Цзуйцюань

В последние десятилетия, благодаря многочисленным гонконговским кинофильмам, многие люди уверены, что одним из самых знаменитых стилей ушу является "стиль пьяницы".Однако придется их разочаровать. 

В китайском ушу, помимо сложных и разветвленных стилей, существуют и отдельные комплексы и системы упражнений, которые сами по себе не относятся ни к какому стилю. Одним из таких комплексов является комплекс "цзуй ба сянь" ("опьяневшие восемь небожителей"). Этот комплекс является иллюстрацией популярной истории про восемь святых небожителей, которые однажды сильно перепились. Эти восемь святых небожителей - восемь святых даосской мифологии: Люй Дунбин, Ли Тегуай, Чжан Голао, Хэ Сяньгу, Хань Чжунли, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ и Цао Гоцзю. Комплекс состоит из восьми частей, каждая из которых имитирует движения, соответствующие одному из святых. Есть и другие комплексы, инсценирующие эпизоды из популярных легенд и литературных произведений.

Например, существуют комплексы, имитирующие сцены из романа Ши Найаня "Речные заводи": "Опьяневший Тай Бай", "Пьяные спотыкания У Суна" и "Пьяный Лу Чжишэнь громит ворота храма". Но, повторим, это не был "стиль пьяного", это были отдельные комплексы, распространенные в той или иной местности, либо являющиеся частью других стилей (например, в стиле цайлифо имеется комплекс "цзуй ба сянь", в стиле цисин танланцюань (кулак семизвездного богомола) имеется комплекс "цзуй лохань" ("опьяневший архат") и т.д.). 

В 1970-х годах знаменитый гонконговский режиссер Лю Цзялян с киностудии "Shaw Brothers" чтобы повысить популярность боевиков-кунфу предложил снимать не просто драки, а целые стили ушу. Одной из его удачных находок было изобретение "пьяного стиля". Идея была подхвачена и другими режиссерами, Лю Цзяхуй в фильме "Пьяный шаолиньский монах" и Джеки Чэн в фильме "Пьяный мастер" прославились на весь мир. Исполнивший роль "пьяного мастера" Юань Сютянь, продолжая эксплуатировать золотую жилу, в период с 1976 по 1980 год снялся в полутора десятках художественных фильмов про "пьяный стиль". 

Параллельно в КНР в рамках развития гимнастики ушу, чтобы повысить зрелищность соревнований, также решили придумать свой "пьяный стиль". Спортсмен из шанхайской сборной ушу Шао Шанькан при помощи вице-президента Всекитайской ассоциации ушу Цай Лунъюня на основе распространенных в народе "пьяных" комплексов составил комплекс "цзуйцюань" ("кулак опьяневшего"). Чтобы этот комплекс можно было добавить в программу соревнований по гимнастике ушу, были выброшены движения, которые имели прикладную ценность но были внешне незрелищны, и в то же время добавлены различные акробатические движения: падения, спотыкания, кувырки, перевороты. Затем кто-то вспомнил, что согласно легендам знаменитый китайский поэт Ли Бо (значащий для Китая примерно то же, что и Пушкин для России), любил, подвыпив, демонстрировать друзьям свою технику обращения с мечом. На основе этой легенды был составлен комплекс "цзуйцзянь" ("опьяневший с мечом"). Комплекс без оружия был опубликован в Гонконге в выходившей параллельно на китайском и английском языках книжной серии "Библиотечка журнала "Чжунхуа ушу"", и стал широко известен в мире. 

Надо отметить, что сам Шао Шанькан вовсе не желал полной утери боевой направленности. Он считал, что добавив зрелищных движений удастся спасти стиль от полного забвения. Рассказывая о создании цзуйцюань, он писал: "Другой руководившей нами мыслью было сохранение боевого характера движений. Боевой характер - основное отличие гимнастики ушу от других видов спорта. С точки зрения боевой техники пьяная форма движений ценна для запутывания противника. Потому атакующие и защитные движения искусно вплетены в пьяную форму движений, позволяя неожиданно достичь победы." 

При создании "пьяной" манеры движения было учтено, что во внешне неустойчивых позициях спортсмен на самом деле не должен терять равновесия. Это было реализовано за счет того, что при движении в момент потери равновесия направление движения меняется и равновесие восстанавливается. В отличие от прочих стилей ушу, в цзуйцюань направление взгляда не совпадает с направлением движения. 

С точки зрения формы цзуйцюань делится на подражание чуть подвыпившему, подражание выпившему лишку, подражание пьяному в стельку и подражание упившемуся до умопомрачения. Проявляются эти формы в амплитуде движений, изменениях взгляда и скорости перемещений веса в промежутках между движениями. Проявляются они и также в движениях на земле - спотыканиях, падениях, кувырках и переворотах. Эти изменения движений и духа проходят красной нитью сквозь весь комплекс, проявляя тем самым различные степени опьянения. 

Основные методы действий руками в "стиле пьяницы" - это точечный удар, накрывание, рубка, втыкание, зацеп, захват, срывание и заворачивание; основная форма кисти - "рука держащая чарку" (большой и указательный палец сжатой в кулак руки немного разведены, словно держа чарку). Восемь методов использования этой формы кисти:

Точечный удар: при ударе большой и указательный пальцы упираются друг в друга (получается то, что называют "кулак - глаз феникса"), сила достигает второй фаланги указательного пальца, как выброс так и возвращение должны быть быстрыми, целями удара могут быть голова, лицо или грудь противника. 

Удар: точки приложения силы те же, что и при точечном ударе, но выброс силы более длинный, цели удара - голова, лицо, грудь или промежность противника. 

Сдавливание: большой и указательный пальцы идут друг к другу, сдавливая горло противника.