Изучение трёх усилий синъи: явного, тайного и трансформационного
В старых трактатах по синъицюань подчёркивается: «Кулачное искусство синъи имеет три слоя смысла, имеет три шага мастерства, имеет три метода тренировки», — так впервые написал великий учитель синъицюань господин Сунь Лутан в книге «Разъяснение подлинного смысла кулачного искусства». В книге это упомянуто в разделе «Слова господина Го Юньшэня»: вводится концепция «3 — 3 — 3», даются определения и разъяснения. На самом деле это — собственная точка зрения Сунь Лутана, которую он выработал на основе многолетнего исследования техники синъицюань, собирания материала, изучения истории и проведения изысканий, а также соединения всего этого с даосскими концепциями самосовершенствования. Это подняло и обогатило теорию синъицюань.
Если говорить о «три слоя смысла: 1 — тренировкой цзин трансформировать ци, 2 — тренировкой ци трансформировать шэнь, 3 — тренировкой шэнь возвращаться к пустоте», то этот способ подъёма уровня теории отнюдь не является чем-то, что впервые придумали мастера ушу. Это было взято из даосизма, из порядка и методов, существующих в даосских системах тренировки, и приспособлено к методам наработки и порядку тренировки синъицюань, что позволило синъицюань сформировать и развить собственную теорию. В результате даосские идеи, теории, дух, методы совершенствования наложили отпечаток на синъицюань. В области теории, техники и методов внутреннего совершенствования синъицюань воспользовался даосскими теориями и методами, что позволило не повторять чужих ошибок. Такое органическое слияние стало важнейшим содержанием теории синъицюань.
Если говорить о «три шага мастерства: 1 — изменение костей, 2 — изменение мышц, 3 — омовение костного мозга», то в старых трактатах по кулачному искусству сказано: «В прошлом великий учитель Дамо передал два трактата — «Ицзиньцзин» [«Трактат об изменении мышц»] и «Сисуйцзин» [«Трактат об омовении костного мозга»], изучение их позволяло укрепить тело человека и его подлинную сущность. Впоследствии сунский князь Юэ Уму взял смысл этих двух трактатов и переработал их в три трактата — «Игуцзин» [«Трактат об изменении костей»], «Ицзиньцзин» и «Сисуйцзин», этими тремя трактатами создал кулачное искусство, проясняющее использование принципов этих трактатов» (Сунь Лутан «Разъяснение подлинного смысла кулачного искусства»). Однако, хотя в этой книге и говорится со ссылкой на представителя прежних поколений Го Юньшэня, что эти три трактата написал Юэ Фэй, но этому нет исторических потверждений. На самом деле это сказал сам господин Сунь Лутан, а авторитет Юэ Фэя и Го Юньшэня он лишь использовал для придания веса собственным словам. Такая теория «три слоя смысла, три шага мастерства, три метода тренировки» добавила тренировочному процессу синъицюань, этапам и методам постижения, порядку самосовершенствования систематичности, что связало духовную культуру синъицюань с древней культурой, сформировало культуру ушу, ядро системы внутренней наработки синъицюань.
Если говорить о «три метода тренировки: явное усилие, тайное усилие, трансформационное усилие», то хотя в старых трактатах по кулачному искусству и есть разъяснения, но они отнюдь не детальны, современным начинающим понять их нелегко. «Три слоя смысла» — это три уровня тренировки; «три шага мастерства» — это три этапа тренировочного процесса; «три вида методов тренировки» — это три вида методов, используемых для достижения установленных целей в тренировочном процессе.
С точки зрения тренировки цзин, ци, шэнь имеем: тренировкой цзин трансформировать ци, тренировкой ци трансформировать шэнь, тренировкой шэнь возвращаться к пустоте. С точки зрения деления на уровни имеем: начальный уровень, средний уровень, высший уровень. С точки зрения этапов получаем: самый горький этап; то, что непременно нужно пройти, чтобы достичь мастерства; высший уровень боевой науки. С точки зрения получаемых знаний и изучаемых вопросов: начальная и средняя школа; университет; специалист, преподаватель. Если говорить о терминологии «цзин, ци, шэнь» мастеров кулачного искусства, то она как отражает содержание и смысл тренировки, так и обозначает рамки тренировочного процесса и достигаемых результатов. Далее с помощью таблиц разъясняются «три слоя смысла, три шага мастерства, три метода тренировки»:
Три слоя смысла | Уровни | Сравнение с получением образования | Соответствие рамок и содержания |
---|---|---|---|
Тренировкой цзин трансформировать ци | Начальный уровень | Начальная и средняя школа | Самый горький этап |
Тренировкой ци трансформировать шэнь | Средний уровень | Университетский путь | То, что непременно нужно пройти, чтобы достичь мастерства |
Тренировкой шэнь возвращаться к пустоте | Высший уровень | Специалист, преподаватель | Высший уровень боевой науки |
Три вида усилий | С точки зрения трансформаций мышц и костей | С точки зрения взаимосвязей боевого и даосского | Возможности тренировки трёх усилий (явного, тайного, трансформационного) и достижение нормативных описаний |
---|---|---|---|
Явное усилие | Изменение костей | Боевое искусство | Закладывается фундамент, укрепляется тело |
Тайное усилие | Изменение мышц | Искусство Дао | Повышается мышечный тонус, вытягиваются мышцы |
Трансформационное усилие | Омовение костного мозга | Кулак и Дао соединяются воедино | Очищается внутреннее, тело становится лёгким и расслабленным |
Что в теле тренируется | Особенности усилия | Вид атакующего усилия | С точки зрения расстановки акцентов | С точки зрения того, что изменяется |
---|---|---|---|---|
Тело и сознание | Целостное усилие | Взрывной выброс силы | Главное — тренировка и базовой наработки, и боевой техники | Изменение усилия |
Укреплять нервную систему | Внутреннее усилие | Проникающее в щель усилие | Боевая техника и внутренняя наработка одинаково важны | Изменение физических качеств |
Прочувствовать соединение воедино небесного и человеческого | Мягкое изменение | Усилие прилипания | Внутренняя наработка — основное, боевая техника — вспомогательное | Изменение личности |
Что тренируется | На основе каких возможностей | С точки зрения тренировки внутреннего и внешнего | Важнейшая сторона трёх усилий | Уровень понимания | Присутствие сознания |
---|---|---|---|---|---|
Тело | Тренировка на основе имеющихся возможностей | От внешнего к внутреннему | Тренировка формы | Грубое понимание | Сознание присутствует |
Мысль | Тренировка на основе развиваемых возможностей | От внутреннего к внешнему | Тренировка мысли | Тонкое понимание | Присутствие сознания очень мало |
Дух | Тренировка на основе потенциальных возможностей | Ни внутреннего, ни внешнего | Тренировка духа | Понимание на подсознательном уровне | Сознание спрятано |
Скорость движений на каждом этапе | Проявление трёх внутренних координаций в трёх усилиях | Изменение типа силы в процессе занятий | Проявление усилия | Соответствие движений требованиям |
---|---|---|---|---|
Медленная | Координация ли и ци | Исчезновение грубой силы | Жёсткое | Строгое соблюдение требований |
Быстрая | Координация ци и и | Исчезновение жёсткой силы | Мягкое | Соответствие требованиям |
Быстрое и медленное идентичны | Координация и и шэнь | Увеличение доли мягкой и трансформационной силы | Жёсткое и мягкое взаимно просачиваются | Естественное координирование с нормативами |
С точки зрения формы движений | Достижения каких требований к силе добиваться на каждом этапе | Скорость усилия | Присутствие напористости в движениях | Вид движений на каждом этапе |
---|---|---|---|---|
Изначально требуется раскрытость | Тренировкой совместности и целостности добиваться жёсткости | Быстротой стремиться к целостности | Тело крепкое, ци мощная | Поднимания и опускания целостны и равны |
Потом требуется собранность | Тренировкой расслабленности и подвижности добиваться мягкости | Медленностью стремиться к длинности | Напористость присутствует в движении в любом направлении | Усилие округло, мысль устремляется вдаль |
Преследуется округлость | Тренировкой энергичности и ловкости добиваться искусности | Быстрое и медленное естественны | Шэнь и ци заполняют всё окружающее | Дух и мысль пронизывают |
Методы применения с точки зрения проявления явного, тайного и трансформационного | С точки зрения степени контроля усилия | С точки зрения применения | Постановка ноги при шаге | Проявление усилия при движениях |
---|---|---|---|---|
Применение имеет форму и образ | Автоматическое целостное усилие | Основное — атака | Со звуком | В кистях рук |
Применение имеет название и облик, но не имеет следа | Можно контролировать и возвращение и выброс | Основное — контроль | Без звука | В локтях |
Применение не имеет ни формы, ни образа, ни отзвука | Следуешь желаемому сердцем | Основное — управление и трансформирование | В отсутствии звука — пугающее сотрясение | В корпусе |
Соответствие ци выброса усилия и даньтяня | Тренировка даньтянь и малого небесного круга в трёх видах усилий | Использование ци и и в трёх видах усилий | Использование ци на трёх этапах | Какой из даньтяней тренируется на каждом из этапов |
---|---|---|---|---|
Ци погружается в даньтянь | Укреплять даньтянь | С помощью ци подгонять ли | С помощью ли вести ци | Нижний даньтянь |
Ци концентрируется в даньтяне | Тренировать малый небесный круг | С помощью и вести ци | С помощью ци вскармливать шэнь | Средний даньтянь |
Ци движется в даньтяне | Двигать малый небесный круг | Нет ни и ни ци | С помощью шэнь подгонять ци | Верхний даньтянь |
Проявление дыхания в трёх видах усилий | Долгота дыхания | Требования к дыханию на трёх этапах |
---|---|---|
Есть форма вовне — урегулировать дыхание | Длинный вдох и короткий выдох, короткая концентрация с силой | Этап урегулирования целостности |
Есть форма внутри — дыханием урегулировать | Длинный вдох и длинный выдох, урегулированием мягкости добиваться тонкости, растягивая краткое управлять длинным | Этап соответствия |
Есть и словно нет — зародышевое дыхание | Длинное и короткое следуют мысли, дыхание идёт непрерывно, тонкое, ровное и углублённое | Этап естественности и гармоничности |
С той поры, как в теории синъицюань появилась концепция трёх видов усилия (явного, тайного и трансформационного), она была воспринята и многими другими стилями. Это не только три метода тренировки и три вида усилия, это также процесс подъёма от низшего уровня к высшему. В процессе этого подъёма не существует чётко оформленных границ отдельных этапов, просто по мере накопления некоторого количества происходит скачкообразный качественный переход.
Комментарии