сопоставления с другими источниками я вопреки своей традиции сохраняю кантонский вариант произношения китайских терминов. 

Фальстарт "Маленького дракона"

Чего только не услышишь, когда люди начинают рассуждать о внутренней энергии. Одни рассказывают истории о магах, движением брови повергающих наземь целые полчища нападающих, другие ни во что подобное не верят, ссылаясь на физику и биологию. Одни заявляют, что если для достижения результата необходимы годы ежедневных тренировок, то этим явно не стоит заниматься, другие лишь в таких вещах и видят истинную ценность. Я попытаюсь обобщить существующие взгляды и рассмотреть вопрос с точки зрения применения внутренней энергии (что бы под ней ни понималось) в бою. Опираться я намерен на те факты, свидетелем которых был сам, и на свидетельства очевидцев и литературу, которым у меня нет оснований не доверять. Использоваться будут в основном материалы связанные с Китаем, так как остальной мир в подобных вещах идет по его стопам. 

Цигун и бой

В начале XX века Шанхай благодаря своему приморскому положению стал местом расположения основных иностранных концессий и сеттльментов. В 1909 году сюда приехал американский силач О'Брайен и предлагал любому померяться силами в схватке. Ведущие представители шанхайского мира ушу собрались на совещание, чтобы решить: как защитить попранную честь китайских боевых искусств? Было решено отправить гонцов на поклон к проживающему в деревне Сонаньхэ уезда Цзинхай провинции Хэбэй мастеру стиля мицзунцюань Хо Юаньцзя, прозванному "Желтолицым тигром".

Хо Юаньцзя приехал вместе с двумя учениками, и остановился в Чайном домике. Было выбрано место для строительства помоста для поединка - недалеко от монастыря Цзинаньсы. Помост представлл собой дощатый прямоугольник четыре на полтора метра, поднятый над землей на резных эвкалиптовых столбах. В личной встрече между обеими сторонами были обговорены условия поединка. Были разрешены как удары, так и броски, падение засчитывалось за поражение. 

Ассоциация Цзинъу

Раздвигать цветы и ловить бабочек - наработка из школы цзюгунбагуамэнь. Непрерывное движение между стволами деревьев. 

Столбы девяти дворцов - передвижение по девяти кирпичам или столбам, расположенным в форме квадрата 3X3. 

Шарики цянь и кунь, другое название - наработка цянь и кунь. Жонглирование в перемещении с надетыми на ноги утяжелителями. 

Искусство ночного передвижения, другое название - наработка странствующего тела. Выработка умения свободно двигаться ночью. 

Тайные методы наработки с гор Удан

Легендарным основателем этого искусства боя мечом-цзянь считается даос Чжан Саньфэн с полуострова Ляодун. Когда он занимался самосовершенствованием в горах Удан, он, якобы, также преподавал искусство боя без оружия и с оружием. Преемником Чжан Саньфэна считается живший при династии Мин Чжан Сунси. Сунси был родом из уезда Дэнфэн провинции Хэнань, позднее отправился в провинцию Чжэцзян на гору Сыминшань, где преподавал это искусство боя мечом, потому оно еще называется сымин цзянь (искусство боя мечом с гор Сымин). Сунси обучил Чжао Дабиня из провинции Шаньдун. Дабинь передал традицию Ван Цзючэну из провинции Хубэй. Цзючэн обучил Янь Сишэня из провинции Хунань. Сишэнь обучил чжэцзянку Люй Шилянь.

Удан цзянь

Стиль также известен как тайи усин циньпу (захваты и набрасывания пяти первостихий и Великого Единого), эршисань циньпу (23 захвата и набрасывания). Говорят, что его создал Чжан Шоусинь во время династии Мин, соединив "13 позиций Тайцзи" "упражнения пяти животных" с боевыми и дыхательными техниками с гор Удан. 

Сегодня стиль известен благодаря Айсингаро Пусюаню (1903-1985), который в 1980 году продемонстрировал его на фестивале ушу в Тайюани. Сам Пуcюань изучал этот стиль с 1929 года в горах Удан у даоса Ли Хэлиня.

Тайи усин цюань

Стиль назван так потому, что выброс силы в стиле подобен тому, как бьется рыба. Другое название - уфэн бэнли (с силой налететь на пять пиков). Так говорят потому, что в атаке сила может выбрасываться через пять частей тела - голову, плечи, локти, ягодицы и колени. 

У Чжэнцин в "Истинное учение тайцзи" писал: "Юймэньцюань, форм каркаса - 13 дорожек, в методах применения много общего с тайцзи. Также есть методы туйшоу...". В таких движениях этого стиля, как "вяленая соленая рыба к новому году", "старый мужик хватает ворота", "выплеснуть воду из чашки" имеются прикладные приемы циньна, мягким побеждают жесткое, следуют движению и покоряют противника.

Юймэньцюань

Стиль, распространенный в провинции Хубэй. В конце династии Мин - начале династии Цин в уезде Дае плотник Сунь Тичжан изучил это искусство у даоса по прозванию "святой Цитянь". 

Комплексы без оружия:

лунши (форма дракона)

хуши (форма тигра)

фэнши (форма феникса)

Кунмэньцюань