Пигуа-цюань

Полное название - "тунбэй пигуа цюань" ("рубяще-подвешивающий кулак сквозной подготовки"), также именуется "пигуа" ("одевший доспехи"), "пигуа" ("триграмма 'пи'") или "момянь" ("вытирающий лицо"). Еще в "Трактате о кулачном искусстве" Ци Цзигуана (династия Мин) упоминаются "Пи гуа хэн цюань" и "Пао цзяцзы цян бу пи гуа".

Пигуацюань был распространен в народе уже при династии Мин. К концу династии Цин стиль в основном передавался в уездах Яньшаньсянь, Цансянь и Наньписянь провинции Хэбэй. В годы правления под девизом "Тунтай" он распространился в район Пекин-Тяньцзин. Когда на второй год правления под девизом "Итун" в Тяньцзине была учреждена "Чжунхуа уши хуэй" ("Ассоциация китайских воинов"), то пигуацюань был включен в программу как один из важнейших ее элементов, и распространился по северу Китая. В 1928 году был основан Центральный институт гошу, пигуацюань был включен в его программу как один из предметов высшего уровня. В период Китайской республики оплотами пигуацюань стали Цансянь, Тяньцзинь, Ланьчжоу, Шэньян.

Пигуацюань - это подстиль тунбэйцюань (кулак сквозной подготовки). В последний период династии Цин его также называли "тунбимэнь", так как в некоторых книгах по ушу его называли "пигуа тунби" и рассматривали как разновидность тунбицюань.

Первым из распространявших тунбэйцюань в Яньшаньсянь и Цансянь был Пань Вэньсюэ. Пань много лет преподавал в яньшаньской школе гражданские и военные науки, воспитал много знатоков военного ремесла. Преемниками Паня в Яньшань стали Ли Юньбяо и Сяо Хэчэн; после Ли и Сяо были Хуан Линьбяо и Юй Баолинь; после Хуана и Юя важнейшими носителями традиции были Ма Фэнту, Ма Инту, Хуан Сэньтин. В семьях Хуан и Ма тунбэй пигуацюань передавался два поколения,он укрепил и развил входящие в него техники действий кулаками и оружием на основе объясняющих суть иероглифов 'ТунБэй' фраз "в правилах (то есть в законах действий кулаками) и в формах (то есть во внешних образах) - понимать пронизывающее, тело (то есть крепкое тело) и использование (то есть техника) - готовы" и "сквозь дух достигать метаморфозы, иметь в запасе десять тысяч пронизанных единым". Позднее, благодаря тому, что Ма Фэнту и Ма Инту всю жизнь протренировывали и распространяли эту технику, а также тренировали ее вместе с бацзицюань, фаньцзыцюань и чуоцзяо, из техники Хуанов сформировалась крупная ветвь боевых искусств.

Тренировочные методы включают в себя тунбэй гун (искусство тунбэй), шуайфа (методы бросания), пайфа (методы хлопков), пифа (методы рубки), луньфа (техника замахов). Они являются методами кулачного боя, которые используются как на длинной, так и на короткой дистанции. При нанесении рубящих ударов вся спина, начиная с поясницы, используется как ось, верхняя часть корпуса поворачивается влево и вправо, обе руки быстро, как дождь, непрерывно атакуют. Правило гласит: "Катятся по бокам защищающие ладони, косые плечи бросают дождеподобные руки, выходящая рука не выпрямляется, у выпрямленной - страшная сила".

В пигуа цюань необходимо следить, чтобы движения руками шли в вертикальной плоскости, движения корпуса были согласованы с запястьями, обеих рук - друг с другом, рук - с ногами, корпус не разворачивался лицевой стороной, при скручивании поясницы таз оставался неподвижным, плечи, поясница и таз следовали друг за другом. Используются следующие виды цзин: гуньлэ цзин (цзин накатывающегося ограничения), туньту цзин (цзин "заглатывания" и "выплевывания"), пигуа цзинь (рубяще-подвешивающая цзин; под "рубкой" понимается движение прямой рукой сверху вниз, под "подвешиванием" - движение прямой рукой снизу вверх), лулу цзин (цзин громыхающего колеса). Если удар приходит сверху, то надо сделать подвешивающее движение, если снизу, то набрасывающее, если сбоку, то отводящее, если спереди, то перетаскивающее. Подвешивание, набрасывание, отвод и перетаскивание - все эти движения используют ладонь, поэтому другое название стиля - пигуа чжан (рубящая ладонь).

Тунбэй пигуа цюань имеет в качестве основы "шиэр да танцзы" ("12 больших комплексов упражнений") и "да цзяцзы" ("большой каркас"), в качестве "сыновьих кулаков" - пигуацюань ("рубяще-подвешивающий кулак"), цинлунцюань ("кулак молодого дракона"), фэйхуцюань ("кулак летающего тигра") и тайшуцюань ("предельно изящный кулак"), а в качестве базовых таолу - лютуйши ("форма текущих ног"), лютуй цзяцзы ("подпорка текущих ног") и "тунбэй шилу таньтуй" ("10 дорожек таньтуй тунбэя"). Из оружия имеется цицян ("изумительное копье"), люхэ дацян ("боьшое копье шести координаций"), пигуа дао ("широкий меч пигуа"), пигуа шуандао ("парные широкие мечи пигуа"), тунбэй сяоцзянь ("малый меч тунбэя"), цишисань цзянь ("73 меча"), ланьмэньцзюэ ("кол, преграждающий ворота"), фэнтоу гоу ("крюк-голова феникса"), ушиу ту ("55 схем")или ушиу гунь ("55 шестов"), башиба гунь ("88 шестов"), фэнмо гунь ("шест сумасшедшего"), саньцзегунь ("трехзвенный цеп"); кроме того, в наше время на основе тунбэевских концепций выброса силы и техник обращения с бяньгань ("палка-хлыст" - разновидность короткого шеста), распрост- раненных в провинции Ганьсу, на юге Ганьсу постепенно сформи- ровалась отдельная система обращения с бяньгань.

Особенности стиля: большое раскрывание и большое смыкание, жесткое и мягкое выручают друг друга, в основном длинная работа, но параллельно используются и короткие удары. Правило техники: распрямляешься - большое раскрывание и большое смыкание, длинное копье и большая цзи; собираешься - формы короткие, ритм резкий, мешающее опирание и рубящая тяжесть, словно есть и словно нет. Основные методы рук: чжань (вытирать), тань (хлестать), пи (рубить), гуа (подвешивать), бинь (отбрасывать), чжань (разрубать). Традиционные законы кулачных методов таковы: "медленно строить каркас, быстро бить кулаками, быстро использовать приемы".