Ушу спортивное

8—12 ноября 1953 г. в городе Тяньцзинь состоялась «Первая всекитайская национальная соревновательная и показательная спартакиада». После нее у китайских властей окончательно сложилось мнение о необходимости «огосударствления» ушу.

Официальные мотивы бьши таковы: ушу мистифицировано, надо освободить его от неоправданной загадочности, от клановости, упростить терминологию, сделать его более рациональным и доступным. Тогдашний председатель Госкомспорта КНР призвал отделить истинные ценности от подделок. Такая формулировка позволила оставить «за бортом» многих популярных народных мастеров.

Весной 1956 г. будущий председатель КНР Лю Шаоци, выступая на совещании в Госкомспорте, прямо сказал: «Надо усилить исследовательскую и реформаторскую работу по традиционным видам физической культуры в нашей стране, таким как ушу и цигун, изучив их научную ценность».

В результате «изучения научной ценности» специальная исследовательская группа создала ряд совершенно новых, никогда ранее не существовавших нормативных комплексов. Однако для них было использовано старое название «чанцюань» («длинный кулак»). В основу спортивного чанцюань легли несколько северных стилей, где было принято вести бой на длинной дистанции — чжацюань, хунцюань, хуацюань. Критерием отбора движений в новый стиль была не боевая ценность, а прежде всего зрелищность либо оздоровительный эффект. Спортивный чанцюань включает в себя широкоамплитудные красивые движения, широкие махи и вращения руками, высокие прыжки, резкие остановки и внезапные ускорения.

По такому же принципу был составлен стиль «наньцюань» («южный кулак»), образованный из движений стилей южнокитайской провинции Гуандун. Аналогичным образом были составлены нормативные комплексы с копьем, палкой, прямым и широким мечами и т.п.

Особое внимание было уделено реформе тайцзицюань. Оздоровительная направленность дала возможность превратить его в «стиль номер один» в КНР. В результате из большого, внутренне очень сложного комплекса стиля семьи Ян возник ныне всемирно известный «упрощенный тайцзицюань 24 формы».

Традиционные стили боя критериям «нормативности» не удовлетворяли, т.к. имели немало отличий в технике передвижений, вращений, ударов и защит. В результате в перечень «официального ушу» не попало подавляющее большинство традиционных стилей.

Осенью 1956 г. были проведены первые показательные состязания по новому виду спорта — гимнастике ушу. В том же году была создана Всекитайская ассоциация ушу, ее первым председателем стал Ли Мэнхуа — сын одного из создателей КНР Ли Дачжао, проводивший в области ушу официальную линию коммунистической партии. Грандиозная работа завершилась успехом: ушу отныне находилось под контролем государственной власти, а традиционные мастера уже не имели права слова. Вслед за зтим были созданы местные ассоциации. Планомерно создавались специальные спортивные группы, молодежные клубы. С 1957 г. в каждой провинции, крупном городе и автономном районе начали организовывать сборные команды по гимнастике ущу для участия в соревнованиях.

Постепенно правила спортивного ушу изменялись в сторону все большей выразительности движений. Высокую оценку стали давать за красивый, высокий прыжок и приземление в устойчивую, зрелищную позицию. В комплексы были включены акробатические элементы типа кувырков, прыжков с вращением. В 1964 г. спортсмены должны были соревноваться уже в многоборье, то есть выступать в нескольких видах программы, а победителем объявлялся тот, кто набирал большую сумму очков. В итоге ушу превратилось в типичный спорт высоких достижений, где заметных результатов может добиться лишь молодой человек, в основном до 20-и лет.

В период Великой пролетарской культурной революции (1966—1976) соревнования по ушу вообще отменили, дабы не отвлекать народ от важнейшей цели классовой борьбы. После ее окончания соревнования возобновились, но уже стало ясно, что народ хочет зрелищ, а не просто красивых движений, люди хотят видеть бой. Была начата работа по созданию спортивного единоборства на основе гимнастики ушу. Официально его называют саньшоу, но в рекламных целях очень часто используют и старый термин саньда, обозначавший в традиционном ушу рукопашный поединок без правил.

С середины 80-х годов проводятся официальные соревнования по ушу-саньшоу всекитайского масштаба. Поединки происходят на квадратном неогражденном помосте со стороной квадрата 8 метров, в полный контакт, в защитном снаряжении. Разрешаются удары перчатками, удары ногами и броски, можно атаковать в падении и выбрасывать противника с помоста. В целях безопасности запрещены серии ударов руками в голову.

Видя, как соседи по региону используют свои единоборства в качестве локомотива для прорыва на рынки западных держав, правительство КНР решило пойти по тому же пути, и начало заботиться о выходе ушу на международную арену. Спортивное ушу вошло в программу X Азиатских игр (и с тех пор является ее постоянным элементом), а в 1989 г. в Тэньчжэне прошли первые международные соревнования по ушу.

Для привлечения иностранных участников Госкомспорт изменил правила  поединков (в частности, разрешили драться босиком, чтобы привлечь каратистов, тхэквондистов и тай-боксеров), а ряд китайских спортсменов высокого уровня к состязаниям не допустили, чтобы иностранцы могли занять призовые места.

Осенью 1991 г. в Пекине был проведен первый чемпионат мира по ушу. Большим удивлением для многих стало то, что второе место заняла сборная СССР, лишь немного уступив хозяевам соревнований. Китайское правительство стало всерьез думать о превращении ушу в олимпийский вид спорта.

В программе IV чемпионата мира (ноябрь 1997 г, Рим) были включены новые виды, а весной 1998 г. произошли новые изменения в правилах поединков по саньшоу: теперь разрешены удары локтями и коленями.

Ради увеличения интереса к занятиям, в ушу неоднократно пытались ввести систему рангов. Первая такая система состояла из пяти разрядов, высшим из которых являлся «Герой ушу». Она просуществовала года два, потом про нее начали потихоньку забывать. В 1998 г, в связи с новыми попытками выхода на международную арену, Госкомспорт КНР принял решение о введении в спортивном ушу системы рангов, соответствующей установившимся международным стандартам. На собрании, состоявшемся 17 апреля 1998 г. в Пекине, 112 знаменитым спортсменам-ушуистам были присвоены высшие даны. Хэ Фушэн, Чжан Вэныуан и Цай Лунъюнь получили 9-й дан, 26 человек получили 8-й дан и 83 человека стали обладателями 7-го дана. Окажет ли это нововведение заметное влияние на ушу — покажет время.

Сегодня спортивное ушу можно разделить на две группы: гимнастика ушу (т.н. многоборье ушу), и единоборства. В программу многоборья ушу входят чанцюань, наньцюань, тайцзицюань, нормативные комплексы по некоторым стилям традиционного ушу, комплексы с шестом, копьем, мечом-цзянь, мечом-дао, трехсекционным цепом, девятисекционным хлыстом, парными мечами, алебардой-дадао, парными хлыстами, кистенем-люсин и разными видами традиционного оружия. С 1997 года введены дополнительные виды — меч тайцзи, южный шест и южный меч.

К единоборствам относятся ушу-саньшоу, состязания по туй-шоу («толканию руками» из тайцзицюань) и дуаньбин (бой на мягких мечах). Видимо, в скором времени будут созданы правила для чанбин (бой на длинном оружии, типа шестов и копий).

На Тайване, в рамках извечного соперничества с КНР, тоже создан спортивный вариант ушу, который там назвали гошу. Поединки происходят по правилам, более похожим на правила каратэ, то есть удары следует наносить с дозированным контактом. Кроме того, есть соревнования по туйшоу и чисао («липкие руки» из юнчунь/винчунь).

Читайте также: