54

Бугэйкан

Бугэйкан

Современная школа, сочетающая элементы нескольких стилей каратэ и кобу-дзюцу.

Школу основал Хига Сэйтоку. Он изучал каратэ у ряда мастеров Окинавы, начиная со своего отца Хига Мунсюн, который был мастером стиля Томари-тэ. Из других учителей Хига Сэйтоку следует назвать таких именитых мастеров как Тояма Канкэн и Тибана Тёсин (Кобаяси-рю). Однако основным учителем для Хига стал Кисимото Соко, ученик ныне почти забытого наставника Такэмура, стиль которого был чрезвычайно специфичным.

Мастер Такэмура (Татимура) практиковал старинный вариант Сюри-тэ и до 1879 г. служил сборщиком налогов. Поэтому отношения с крестьянами у него были очень напряженными. Однажды во время поездки за налогами на небольшой островок на него напали человек 20 местных крестьян. Однако Такэмура смог отразить все атаки, а затем одного за другим поразил всех противников, причем от его ударов кожа с лица слетала лоскутами, а волосы с головы отлетали клочьями. Не устояв под градом «скальпирующих» ударов, крестьяне бросились бежать врассыпную. Хотя Такэмура с честью вышел даже из такой передряги, позже он решил, что его работа слишком опасна, подал прошение об отставке, уехал из Сюри и начал возделывать землю на севере острова.

Кисимото Соко (1862—1945), ученик Такэмура, передавший его неповторимый стиль боевого искусства Хига Сэйтоку, был тщедушным на вид, но необыкновенно ловким. Кисимото был убежденным буддистом, что необычно для окинавца, и значительную часть свободного времени проводил в медитациях, благодаря чему развил экстрасенсорные способности. Например, он мог инстинктивно уклоняться от неожиданной атаки со спины, а также владел искусством «железной рубахи». Рассказывают, что однажды знаток традиционной медицины, взявшийся его лечить, так и не смог вонзить акупунктурную иглу в точку на плече Кисимото. Впрочем, возможности «железной рубахи» Кисимото были не безграничны, о чем убедительно свидетельствует тот факт, что он погиб от шальной пули во время битвы за Окинаву в 1945 г.

Кроме каратэ, Хига Сэйтоку изучал также кобу-дзюцу (в частности, достиг уровня сихан в школе бо-дзюцу Ямани-рю), а также Мотобу удонтэ у сегодняшнего главы этой школы Уэхара Сэйкити. Техника и тактика удонтэ произвели на Хига столь сильное впечатление, что он многое пересмотрел в собственном стиле каратэ и, в конце концов, пришел к идее синтеза каратэ, удонтэ и кобу-дзюцу. Так появилась школа Бугэйкан — «Дворец воинского искусства».

Тренинг по системе Бугэйкан объединяет 6 аспектов. Среди них следующие:

  1. Практика ката каратэ. Там изучают 28 ката: Найханти, Пинъан 1—5, Сэсан, Сотин, Дзиттэ, Нисэси, Тинто, Пассай 1 — 3, Дзион, Ананку, Кусянку в 2-х вариантах (Корю, Такэмура), Годзюсихо, Мототэ Сантин, Мацу Сантин, Дзитин, Сутин, Руфуа (Руфа), Ниданбу в 2-х вариантах (Дай, Сё), Санпабу в 2-х вариантах (Ити, Ни). Ката Ниданбу и Санпабу, неизвестные в других школах, составлены из приемов и перемещений, взятых из удонтэ. В Бугэйкан считается, что тренировка ката имеет первостепенное значение для начинающих и детей, но после того, как человек достиг определенной степени мастерства, он может отказаться от них. Кроме того, ката следует исполнять не только в жесткой, резкой манере, но и мягко. Идея Хига такова: «Когда двигаешься, будь подобен текущей воде, ибо мягкое одолевает жесткое».
  2. Базовые удары руками и ногами. Эти удары почти идентичны базовой технике Мотобу удонтэ, однако Хига делает больший акцент на подвижность, что влечет за собой более легкую, пружинистую работу ног. В ударах ногами используются подушечка стопы под пальцами, кончик большого пальца и внешнее ребро стопы.
  3. Тай-сабаки. В основе этих упражнений лежит идея ухода с линии атаки. Для того чтобы помочь ученикам постичь всю важность этого аспекта, в Бугэйкан был разработан особый вид кихон кумитэ, в котором ученик противостоит одному или нескольким партнерам, атакующим ударами кулаков, ног и резиновых ножей.
  4. Практика связок приемов с оружием и без него. Упражнения всех предыдущих уровней помогают ученику приобрести глубокое понимание приемов. Из Мотобу удонтэ заимствована техника боя японским мечом (катана), алебардой (нагината), копьем (яри), серпом (кама) тростью (дзё), парными дубинками (нидзё танбо), ножом (танто), веслом (кай) и сурутин.    
  5. Практика ката кобу-дзюцу. Основу изучения техники боя с оружием составляют ката кобу-дзюцу. Всего изучаются семь ката с шестом (бо); одна ката с тонфа; две ката с сай; две ката с нунтяку. Техника работы с оружием в кобу-дзюцу довольно сильно отличается от техники тэ, Она служит вспомогательным средством в обучении бою с оружием. Кроме того, ученики изучают эти ката как достояние традиционной культуры Окинавы.
  6. Свободная практика. Свободная практика в Бугэйкан включает:
    • а) обусловленные схватки на один (иппон-кумитэ) и три (самбон-кумитэ) шага;
    • б) вольный бой на месте без передвижений, на безопасной дистанции (соноба дзю-кумитэ), проводимый без протекторов;
    • в) состязательный вольный бой (дзю-кумитэ) в полный контакт с использованием защитного снаряжения (шлем, нафудник, перчатки);
    • г) тренировку на подвесном мешке (занятия с макиварой не поощряются).

Большое внимание уделяется медитации. Перед началом каждой тренировки ученики выполняют специальные дыхательные упражнения.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector