Дяньсюэ

Многие слышали про то, что существует некая система "диммак". "Диммак" - это диалектное произношение (на кантонском диалекте) термина "дяньмо" ("воздействие на меридианы").В современной терминологии ушу для обозначения этого же явления чаще используют термин "дяньсюэ" ("воздействие на биологически активные точки").

Искусство дяньсюэ возникло на стыке трех вещей - ушу, цигуна и традиционной китайской медицины. Согласно учению китайской медицины, в теле человека находится особая сеть меридианов, по которым циркулирует жизненная энергия-ци. Воздействие на определенные места человеческого тела позволяет влиять на циркуляцию этой энергии и посредством этого - на состояние организма. Современная западная медицина уже не отрицает огульно эту теорию, а пытается найти объяснения этим явлениям в современных терминах. Для боевых искусств абсолютно неважно, что реально стоит за этой теорией - важно то, что она работает, и производимые в соответствии с ней воздействия приводят к предсказываемым ею результатам. 

Воздействие на точки может использоваться в двух целях - для лечения человека, и для причинения ему вреда. Использование дяньсюэ для лечения требует глубоких медицинских познаний, использование же воздействия на точки в боевых искусствах гораздо проще. Для грамотного воздействия знакомство с теорией, естественно, не мешает, но даже мало понимающий в медицине боец всегда мог зазубрить список из двух-трех десятков точек и перечень результатов от попадания в них ударом. 

Дяньсюэ не было самостоятельным боевым искусством, это было, скорее, одной из ступеней подготовки мастера. Если противник носит доспехи или хотя бы плотную одежду, то в бою могло и не представится шанса воздействовать на точку. Даже если противник одет легко, он все-таки защищается, и до нужного места на теле еще предстояло добраться. Таким образом, искусство воздействия на точки выступало лишь дополнением к боевому мастерству бойца, позволяя ему при удаче сэкономить время боя. Однако в смутные времена и это могло оказаться существенным. Известен случай, когда знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861-1932) был вынужден драться против 200 человек. Его спасло именно искусство воздействия на точки: точными ударами он мгновенно "отключал" неосторожно приблизившихся. 

В разных стилях были свои "обязательные" списки уязвимых точек. Обычно они содержали 36 точек - священное число. Интересно, что если в стилях, относящихся к уданскому направлению ушу эти точки концентрировались в основном на корпусе и голове, то в шаолиньскому ушу рекомендуемые точки размещались по телу более равномерно. Обычно большинство "смертельных" точек располагается на голове, в районе живота и на пояснице сзади. На руках и ногах уязвимых точек мало. К поражению обычно рекомендуются точки, вызывающие немедленную реакцию внутренних органов. 

Для поражения точек чаще всего применяются специальные формы кистей рук (например, кулак с выставленной фалангой одного пальца, "когти", выставленный палец), позволяющие сосредоточить значительное усилие на маленькой площади. Для их укрепления используются специальные методы тренировки, включающие в себя многочисленные отжимания на пальцах, омывание рук специальными лекарствами и т.д.