100

Синь и Цюань («Кулачная техника формы и мысли»)

Практическими со всеми стилями и направлениями традиционного китайского ушу связано множество легенд, преданий и великих личностей. То же относится и к истории одного из трех главных стилей внутреннего ушу, стиля синь и цюань. По некоторым неподтвержденным документально сведениям к основанию синь и имеют отношение такие легендарные личности как патриарх чань-буддизма в Китае Дамо и генерал Юэ Фэй.
Биография патриарха Дамо тесно переплетается с историей чань-буддизма и монастырем Шаолинь. Некоторые легенды приписывают ему авторство нескольких трактатов и различных упражнений, которые легли в основу многих направлений ушу и цигун. Второй не менее легендарной личностью является Юэ Фэй, знаменитый полководец, живший в XIII веке. Многие легенды рассказывают о его обучении в монастыре Шаолинь. Когда Юэ Фэй стал полководцем, он разработал собственную технику обучения бойцов своей армии, которая успешно применялась в многочисленных сражениях. С его именем связывают создание нескольких стилей ушу и авторство трактата по истории синь и цюань.

Вообще исторические документы содержать очень мало подробностей о жизни Дамо и Юэ Фэя и совсем нет информации о том, что именно они создали технику синь и. Больше подтвержденных документально фактов связывают историю основания синь и с человеком по имени Цзи Цзике, который жил в XVII веке. Традиционно в древности у человека на протяжении жизни было несколько имен: детское официальное и посмертное.

 Так же он мог иметь несколько прозвищ, по которым его узнавали в различных кругах общества, что затрудняет определение личности того или иного человека. У Цзи Цзике также было несколько прозвищ имеющих одинаковое звучание, но разный смысл: Лун Фэн – «дракон и феникс», «вершина дракона», «вершина щедрости», «величественный феникс». Одно из написаний имени Цзи вообще в переводе означало «наемный убийца». Цзи Цзике родился в селении Фэнли, ныне это Чжанин Сян в уезде Юн цзи, в довольно зажиточной семье, что и позволило ему с малых 

лет обучаться различным наукам и военному делу. Больше всего его тянуло к боевым упражнениям и большую часть своего времени он уделял тренировкам тела и занятиям с оружием. Как и большинство героев китайских легенд , когда Цзи Цзике стал старше он отправился «странствовать по Китаю в поисках знаний и учителей», что и привело его через некоторое время в легендарный монастырь Шаолинь. Легенды рассказывают о том, что Цзи обучался в Шаолине 10 лет. Впоследствии, в 1927 году его потомок Цзи Лянжан обнаружил портрет Цзике в монастырских архивах. В монастыре он усердно изучал традиционные техники кулачного боя и владения оружием. Больше всего ему нравились занятия с длинным копьем. В городах расположенных неподалеку от монастыря Цзи Цзике любил наблюдать за птичьими боями. Именно из техники боя птиц, связав ее с принципами шаолиньских техник и собственным опытом, Цзике выделил шесть основных принципов боя и перенес их сначала на теорию фехтования копьем, а потом и в технику кулачного боя. Эти принципы («шаги петуха», «поясница дракона», «руки и плечи медведя», «хватка орла», «тигриное охватывание головы» и «громоподобное, взрывное усилие удара») и легли в основу его собственной системы боя. Сначала эта система имела название «синь и лю хэ» («сердце и мысли шести единений») и по мере своего существование и некоторых видоизменений стала называться «синь и цюань» («кулачная техника формы и мысли»). 6 принципов (Лю Ши), сформулированных Цзи Цзике, характеризуют саму технику стиля синь и:

  1. «Шаги петуха» — принцип, определяющий технику движения, т.е. это четкий баланс при котором весь вес сохраняется на одной ноге, мелкий и быстрый шаг, который позволяет осуществлять резкие и точные выбросы усилия.
  2. «Поясница дракона» — принцип, определяющий подвижность поясницы и ее упругость, благодаря чему усилия нижней и верхней части тела складываются в единое усилие.
  3. «Руки и плечи медведя» — принцип опущенных локтей, округлых плеч, хлестких предплечий и кистей, которые молниеносно выбрасывают усилие и перехватывают усилие противника.
  4. «Хватка орла» — принцип захвата не столько конечностей противника, сколько захвата самого усилия и контролю точки соприкосновения с усилием конечностью или оружием противника.
  5. «Тигриное охватывание головы» — принцип движения рук, при котором вокруг верхней части тела и при низких позициях вокруг всего тела бойца образуется защитная сфера, надежно прикрывающая и защищающая любую точку тела внутри сферы.
  6. «Громоподобное, взрывное усилие удара» — основной принцип концентрации усилия тела в центре и последующий резкий выброс его, наподобие взрыва или выстрела из пушки.

Основной идеей стиля является соединение этих принципов с помощью шести единений (лю хэ) – три внешних и три внутренних. Три внешних единения (единство бедер и плеч, коленей и локтей, стоп и кистей) являются основой для создания общего усилия всех частей тела и управления им, что позволяет любому движению быть цельным и эффективным. Три внутренних единения (единство сердца и мыслей, мысли управляют энергией тела, а энергия соединяется с физической силой) способствуют управлению силой чувствами и мыслями и проявлению силы в усилии. Шесть единений дают возможность использовать тело с помощью мыслей, с максимальной точностью и эффективностью, превращая его в идеальный «инструмент». В синь и цюань очень разнообразная техника движения рук, но для удобства изучения выделяют пять главных приемов в соответствии с пятью первостихиями природы, которые описывают не только движения рук, но и действия всего тела:

  • Пи цюань – техника рубящих ударов (образ топора, рубящего дерево).
  • Цзуань цюань – техника ввинчивающихся, буравящих ударов (образ мощного стремительного потока воды)
  • Бэн цюань – техника обрушивающегося удара (образ колющего копья)
  • Пао цюань – удар, подобный взрыву (образ стреляющей пушки), соответствует огню, поэтому движения направлены немного вверх.
  • Хэн цюань – техника поперечных действий и ударов, выражающаяся в защитных действиях предплечья и горизонтальных ударах.

Так же в стиле изучают 12 форм животных, каждая из которых имеет свой боевой смысл и концентрацию силы как у определенного животного, например форма тигра яростная и очень мощная выражается в толчке обеими руками вперед, с одновременным шагом вперед. Большинство материалов, поясняющих принципы и технические моменты стиля синь и основаны на традиционной философии Китая, которая впитала в себя натурфилософию, философию даоссов, традицию внутренней алхимии, буддийскую философию и принципы классической медицинской традиции.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector