Ушу шаолиньское

Шаолиньское ушу — это традиционное название комплекса искусств рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся либо развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в провинции Хэнань, в уезде Дэнфэн.

Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Согласно легендам, его основал индийский проповедник буддизма Бодхидхарма (на китайском языке Путидамо, позже его стали называть просто Дамо; в Японии это имя читают как Дарума). Прибыв в VI веке в Шаолинь, Дамо якобы предписал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. От него монахи переняли первый комплекс шаолиньского ушу — «18 рук архатов» (архат — последователь Будды, достигший четвертой ступени на пути к нирване). Реальных свидетельств того, что Дамо преподавал ушу, не имеется, однако историческим фактом является то, что в предписанные им монахам «4 деяния» входило «воздаяние за зло».

Первые исторически подтвержденные сведения о том, что в Шаолиньском монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появилась четверка монахов, специалистов в области кулачного боя: Цзюэюань, Ли Соу, Бай Юнфэн и сын Ли Соу (позже принявший монашеское имя Дэн-хуэй). Там они ряд лет перерабатывали известные им комплексы, привнося в них всё, казавшееся им рациональным. На основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки» (в настоящее время в Шаолине существует парный комплекс «72 приема Цзюэюаня»), который потом был дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн разработал систему «боя пяти ступеней» (в более поздние времена появились утверждения, что он разработал «систему пяти животных», однако современные исследования показали, что это не так, подражательные стили возникли гораздо позже).

Тогда же, при правлении монголов шаолиньский настоятель Фуюй пригласил в монастырь 18 знаменитых мастеров, которые обучили монахов своей технике. С той поры в набор классических шаолиньских комплексов входят хунцюань (кулак Хуна), тунбицюань (кулак рук Туна) и т.п. Другим значительным деянием Фуюя стало открытие пяти филиалов Шаолина — в Монголии (составлявшей в тот момент единое государство с Китаем), на горе Паньшань в провинции Хэбэй, в городах Чанъань (нынешний Сиань), Лоян и Тайюань.

Вообще говоря, приемы шаолиньцюань гораздо проще, чем в большинстве других направлений и стилей ушу. В монастыре действительно делали бойца из любого человека, даже самого тупого и нерасторопного. Техника буквально проникала в плоть и кровь за счет гигантского числа повторений значительного числа однотипных комплексов (таолу). Сложность техники была принесена в жертву качеству наработки. В сочетании с прекрасной физической подготовкой, значительное превосходившей уровень прочих китайцев, это позволяло шаолиньским монахам уверенно побеждать обычных разбойников и деревенских «чемпионов». Ничего другого от них и не требовалось.

Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. Двадцатые годы XX века вошли в историю Китая под названием «правление милитаристов». Тогда каждый, кто имел хоть какую-нибудь военную силу (от группы армий до батальона) объявлял себя полновластным властелином какой-либо территории (от нескольких провинций до одной деревни). Все они вели военно-политическую борьбу за увеличение своих владений, и в перспективе — за контроль над всем Китаем, то объединяясь, то вновь нарушая договоры и союзы. В 1928 г. место, где находится монастырь, стало полем боя, и монастырь сгорел в результате сильного пожара. Монахи разбрелись по окрестным деревням, часть вернулась к мирской жизни.

Монастырь оставался в руинах до 1970 года, когда о своем намерении посетить знаменитый храм заявил японец Со Досин. Он еще в 1947 г. объявил себя преемником шаолиньской традиции. Это, честно говоря, более чем сомнительно, однако несомненно другое: мастер Со создал и весьма успешно развивал так называемое «Сёриндзи-кэмпо». По политическим соображениям, это боевое искусство, одновременно являющееся религиозным движением, в КНР согласились считать японским вариантом шаолиньского ушу. Поэтому правительство срочно выделило крупную сумму на восстановление монастыря и собрало несколько уцелевших монахов (точнее тех, кто захотел вернуться в монастырь).

В 1980 г. в ряды монахов были зачислены сразу несколько десятков молодых энтузиастов ушу, которые начали тренироваться в соответствии с заветами древних мастеров. Сегодня их называют «современным поколением шаолиньских монахов». Позанимавшись некоторое время по шаолиньским методикам, некоторые из них стали разъезжать по странам мира с показательными выступлениями, открыли собственные школы ушу рядом с монастырем и в богатых странах Запада. Теперь они зарабатывают хорошие деньги на демонстрации и преподавании того, что называют «истинным гунфу Шаолиня».

В настоящее время монастырь Суншань Шаолинь является прежде всего крупным туристическим центром. Вокруг него кормится большое количество школ ушу, никакого отношения к монастырю не имеющих. Обычно они делают деньги на доверчивых иностранцах, готовых платить 20 долларов в день за то, чтобы после двух недель тренировок получить сертификат о том, что они «изучали настоящее шаолиньское ушу» в Шаолине.

В сложившейся ситуации истинные мастера шаолиньской традиции предпочли открыть свои собственные институты ушу в других городах и провинциях КНР. Поэтому настоящее боевое искусство Шаолиня нынче можно встретить не в монастыре, а совсем в других местах — в Кайфэне, Мэнсяне и т.д. Обычно эти школы широко не рекламируются, выйти на них можно лишь через цепочку хороших знакомых.

Физическая подготовка в боевом искусстве Шаолиньского монастыря основана на древнем трактате «Ицзиньцзин» («Канон изменений в мышцах»). Она состоит из двух разделов, один из которых предназначен для «внешней» тренировки (укрепления мышц, костей и сухожилий), а другой — для «внутреннего укрепления».

Очень трудно определить, какие современные стили следует относить к шаолиньским, ибо в разных концах Китая существуют стили, адепты которых свято уверены, что их стиль происходит если не от самого Бодхидхармы, то уж от Цзюэюаня — наверняка. Сейчас к шаолиньским стилям обычно относят (1) стили, которые всегда практиковали монахи монастыря (например хунцюань, с которого обычно и начинают изучать шаолиньцюань; (2) стили, носители традиции которых проживают в настоящее время вне монастыря, но шаолиньское происхождение которых несомненно, например, лоханьцюань (кулак архатов) и шаолинь каньцзяцюань — шаолиньский домашний стиль.

Специфическая манера шаолиньского ушу заключается в том, что приемы в комплексах исполняют по одной прямой линии. Так как шаолиньское ушу утверждалось в боях, там считают, что атака и защита должны происходить фронтально или сбоку, незачем тратить силы на хождение кругами. Бытует поговорка: «кулак бьет на то пространство, где может лечь корова». Это означает, что в бою наступления и отступления делаются на два-три шага. Поэтому практиковать шаолиньское ушу можно на любой площадке, без специального оборудования.

Кроме того, в шаолиньском ушу при ударах кулаком (ладонью) рука согнута в локте — и в то же время не согнута, выпрямлена — и в то же время не выпрямлена; это тоже вызвано необходимостями реального боя. Рука слишком выпрямилась — не остается сил на возвращение, если сильный противник схватит ее, то сможет причинить вред; если рука слишком согнута — она может не достичь цели.

При занятиях шаолиньским ушу чувствуется, что это искусство родилось в те времена, когда рукопашный бой действительно являлся средством выживания. Так, долгая тренировка «столбового настаивания» приводит к привычке сгибать ноги в коленях под таким углом, что их невозможно сломать ударом. Кулаки держат у поясницы именно потому, что эта позиция позволяет прикрыть наиболее уязвимые места тела, попадание в которые вызывает мгновенную смерть. Как ни странно это кажется современным людям, голова к наиболее уязвимым местам не относилась — от летящего в лицо кулака тренированный боец уклонится, удар же тренированными пальцами под ребра в ближнем бою можно не успеть заметить.

Основным видом шаолиньского оружия является, конечно, шест. С шестом монахи воевали испокон веков. Знаменитыми комплексами являются фэнхуогунь (шест ветра и огня), дамогунь (шест Бодхидхармы), иньшоугунь (шест иньского хвата).

После монгольского нашествия в монастыре стали изучать работу классическим армейским оружием — мечом и копьем. Еще практикуют бой крюками (фактически те же мечи, только с сильно загнутыми концами для ловли оружия противника, и с боковой гардой), владение «чаньской лопатой» (нечто вроде большой штыковой лопаты с тяжелым металлическим лезвием килограмм на 20 и металлическим полумесяцем на другой стороне черенка), цепом (длинный шест, к концу которого на короткой цепочке прикреплена короткая дубинка), трехсекционным цепом (три палки, соединенные цепочками в единую линию), девятисекционным хлыстом (соединенные подобно цепи девять металлических палочек).

Читайте также: