55

История стиля

Как и у многих других боевых искусств, история синъицюань полна мифов и легенд, имеющих мало общего с действительностью.

Некоторые «экстремисты» выводят историю синъицюань напрямую от основателя чань-буддизма Бодидхармы. Однако аргументов в поддержку этой точки зрения практически нет, скорее наоборот, историки шаолиньского ушу порой выдвигают гипотезу о том, что Бодхидхарма вообще никак с боевыми искусствами связан не был, а все боевые искусства монастыря Шаолинь — результат более поздних местных влияний.

Гораздо более популярной легендой является утверждение о том, что основателем синъицюань следует считать знаменитого полководца южносунской династии Юэ Фэя. Он, якобы, переложил принципы действий длинным копьем на рукопашный бой, и обучил этому своих солдат, а впоследствии изложил эти принципы в трактате. Однако эта версия также представляется крайне сомнительной. Юэ Фэй умер довольно рано, в тридцатилетнем возрасте, и почти всю свою жизнь провел сражаясь против армий царства Цзинь, так что у него не было времени на создание высокоразвитого боевого искусства. Можно, конечно, предположить, что это боевое искусство он изучил на самом деле у своих учителей, но в исторических хрониках упоминается лишь что он хорошо обучился владению копьем и стрельбе из лука, а про рукопашный бой ничего не упоминается. Да и тот факт, что в течении 500 лет после смерти Юэ Фэя об этом боевом искусстве не было ни слуху ни духу, а потом оно вдруг взяло и появилось снова, не прибавляет легенде достоверности.

Общепринятая на сегодня версия приписывает основание стиля человеку по имени Цзи Цзикэ по прозванию Лунфэн, жившему в XVII веке в провинции Шаньси. За то, как искусно он дрался на копьях, его прозвали «Волшебное копье» (сторонники «шаолиньской» версии при этом упоминают, что Цзи Цзикэ, якобы, 10 лет проучился в монастыре Шаолинь, где перенял боевое искусство, идущее от Бодхидхармы; сторонники «юэфэевской» версии утверждают, что Цзи Цзикэ нашел написанный Юэ Фэем трактат с изложением принципов боевого искусства). Считается, что именно Цзи Цзикэ переложил принципы боя с копьем на рукопашный бой, и разработал новый стиль боевого искусства. Далее легенда утверждает, что в конце жизни Цзи Цзикэ обучил новому стилю своего старого друга Цао Цзиу (в некоторых вариантах легенды рассказывается, что именно Цао Цзиу и обнаружил трактат Юэ Фэя).

Эта легенда также не поддается проверке. Более того, некоторые авторы даже высказывали сомнение в реальности существоавния Цзи Лунфэна; один из них даже задавался вопросом, не было ли двух человек — Цзи Луна и Цзи Фэна — которые впоследствии слились в народном сознании в единый образ? Однако в существовании Цао Цзиу сомнений нет — этот человек действительно в 1694 году выдержал государственный экзамен на звание «учжуанъюань» («академик военного дела»). Правда, в документах ничего не говорится о том, что он владел каким-либо боевым искусством, или о том, чтобы он кого-нибудь обучал.

Легенды и здесь решают вопрос очень просто. Утверждается, что слугой в доме Цао Цзиу был Ма Сюэли из города Лояна провинции Хэнань, который тайком пытался перенимать боевое искусство Цао Цзиу. Когда это вскрылось, то Цао Цзиу, приятно впечатленный успехами, достигнутыми Ма Сюэли при такой форме изучения, взял того в официальные ученики, и обучил того всему стилю. Кроме того, Цао Цзиу обучал Дай Лунбана из провинции Шаньси. Так, согласно легенде, зародились два направления стиля — южное (хэнаньское) и северное (шаньсийское, впоследствие распространившееся также и в провинцию Хэбэй). Однажды случай свел Ма и Дая друг с другом, и они узнали, что учились у одного и того же учителя, но так как это было в разное время, то и изучили они разные версии стиля, откуда и пошли различия между двумя ветвями.

Однако, эта легенда также не имеет потверждений. Так, потомки Ма Сюэли, до сих пор проживающие в Лояне, утверждают, что Ма Сюэли учился у неизвестного бродячего учителя, скрывавшего свое имя, а Цао Цзиу попал в историю позднее. Потомки Дай Лунбана, до сих пор практикующие передающийся от него синьилюхэцюань семьи Дай, также не поддерживают версию о Цао Цзиу как об учителе Дай Лунбана. Тем не менее не подлежит сомнению, что между мастерами северной и южной ветвей на протяжении нескольковековой истории стиля происходил обмен информацией, чем объясняется значительное сходство этих направлений (возможно, в действительности происходящих из разных источников).

С дальнейшей историей южной ветви (этот стиль называют синьилюхэцюань) все более-менее ясно. Ма Сюэли обучил сошедшего впоследствии с ума и покончившего с собой Ма Саньюаня, своего племянника Ма Сина, и Чжан Чжичэна. Ма Син реорганизовал изученный им стиль, и создал направление, именуемое сегодня синьилюхэцюань лоянской ветви (или синьицюань семьи Ма), которое передавалось среди родственников Ма и в мусульманской общине Лояна. Чжан Чжичэн передал систему полностью лишь своему племяннику Ли Чжэну, который, будучи охранником караванов, путешествовал по многим местам. В Лушани он все время заходил в один и тот же мусульманский ресторанчик, который содержал Чжан Цзюй. В конце-концов они подружились, и Ли Чжэн обучил Чжан Цзюя синьилюхэцюань. Чжан Цзюй обучил сына Чжан Гэня и племянника Май Чжуанту. Май Чжуанту также переработал изученный им стиль, и создал направление, называемое сегодня синьицюань лушаньской ветви (или синьицюань семьи Май), распространившееся очень широко.

С северной ветвью не все так просто. Большинство легенд опять рубит с плеча: Дай Лунбан обучил сына Дай Вэньсюна, а тот передал все искусство слуге Ли Лонэну. Однако в существующем до сих пор синьилюхэцюань семьи Дай историю передачи стиля от Дай Лунбана излагают совсем по-другому, а кто был учителем Ли Лонэна и чему Ли у него научился — достоверно неизвестно.

Однако достоверно известно, что именно от Ли Лонэна идет современный синъицюань (в частности, именно Ли ввел такое написание названия стиля). Именно он начал широкое преподавание стиля, а его ученики оформили основные направления стиля.

В провинции Шаньси дело Ли продолжили его ученики Чэ Ичжай и Сун Шижун, каждый из которых создал свое направление. Чэ Ичжай жил в уезде Тайгу провинции Шаньси, вместе со своим учеником Ли Фучжэнем он шлифовал искусство поединка в течении 30 лет, благодаря чему создал очень рафинированный стиль. Сун Шижун также жил в уезде Тайгу, он обогатил изученный им стиль рядом методов внутренней наработки, а также парными комплексами для отработки приемов поединка, благодаря чему также создал особое направление стиля. Из-за деятельности Чэ и Суна уезд Тайгу провинции Шаньси стал центром распространения синъицюань в XIX веке, и туда приходили поучиться многие известные мастера.

Хэбэйское направление синъицюань основали Го Юньшэнь, Лю Цилань (оба — из уезда Шэнь провинции Хэбэй) и Лю Сяолань. Все они учились у Ли Лонэна, а потом вернулись в родные места. Они обучили очень многих учеников, а так как Го Юньшэнь во второй половине XIX века обосновался в Пекине, то стиль стал широко известен. В Пекине Го Юньшэнь повстречался с основателем багуачжан Дун Хайчуанем, с которым стал хорошим другом, в результате чего ряд занимавшихся синъицюань также смогли изучить и багуачжан (и благодаря чему некоторые некомпетентные российские авторы теперь утверждают, что, якобы, изучение багуачжан надо изучать с изучения синъицюань, или что эти стили нужно изучать одновременно). Благодаря этим межстилевым контактам в начале XX века появилась первая книга по багуачжан, написанная мастером синъицюань Сунь Лутаном, а Чжан Чжаодун преподавал как синъицюань, так и багуачжан. Знаменитый мастер синъицюань конца XIX — начала XX века Ли Цуньи учился как у Го Юньшэня, так и у Лю Циланя. У Ли Цуньи учились такие известные впоследствии мастера, как Хао Эньгуан, в 1914 году начавший преподавать синъицюань в Японии, «железноногий Будда» Шан Юньсян, а также Ма Юйтан — учитель знаменитого бойца 1930-х годов Чжу Гофу.

С уездом Шэнь и Го Юньшэнем связана еще одна история. В 1904 году в ученики к Го Юньшэню поступил его односельчанин Ван Сяньчжай. Когда Го заболел, Ван ухаживал за ним до полного выздоровления учителя. В благодарность Го обучил его всему стилю. Впоследствии Ван побывал во многих провинциях Китая, повстречался со многими известными мастерами, познакомился со многими стилями, и пришел к выводу, что в боевых искусствах делают очень большой упор на внешнюю форму, забывая при этом о внутренней сути. Он решил вообще отказаться от сложных внешних форм, и оставил в преподаваемом им боевом искусстве только «столбовую наработку» и «испытание силы». Называть же свой стиль он стал ицюань («кулак воли»), впоследствии переименовав его в дачэнцюань («кулак великого достижения»). Этот стиль также стал очень популярен в Японии.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector