Шэцзуцюань

Китай - страна многонациональная. Одним из национальных меньшинств является народность шэ, представители которой проживают в провинции Фуцзянь. Их контакты с внешним миром были довольно редки, поэтому шэцзуцюань до нынешних времен сохранил свои древние традиционные черты. 

Согласно легенде, этот стиль ушу происходит от монаха Течжу, спасшегося после разгрома Южного Шаолиня. После долгих скитаний он добрался до деревни Цзиньдоуян уезда Фуань провинции Фуцзянь, населенной шэсцами. Там Течжу взял фамилию Пань и зажил отшельником. Он усердно тренировался днем и ночью, и его мастерство сильно возросло. Увидев, что местные жители с увлечением упражняются с мечами и шестами, он организовал с ними занятия боевым искусством. 

Среди учеников Течжу выделялся Лэй Чаобао, отличавшийся способностями и трудолюбием. Он был мастером боевого искусства, унаследованного от предков, и помимо этого упорно учился у Течжу. Лэй Чаобао превзошел учителя и стал известен повсюду. 

После того, как Течжу скончался в деревне Нючэн, Лэй Чаобао продолжил обучение боевым искусствам. Он синтезировал элементы южношаолиньской и местной школы, создав шэцзуцюань. С той поры этот стиль стал популярен не только среди шэсцев, но и среди ханьцев, и распространился на востоке и севере провинции Фуцзянь. 

В шэцзуцюань четыре характерных особенности.

Во-первых - устрашение: особое внимание придается угрожающему воинственному облику для устрашения противника и достижения психологической победы. 

Во-вторых - резкое высвобождение силы. 

В-третьих - мощные позиции ног. 

В-четвертых - "волчья лапа": большое разнообразие приемов выполняемых руками. 

Так как шэцзуцюань был распространен среди шэсцев, проживающих в горных районах, то заниматься им приходилось в жилищах. Ограниченное пространство обусловило практику выполнения комплексов упражнений на небольшой площади. Шэсцы не лезли в бой, но если втягивались в схватку, то старались завершить ее несколькими ударами.