Фальстарт "Маленького дракона"

Наверное, нет в современном мире любителей боевых искусств, которые бы не слыхали о "непобедимом бойце" Брюсе Ли и о созданной им "самой совершенной боевой системе", "стиле без стиля" - джиткундо. Однако среди людей, серьезно занимающихся боевыми искусствами, истинность этих утверждений всегда вызывала сомнение. Данная статья написана с целью внесения сомнений в умы верующих и подкрепления таковых в умах сомневающихся. Основой для данной статьи послужили материалы, собранные американским любителем боевых искусств Майклом Дорганом, информация, любезно предоставленная президентом аргентинской Jin Wan Kung Fu Association господином Клаудио ди'Ренцо, и ряд других источников, найденных с помощью всемирной компьютерной сети INTERNET. Для удобства сопоставления с другими источниками я вопреки своей традиции сохраняю кантонский вариант произношения китайских терминов. 

Обычно любая биография Брюса Ли рассказывается о том, что он обучался такому стилю китайских боевых искусств как Вин Чунь у известного гонконговского мастера Ип Мана, и не раз тестировал свое мастерство в уличных драках, и вообще был лучшим учеником и чуть ли не продолжателем дела мастера. Однако ни одна из существующих в настоящее время линий гонконговского винчунь, выводящих себя от Ип Мана (в том числе обе всемирные федерации) так не считают. Более подробное исследование позволило обнаружить интересные факты. Как известно, в гонконговском винчунь (версии, распространенные в китайских провинциях Фуцзянь и Гуандун, а также вьетнамский винчунь, известный ныне в России благодаря живущим в Москве вьетнамским мастерам, остаются за рамками данной статьи) имеется три комплекса, исполняемых без оружия, комплекс упражнений с деревянным манекеном, комплекс с парными ножами специального вида (т.н. "ножами-бабочками") и комплекс с длинным шестом. Три комплекса без оружия - это "сю ним" ("маленькая идея"), состоящий из самых базовых техник и исполняемый стоя на месте, "чум кю" ("построение моста"), содержащий более продвинутые техники, в том числе удары ногами, локтями и различные перемещения, и "бил джи" ("нацеленные пальцы"), в котором прорабатываются удары пальцами по легко поражаемым местам. В промежутках между изучением этих комплексов традиционная программа содержит специальные системы упражнений в паре ("приклеивающиеся руки" и т.п.), предназначенные для выработки специальных навыков применения этих движений в реальном бою. Ип Ман прожил долгую жизнь, и ряд его учеников полностью перенял его науку - в качестве примера можно привести хотя бы знаменитого Юань Кайсаня - и встает естественный вопрос: входил ли Брюс Ли в их число? НЕТ! К моменту своего отъезда в США Брюс Ли знал первый комплекс и осваивал второй. Он не владел ни техниками обращения с оружием, ни третьим комплексом, ни комплексом на деревянном манекене (хотя он, естественно, наверняка не раз видел эти комплексы на тренировках и вполне мог знать отдельные входящие в них техники). Под сомнением также и его владение парными упражнениями типа "приклеивающихся рук". Ип Ман никак не выделял Брюса Ли из прочих учеников и не очень любил его, так как считал, что тот изучает боевое искусство только ради уличных драк (похоже, что именно это и было правдой). Известно, что будучи уже известным киноактером, но чувствуя недостаток владения боевым искусством Брюс просил Ип Мана об уроках и даже предлагал дом в подарок, но старый мастер прогнал Брюса Ли, сказав, что он не намерен обучать человека подобных моральных качеств. Итак, несовершеннолетний подросток, резкий от природы и немного поднатаскавшийся в боевых искусствах - правда у отличного мастера - отправился в США, где только-только открывают для себя само понятие боевых искусств. 

То, что случилось там в Сан-Францисском Чайнатауне, легло в основу кучи теорий об устарении традиционных боевых искусств в современных условиях и о необходимости разаботки новых методов. Что же произошло? Брюс Ли, который вскоре стал соперничать с Мао Цзэдуном за звание самого известного в мире китайца, участвовал в бою, который радикально повлиял на всю его дальнейшую жизнь: бою против Вонг Джэк Мана. Вот как описывает это его жена Линда Ли в своей книге "Брюс Ли: единственный мужчина которого я знала". 

"Оба сошлись, формально поклонились, и бой начался. Вонг принял классическую стойку, в то время как Брюс, который в то время еще использовал свой винчунь, провел серию прямых ударов кулаками. Через минуту люди Вонга стали пытаться остановить бой, так как Брюс начал побеждать, но Джеймс Ли предостерег их, и бой продолжился. Минутой позже, в то время как Брюс продолжал свою серьезную атаку, Вонг начал пятиться с той скоростью, на которую был способен. Вскоре Вонг повернулся и побежал. Но Брюс напрыгнул на него подобно леопарду и опрокинув на пол продолжил мутузить кулаками, в то время как тот был уже полностью деморализован. "Достаточно?" - спросил Брюс. "Хватит!" - ответил Вонг. Еще один быстрый триумф человека, который заявил что может побить любого бойца в мире." 

Однако далее в книге следует, что этот бой был более чем кратким моментом триумфа. "Схватка с Вонг Джэк Маном изменила его собственное мнение о кунгфу. До этого боя Брюс улучшал и расширял свой винчунь, но теперь он неожиданно решил, что хоть он и выиграл сравнительно легко, однако его подготовка на самом деле оставляла желать лучшего. Бой, считал он, должен был кончиться через несколько секунд после первого удара - вместо этого он длился три минуты. Кроме того, к концу Брюс начал задыхаться, что показало ему что он далеко не в лучшей форме. Потому он стал анализировать бой, обдумывая, где он действовал неправильно и разыскивая пути по улучшению техники. Вскоре он пришел к выводу, что основа его боевого искусства - винчунь - неполна. Слишком много внимания техникам рук, очень мало ударов ногами, и вообще, очень многое отсутствует." 

Еще дальше в книге Линда Ли добавляет: "Бой против Вонг Джэк Мана также заставил Брюса Ли интенсифицировать свои тренировочные методы. С этого дня он стал делать их все более и более сложными и насыщенными... Брюс постоянно что-нибудь делал, поддерживая тонус различных частей тела." Приносил ли столь интенсивный тренинг пользу или вред - будет обсуждаться позже, а пока обратим внимание на тот факт, что пустяковая ПОБЕДА, одержанная мужем Линды, послужила причиной того, что он выбросил на помойку стиль, которому фанатично поклонялся более десяти лет.