Ушу уданское

В центре Китая, на северо-западе провинции Хубэй имеется горный массив. Изначально эти горы назывались Тайхэшань (Горы Великого Покоя), но после того, как монах Чжэнь У, постигнув Дао, в присутствии свидетелей якобы вознесся на небеса, их переименовали в Уданьшань (Горы Становления У).

С XIV века (если не раньше) в Уданских горах существуют многочисленные даосские храмы. А народные предания связывают с ними фигуру легендарного мудреца Чжан Саньфэна. Более того, успел пустить прочные корни слух о том, что три так называемых «внутренних» стиля ушу — тайцзицюань, синъицюань и багуачжан — были созданы в горах Удан, и что теорию «внутренних» стилей разработал именно Чжан Саньфэн. Между тем, реальные места создания этих стилей от гор Удан довольно далеки, и по своим боевым принципам они сильно отличаются от прочих стилей уданского направления.

Однако большая концентрация даосских монастырей в горах Удан действительно привела к тому, что здесь возник ряд стилей ушу, которые объединяют под названием «уданское направление».

Первые упоминания об уданских стилях относятся к XVI веку, когда Чжан Сунци основал стиль нэйцзяцюань (кулак внутренней семьи) и противопоставил его шаолиньскому стилю. В XVII веке генерал Ван Чжэннань, отказавшийся служить династии Цин, удалился в отшельничество в северную часть провинции Чжэцзян, где успешно пропагандировал систему боя удандао (путь гор Удан) среди местных чиновников.

В настоящее время наиболее типичным уданским стилем считается удан тайи усин циньгту (захваты и набрасывания пяти первостихий и Великого Одного с гор Удан), коротко называемый уданьцюань (кулак гор Удан). Стиль создал даосский наставник Чжан Шоусин в конце XV века. В стиле 23 приема, тренировка разделяется на тренировку шагов и тренировку рук, существуют 35 методов действий руками и 18 методов перемещения. Победа достигается за счет захватов, набрасываний и блокировок, ноги шагают по дуге, перемещения идут по извилистым, «змеиным» траекториям, усилие прикладывается по спирали, упор делается на трансформацию усилия, а не грубую силу. Как и в других даосских системах, в этом стиле параллельно прорабатывают методы ведения боя и методы оздоровления тела.

Другим известным уданским стилем является кунмэньцюань (кулак врат пустоты). Согласно легенде, его создал плотник Сунь Тинчжан из провинции Хубэй. В этом стиле имеются такие комплексы, как лунша (форма дракона), хуши (форма тигра), фэнши (форма феникса), яньши (форма ласточки), лунхудоу (бой тигра с драконом), хучжаныпань (гора тигриной войны), билунчжу (дракон наседает на жемчужину), лунхучудун (дракон и тигр выходят из пещеры), бачай (восемь ломаний).

Интересным стилем является юймэньцюань (кулак врат рыбы). Назвали стиль так потому, что выброс силы здесь подобен тому как бьется рыба. Другое название — уфэн бэнли (с силой налететь на пять пиков; «пять пиков» — это голова, плечи, локти, ягодицы и колени). В этом стиле мягким побеждают жесткое, следуют движению и покоряют противника.

В стиле цзягун шибатуй (18 ног девяти дворцов) основным являются удары ногами. Для каждого метода есть как способ одиночной тренировки, так и способ тренировки в паре.

Довольно популярным стилем является уданцзянь (уданские методы действия мечом-цзянь). Меч-цзянь являлся одним из атрибутов даосского монаха, участвовал в религиозных церемониях; неудивительно, что он попал в разряд «табельного оружия». Этот комплекс можно тренировать в одиночку, но также существует детально разработанный вариант комплекса для двух человек.

Читайте также: