Ушу - мусульманские стили

В Средние века торговцы из исламских государств Ближнего Востока и Средней Азии приезжали в Китай по Великому шелковому пути. Часть из них оседала на постоянное жительство. Приезжали и проповедники, распространявшие учение ислама, им удавалось обратить в свою веру некоторых жителей Срединной империи. При династиях Тан и Сун, то есть до XIII века, мусульманское население Китая постепенно увеличивалось за счет иммигрантов, приезжавших по суше и морю — астрономов, математиков, врачей.

В XIII веке Китай захватили монголы, была установлена монгольская династия Юань. С 1219 г, когда Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять мусульман с завоеванных территорий — персов и арабов. В официальных документах династии Юань их называли «хуэйхуэй»! В 1275 г. в соответствии с указом императора из династии Юань «всюду вступать в общины жителей приграничья» пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы из солдат были превращены в крестьян. Постепенно в Китае сформировалась особая национальная группа — хуэйцзу («мусульмане»).

Хуэйцзу селились только на управляемых из центра территориях, и постоянно подвергались притеснениям со стороны центральной власти. Поэтому мусульмане часто поднимали восстания, либо поддерживали восстания ханьцев (коренного населения Китая). Известно, что среди участников сбросившего монгольскую династию Юань восстания Чжу Юаньчжана (завершилось установлением династии Мин в 1368 г.) было много мусульман, среди которых прославились полководцы Чан Юйчунь, Ху Дахай, Му Ин, Лань Юй, Фэн Шэн и Дин Дэсин, искусные в ушу.

В конце династии Мин (середина XVII века) в провинции Шэньси поднял восстание Ма Шоуин, известный как «лао хуэй-хуэй» («почтенный мусульманин»). Его отряд называли «лао хуэхуэй ин» («войско почтенного мусульманина»). Естественно, большинство служивших под его руководством также были мусульманами. Продвигаясь с боями на северо-запад отряд широко прославился, после чего присоединился к крестьянскому восстанию Цао Ванли.

Период правления маньчжурской династии Цин (1644—1911) стал для мусульман периодом наибольшего угнетения. В это время произошло очень много мусульманских восстаний. В качестве типичных примеров можно привести восстания Ду Вэньсю в провинции Юннань (охватившее свыше десятка провинций), Бай Яньху в провинции Шэньси, Ма Хуалуна в провинции Нинся. Мусульмане приняли широкое участие в Сеньхайской революции 1911 г, сбросившей династию Цин.

Итак, в течение семисот лет своего существования нация хуэицзу была тесно связана с войнами и восстаниями. Это способствовало широкой популярности боевых искусств среди китайских мусульман. Хуэйцзу рассматривали ушу как священнодействие, стимулировавшее дух мусульман.

Согласно трактату «Цзисяо синьшу» («Новая книга записей о Достижениях [в военном деле]»), который написал знаменитый генерал времени династии Мин Ци Цзигуан, в то время прославились три школы боя с копьем — школы семей Ян, Ма и Ша Семьи Ма и Ша являлись мусульманскими. Популярный среди мусульман стиль «хуэйхуэй шиба чжоу» («18 мусульманских локтей») считался «квинтэссенцией боевой техники». Такие стили как «цзяомэнь таньтуй» («исламский таньтуй») и «чжацюань» («кулак Чжа») являлись типичными стилями мусульман.

Хуэйцзу широко расселены по всему Китаю небольшими группами. Поэтому трудно сказать, какие стили ушу являются чисто мусульманскими. Мы упомянем здесь лишь те стили, которые наиболее часто практикуют хуэйцзу.

Цзяомэнь таньтуй («исламский таньтуй»). «Таньтуй» («удар ногой, подобный распрямлению лука») — это хлесткий удар ногой снизу вверх, чаще всего направленный в пах противника. Когда-то приемы «таньтуй» были частью стиля чжацюань. Их было 28, каждое из них соответствовало одной из букв арабского алфавита.

Позже в качестве начальных приемов (упражнений) остались первые десять, а последние восемнадцать были скомпонованы в два комплекса «туйцюань» («кулак ног»). Десять же первых приемов, известные как «шилу таньтуй» («десять дорожек таньтуй») широко распространились в народе и часто практиковались отдельно, в качестве простой и быстро осваиваемой техники самообороны. Впоследствии дорожки тяньтуй послужили прообразом комплексов начальных упражнений во многих стилях. Упражнения таньтуй были настолько популярны среди мусульман, что бытовала поговорка «Наньцзин цзоудао Бэйцзин — таньтуй чуцзай цзяомэнь» («от Нанкина до Пекина, где ислам — там и таньтуй»).

Каждая дорожка состоит из нескольких движений рук, скомпонованных в единое целое с ударом ногой. Чаще всего нога выполняет удар «таньтуй», но в некоторых дорожках вместо него имеется толчок ногой вбок, удар в прыжке или подбив ногой.

Чжацюань («кулак Чжамира»). О происхождении этого стиля существует много легенд, противоречащих одна другой, а также историческим данным. Самая достоверная описывает происхождение чжацюань так:

Чжа Шанъи, прозванный также Чжа Мир («Мир — это уважительная приставка к имени, употребляемая среди мусульман), был родом из Синьцзяна (северо-запад Китая, примыкающий к Средней Азии), жил при династии Мин. Когда в приморских провинциях Китая развернулась борьба с японскими набегами, и был издан императорский указ о наборе добровольцев, Чжа Мир вступил в отряд, идущий на восток. В долгом пути он заболел, и товарищи оставили его на попечение местных крестьян-мусульман в уезде Гуаньсянь провинции Шаньдун на северо-востоке Китая. После нескольких месяцев лечения он поправился. В благодарность за уход Чжа Мир обучил крестьян боевому искусству, которым владел. В честь его они назвали этот стиль «кулак Чжа» («чжацюань»).

Преемником Чжа Мира стал Ша Лян по прозвищу «Господин а Лян — Летающая Нога», который распространил этот стиль окрестных местах. В начале XX века стиль был уже широко распространен в северо-восточных провинциях Китая в местах компактного проживания мусульман. В 1930-е годы известный мастер чжацюань Ван Цзыпин работал деканом шаолиньского факультета Центрального института гошу в Нанкине, благодаря его деятельности чжацюань распространился по всему Китаю. 

Основой чжацюань считаются 10 упражнений таньтуй. Основными комплексами стиля являются десять 10 таолу чжацюань. К первым из них есть два дополнительных (то есть состоящих из движений второго партнера в парной тренировке), таким образом, всего 12 комплексов. Помимо них, в разных версиях силя есть и другие, неканонические комплексы. 

Чжацюань считается одним из классических стилей категории «чанцюань» («длинный кулак»), то есть, он предназначен для боя на дальней дистанции. Движения чжацюань совершаются на большом пространстве, при исполнении комплексов четко виден ритм, приемы просты, но их много. 

Хуэй шиба чжоу («18 мусулъманских локтей»). Этот стиль считался типично мусульманским, ему никогда не обучали представителей других национальностей. Как легко догадаться по названию, в основном там используются атакующие и защитные действия локтями.

Стиль состоит из трех разделов. 1-й раздел — это 18 отдельных связок движений. 2-й раздел — это 18 несвязанных друг с другом комплексов (их можно тренировать по отдельности, и соединять несколько в один). 3-й раздел — это парный комплекс.

Стиль всегда был довольно закрытым, и в наше время считался безвозвратно утеряным, однако в конце 1970-х годов группа по исследованию народного ушу неожиданно обнаружила живого носителя стиля. Это был мастер Цзюй Куй, 1896 года рождения. Он с шести лет занимался ушу, с 24 лет зарабатывал на жизнь преподаванием боевого искусства, а в 33 года для повышения квалификации пошел в ученики к Ян Ваньлу, мулле из мечети города Тунчжоу (провинция Хэбэй), у которого и изучил 18 мусульманских локтей.

Танпинцюань («кулак сосуда для омовения»), еще этот стиль называют «танпин циши» («7 форм сосуда для омовения»), «циши» («7 форм»).

Очень древний стиль, известны каменные куклы времен династии Тан (618—907) изображающие дерущихся уйгуров, стоящих в позициях танпинцюаиь. Комплекс стиля включает 7 больших форм, каждая из которых может разделяться на 7 малых форм. Существует парный комплекс из 49-и форм. Начальной и конечной позицией служат «позиции сосуда для омовения» — отсюда название. Стиль передавался только среди мусульман и только по мужской линии, поэтому его адептов никогда не было много.

Бацзицюань («кулак восьми пределов»). Известны несколько легенд о происхождении стиля, но во всех их стиль берет начало от одного и того же человека — У Чжуна (1712—1802), мусульманина из деревни Хоучжуанкэ-цунь провинции Хэбэй. Помимо рукопашного боя, У Чжун также был знаменитым мастером боя на длинных копьях.

У Чжун передал свое искусство родной дочери У Жун, приемному сыну У Юну и его родному брату У Чжунъюю. У Юн был родом из деревни Мэнцунь, и через него Мэнцунь стала «родиной бацзи», основным центром развития и распространения бацзицюань. Помимо Мэнцунь, важным центром бацзицюань стала соседняя деревня Лотун. К настоящему времени, помимо ортодоксального бацзицюань, известны также бацзи семьи У (разработал У Сюфэн (1908—1976), семьи Цян (разработал Цян Жуйцин (1861 — 1947), семьи Ли (идет от Ли Шувэня (1864— 1934), семьи Хо (идет от Хо Дяньгэ (1886—1942) и семьи Ма (идет от Ма Фэту (1888—1973).

Основой стиля являются «лю да кай» («6 больших раскрываний»), «ба да чжао» («8 больших приемов»), «сышибагэ дацзяцзы» («48 больших элементов каркаса») и «люшисычжун шоуфа» («64 вида техник рук»). Основную часть приемов составляют удары руками.

«Шесть больших раскрываний» (или «6 пробиваний») — это шесть базовых способов прорыва обороны противника: укол локтем, обхватывание, поднимание, «перешагивание» (подбив бедром), удар и обматывание. Особое внимание в бацзицюань уделяют ударам локтями, контратакующий укол встречным движением в подмышку бьющей руки противника вообще стал своеобразной «визитной карточкой» бацзицюань.

Специальным видом перемещения бацзицюань является «трущий шаг», при ударе с продвижением вперед передняя нога должна двигаться по земле, преодолевая трение — таким образом, боец учится подавать вперед силу своего корпуса. Согласно легендам, мастера бацзицюань при ударе могли прорыть небольшую канавку, в связи с этим бытовало выражение «кулак словно чертит по земле».

Тунбэй пигуацюань. Этот стиль постепенно сложился из нескольких самостоятельных стилей. Изначальным был «пигуацюань» («кулак рубки и подвешивания»), он упоминается еще в трактате Ци Цзигуана «Цзисяо синьшу». «Рубка» — это рубящее движение выпрямленной рукой сверху вниз, «подвешивание» — движение прямой рукой снизу вверх. Стиль предназначен для ведения боя преимущественно на дальней дистанции, его техника основана на рубящих движениях прямыми руками в разных плоскостях.

При династии Цин (1644—1911) пигуацюань распространял Пань Вэньсюэ, заведовавший школами в уезде Яньшань провинции Хэбэй. Он разработал теорию стиля. Распространяемый им стиль стал известен как «тунбэйцюань» («кулак сквозной подготовки»). Однако в тех местах существовало еще два стиля с точно так же звучащими названиями, но писавшиеся через другие иероглифы «бэй» — «спина» и «подготовка». Люди часто путали эти стили, кроме того последователи Пань Вэньсюэ специально скрывали истинное написание названия своего стиля (оно было рассекречено в 1911 г.) и выдавали его за другие. Все это затрудняет вычленение истинной истории стиля.

Некоторые люди сочетали в своих тренировках бацзицюань и пигуацюань. Знаменитый мастер Ли Шувэнь говорил, что «если соединишь бацзи и пигуа — то будут бояться и святые и нечисть». Именно в таком виде — как соединение пигуа и бацзи - изучали тунбэйцюань великие мастера, братья Ма Фэнту, мусульмане по национальности. Благодаря их деятельности в начале XX века тунбэйюцань распространился по всему северу Китая, вобрав в себя по пути еще два стиля — «фаньцзыцюань» («кулак вращений») и «чуоцзяо» («втыкающиеся стопы»).

Основой пигуацюань служил комплекс, который так и назывался «пигуа». Также тренировали комплекс «цинлунцюань» («кулак темного дракона»). Ма Фэнту разработал еще два комплекса — «фэйхуцюань» («кулак летающего тигра»), преподавав в 1930-х годах в китайской армии для обучения рукопашному бою, и «тайшуцюань» («высокоизящный кулак»). В качестве базы тренируют составленные по образцу дорожек таньтуй «12 танов», то есть 12 отдельных приемов. Из оружия в стиле используется весь классический набор (шест, копье, меч-дао, меч-цзянь), а также парные мечи-дао, фениксоголовый клевец, кол преграждения врат, трехсекционный цеп и т.п.

Школы боя с шестом, копьем и мечом. Шест является одним из самых популярных видов оружия у мусульман, что нашло отражение в широко известной поговорке «на юге кулаки — на севере ногй, на востоке копья — на западе шесты». В средние века мусульмане проживали в основном на северо-западе Китая, там были популярны такие школы боя на шестах как «одноглавый шест матери и сына» и «двуглавый шест-полоса». В книге Ци Цзигуана упомянуты такие мусульманские школы боя на копьях, как «жердь семьи Ша» и «копье семьи Ма». Говорят, что раньше среди китайских мусульман бытовали также комплексы «меч Сулеймана» и «меч Корана», но достоверная информация о них отсутствует.

Читайте также: