Синъицюань

Один из стилей китайских единоборств, в основе которого лежит тщательная проработка внешней формы движений стиля и их наполнение, называется Синъицюань. О возникновении стиля и его развитии, о существующих легендах и методиках проведения тренировок можно узнать из этого раздела. Этот стиль борьбы основывается на двенадцати животных и пяти первородных стихиях: огне, дереве, земле, металле и воде, которые, по китайскому мировоззрению, все время совершают круговорот, переходя из одной стихии, например, Дерева, в другую -  порожденный Деревом Огонь, который, в свою очередь, порождает землю и т.д. Этот цикл называется «циклом взаимного порождения»). Кроме этого, имеется другой цикл - «цикл взаимного подавления», т.е. подавление воды землей, огня - водой и пр.

Синъицюань Синъицюань – это один из стилей китайских боевых искусств. Перевод названия звучит как «кулак формы (движения) и намерения». В названии боевого искусства заложены два самых важных понятия синъицюань – это «кулак пяти первостихий, который относится к «намерению», а также и «кулак двенадцати животных», относящийся к «форме» или «движению». Исходя из этого, «синъицюань» – это боевое искусство, которое основывается на тщательной проработке внешней формы и наполнения движений стиля волей.

Возникновение и развитие стиля

Легенда о Юэ Фэе

По легенде, стиль Синъицюань относится к Юэ Фэю, что не вызывает особого доверия, потому что в Китае имеется целый ряд стилей, которые приписываются Юэ Фэю, однако абсолютно друг на друга не похожих. К примеру, стили Юэ-мэнь цюань, Юэ-цзя цзяо и стиль Юэ-ши лянь-цюань не могут иметь ничего общего в принципе, и даже больше, стиль Юэ-мэнь цюань очевидно принадлежит к южным стилям с применением «короткого» кулака, а стиль Юэ-ши лянь-цюань, без сомнений, относится к северным стилям с использованием «длинного» кулака. Однако, имеется стиль Юэ-ши сань-шоу, который отличается от Синъицюань и методикой проведения тренировок, и дистанцией, применяемой в бою, – однако эти стили имеют одну форму. Иначе говоря, Син-И и Юэ-ши сань-щоу используют движения в одинаковой манере, применяют одинаковые приёмы, но ведут бой на различной дистанции и существенно отличаются по методам проведения тренировок. Синъицюань, к примеру, создан для ближнего боя, а в Юэ-ши сань-шоу создан для боя дальнего, разница в методиках проведения тренировки обоих стилей в том, что Син-И – это внутренний стиль, а Юэ-ши сань-шоу – внешний. Похожесть внешней формы стилей и приписывание создания стилей Юэ Фэю говорят об едином происхождении обоих стилей, которые со времени жизни Юэ Фэя в 12 веке значительно изменились в методиках проведения тренировок, но не изменили внешнюю форму. Поэтому тот, кто создал базовый стиль, являющийся исходным для Синъицюань и Юэ-ши сань-шоу, на самом деле мог быть Юэ Фэем. Однако нужно сказать, что точка зрения специалистов о схожести стилей иногда прямо противоположны. Так Май Михайлович Богачихин считает оба стиля безоговорочно схожими, а Алексей Александрович Маслов считает, что они вообще не похожи, потому что бой в них идет на разных дистанциях.

Синъицюань – это один из стилей китайских боевых искусств

Китайские боевые искусства.

Этот стиль считается самым сложным из всех «внутренних» школ. Он родился значительно раньше, чем тайцзицюань и багуачжан, вышел из обыкновенного боя с копьем и первоначально не предполагал никаких особых духовных тонкостей. Но в среде закрытых даосских школ он превратился в самый мистический стиль традиционного ушу.

Синъицюань: «Кулак формы и воли»

 dgypiНекоторые считают этот стиль самым яростным, агрессивным и решительным среди внутренних стилей. Некоторые — среди всех стилей ушу вообще. А некоторые до сих пор недоумевают — разве возможно использовать его для боя? Сомневающихся успокоим: этот стиль, конечно, полезен для здоровья — но лишь во вторую очередь. В первую очередь это — высокоэффективное боевое искусство.

Чем занимаешься? А кто его знает…

Синъицюань — Кулак оформленной воли (намерения), один из трех самых известных внутренних стилей.

Синъицюань: И враг бежит, бежит, бежит!

Стояние столбом - основа тренировки боевого искусства, без этого трудно добраться до высших уровней мастерства.

Наработка стояния столбом - это метод поиска движения в покое. Покой - это когда форма не движется, мысль не рассеивается. Движение - это когда добиваются рождения истинного ци. Потому наработка стояния столбом - это когда за счёт предельного покоя добиваются полного наполнения истинным ци.

Истинное ци - основа жизни, корень жизни и смерти, база синъицюань. Истинное ци наполняет, пронизывает меридианы системы цзин-ло - нет ста болезней, тело оздоравливается.

Столбовые методы синъи

Группа занимающихся синьицюань Го Вэйханя, которых я интервьюировал во время моей исследовательской поездки в провинцию Шаньси. Лапша была превосходной, а местная водка - крепкой, но я не уверен, что материал, представленный в данной статье, можно было бы собрать без помощи байцзю... Когда читаешь книги, написанные как в Китае, так и за его пределами, то часто оказывается, что то, что мы знаем об истории синъицюань, является, скорее, набором легенд и устно передаваемых историй, чем истинными фактами, опирающимися на исторические документы. Время от времени некоторые "факты", считавшиеся до той поры незыблемыми, подвергаются сомнению, и лишь тогда мы становимся ближе к истине, хотя редко когда можем узнать её полностью.

Хотя вопрос о том, кто был учителем Ли Лаонэна, и не является темой данной статьи, я надеюсь, что представленная здесь информация продемонстрирует некоторые проблемы, имеющиеся с тем, что обычно воспринимается без вопросов. Лишь благодаря подобным ситуациям делаются новые заявления, которые непрямым образом знакомят нас с редкими стилями, про которые мы бы иначе вряд ли услышали.

Го Вэйхань - найдено утраченное связующее звено истории синъицюань?

В такой ситуации соизмерения сил с наличием ограничений, каким является азиатское саньшоу (туйшоу), проверка силы является наиболее очевидным элементом. Так как в азиатском саньшоу (туйшоу) оба противника находятся в постоянно изменяющейся ситуации, то результативная сила мощна, трудно добиться абсолютной победы. Это потому, что эффект воздействия силы на тело тесно связан с величиной силы, направлением, точкой приложения. Величина силы - это лишь самая заметная характеристика победителя, направление и точку приложения силы пронаблюдать гораздо труднее. В дачэнцюань есть термин "ловкое усилие". "Ловкое усилие" - это когда на основе складывающейся во время туйшоу конкретной ситуации используя наиболее выгодные направление и точку приложения силы в противника осуществляют максимально возможный выброс силы. Для того, чтобы величина силы, направление и точка приложения эффективно сплавились в единое целое, непременно нужно согласовываться с некоторыми базовыми законами физики, лишь так и можно достичь такого эффекта, что "дел - вполовину, а результат - вдвое", что выработанное в ходе "столбовой наработки" и "испытания силы" усилие трансформируется в конкретное "ловкое усилие", что вырабатываемые на тренировках осязательная смекалистость и ловкость перемещений и движений корпуса достигают такой предельной стадии, что "чуть коснулся - и взрыв".

Современное исследование дачэнцюань

(I)Формы кистей рук

Важнейшие формы кистей рук в синьилюхэцюань: одиночная ладонь, пара ладоней, кулак (молот), кончик кулака (бурав).

1.Одиночная ладонь

В синьилюхэцюань при использовании одиночной ладони для удара обязательно нужно растопырить пальцы, при ударе правой ладонью вперёд левая ладонь плотно примыкает к тыльной стороне правой ладони, добавляя силу; при этом левая ладонь ещё может осуществлять защиту (рис. 1).

База синьилюхэцюань

В старых трактатах по синъицюань подчёркивается: "Кулачное искусство синъи имеет три слоя смысла, имеет три шага мастерства, имеет три метода тренировки", - так впервые написал великий учитель синъицюань господин Сунь Лутан в книге "Разъяснение подлинного смысла кулачного искусства". В книге это упомянуто в разделе "Слова господина Го Юньшэня": вводится концепция "3 - 3 - 3", даются определения и разъяснения. На самом деле это - собственная точка зрения Сунь Лутана, которую он выработал на основе многолетнего исследования техники синъицюань, собирания материала, изучения истории и проведения изысканий, а также соединения всего этого с даосскими концепциями самосовершенствования. Это подняло и обогатило теорию синъицюань.

Если говорить о "три слоя смысла: 1 - тренировкой цзин трансформировать ци, 2 - тренировкой ци трансформировать шэнь, 3 - тренировкой шэнь возвращаться к пустоте", то этот способ подъёма уровня теории отнюдь не является чем-то, что впервые придумали мастера ушу. Это было взято из даосизма, из порядка и методов, существующих в даосских системах тренировки, и приспособлено к методам наработки и порядку тренировки синъицюань, что позволило синъицюань сформировать и развить собственную теорию. В результате даосские идеи, теории, дух, методы совершенствования наложили отпечаток на синъицюань. В области теории, техники и методов внутреннего совершенствования синъицюань воспользовался даосскими теориями и методами, что позволило не повторять чужих ошибок. Такое органическое слияние стало важнейшим содержанием теории синъицюань.

Изучение трёх усилий синъи: явного, тайного и трансформационного

Статья взята из журнала Улинь,

переводил Турышев Е.В.

Дачэнцюань был создан господином Ван Сянчжаем после многих лет изучения теории китайских кулачных искусств и на основе практики реального боя, и сплавил воедино такие замечательные направления кулачного искусства как: синъи, багуа, тайцзи, шаолинь и др. После развития в течении сорока лет был создан современный вид боевого искусства, который не только даёт большой эффект в рукопашном бою, но имеет высокую оздоровительную ценность.

Дачэнцюань. 18 способов техники боя

Благодаря стараниям и щепетильности Сунь Лутана, мы имеем возможность соприкоснуться с откровениями Великих мастеров боевых искусств 19 - 20 веков. Имея счастье обучаться у Великих мастеров своего времени, понимать их наставления, а также систематизировать знания которыми они делились, Сунь Лутан сам был выдающимся мастером своего времени. Его наследие – те 5 книг, которые он оставил потомкам – бесценно. Описать боевые искусства как описал их Сунь, брались многие, но никто не смог сделать это лучше него. Будучи неординарной личностью, зная не только боевые искусства, которые он практиковал, но и китайскую медицину, геомантию , Внутреннюю Алхимию – он объединил все знания в книгах. Читая их, окунаешься не просто в мир движений боевых искусств, их внутреннего содержания, но и в мир Востока – многогранного неповторимого. Его книги – это "Даодэцзин" боевых искусств: "Дао - корень инь-ян, сущность всех вещей, не проявленное, оно висит в Великой пустоте, когда же проявляется, то течёт внутри всех вещей, это Дао - едино. По отношению к Небу называем "судьбой" [мин], в человеке это "природа" [син], для вещей это "принцип" [ли], в цюаньшу же - нэйцзин. Поэтому, хотя в нэйцзяцюань и имеются три направления - синъи, багуа и тайцзи, формы которых неодинаковы, но в пределе они сводятся к одному принципу, которым является Дао возвращения к пустоте."

Наследие Го Юньшэня