Социологический подход к анализу современных единоборств. Часть 2

Представленная структура является своего рода каркасом, основой здания единоборств. Форма самого здания, его черты определяются видом единоборства. Здесь необходимо обратиться к вопросу о классификации единоборств.

В существующем многообразии школ и направлений единоборств зачастую сложно четко определить их отличительные черты. Нередко составить точное представление о какой-либо школе возможно лишь встав в ряды занимающихся и уделив практике весьма продолжительное время. Мы предлагаем классификацию существующих сегодня в России единоборств, осуществленную в рамках социологического подхода. Данный подход предполагает анализ единоборств как различных видов деятельности, а также различных форм организации отношений между ее участниками. Такому пониманию отвечает эмпирически фиксируемый факт неодинакового влияния практики разных видов боевых искусств на личность и социальное поведение человека.

Сегодня существуют различные классификации единоборств по разным основаниям. Так А.Е.Тарас приводит типичный ряд классификаций единоборств, широко представленный в литературе.

По специфике технических приемов А.Е.Тарас выделяет следующие виды единоборств:

• ударные – использующие только удары. В качестве примера ударных единоборств приводится бокс,тайский бокс, кикбоксинг и все их разновидности;

• борцовские – использующие только захваты, броски, удушения, болевые рычаги и выкручивания. К этому виду, по всей видимости, следует отнести такие единоборства как самбо, дзюдо, различные виды борьбы;

• комбинированные – сочетающие в той или иной пропорции приемы обеих групп. В эту группу, на наш взгляд, следует включить большинство современных единоборств, таких как рукопашный бой, каратэ, кудо и т.д.

Другая классификация – по характеру технико-тактических принципов. В рамках данной классификации существуют два вида единоборств:

• «жесткие» – использующие мощные удары, амплитудные броски, тактику «сила против силы» и т.д. (кудо, тайский бокс, рукопашный бой и др.).

• «мягкие» – использующие тактику уступания в сочетании с работой по болевым точкам, с обращением силы противника против него самого (айкидо, некоторые стили ушу и т.д.).

Также А.Е.Тарас упоминает традиционное деление единоборств на «внешние» и «внутренние» школы.

•«внешние». В рамках внешних школ главный упор делается на атлетический тренинг;

•«внутренние» - ставят во главу угла работу с дыханием, психикой, внутренней энергией. 

Приводится классификация единоборств по назначению:

• игровые единоборства. Игровые единоборства А.Е.Тарас подразделяет на имитационные – лишь обозначающие поединок (спортивное ушу, полуконтактное каратэ, айкидо и др.) и состязательные – предусматривающие поединок в жесткий контакт (все виды борьбы, бокс,тайский бокс и т.п.);

• прикладные единоборства. В группу прикладных единоборств включаются ограниченно-боевые системы (например, полицейские системы) и системы тотального боя (уничтожения противника). 

Весьма спорной представляется классификация единоборств по сроку существования, приведенная А.Е.Тарасом:

• традиционные единоборства – существующие очень давно, сотни лет;

• современные единоборства – возникшие в течение последних 50 – 100 лет либо совсем недавно.

В данном случае деление единоборств на традиционные и современные, на наш взгляд, не имеет единого основания. Так традиционные единоборства, как элемент классификации, имеют в качестве основания отношение к традиции воинских искусств. Классифицируя единоборства по данному основанию, целесообразно применить дихотомическое деление, выделив соответственно традиционные и нетрадиционные единоборства. Современные единоборства, как вид, выделены исходя из основания времени существования. Такое несоответствие приводит к ошибкам при отнесении конкретного единоборства к тому или иному их виду. Так айкидо, являясь традиционным единоборством, по указанной классификации относится к современным единоборствам, т.к. его существование еще не перешагнуло вековой рубеж (первая официальная школа айкидо была открыта в Японии в 1938 г).Многие авторы отмечают, что корни айкидо уходят в глубокую древность, в недра традиции кэмпо, а философская база основана на соединении разнородных влияний эзотерических направлений буддизма и синтоизма. Айкидо есть синтез традиционных японских боевых искусств будо и, должно быть отнесено к традиционным единоборствам. Другой пример - Сёриндзи Кэмпо, восходящее к шаолиньской системе, соединившей в себе религиозную философию с боевым искусством и нравственным образом жизни. Являясь, вне сомнения, традиционным направлением, Сёриндзи Кэмпо оформилось и получило свое название в Японии в 1947 году и, следовательно, по приведенной классификации, также должна быть отнесена к современным единоборствам. Подобные несоответствия делают указанную классификацию практически неприменимой.

По сроку существования, на наш взгляд, единоборства следует разделить на современные и исторические. Под современными единоборствами следует понимать все виды единоборств, существующие в настоящее время: как те, которые были созданы в последние десятилетия, так и насчитывающие многовековую историю, дожившие до наших дней в том или ином виде. Исторические единоборства – единоборства, не дошедшие до нас в своем первоначальном виде и не представленные в сегодняшней практике единоборств. Как правило, причиной отказа от практики какого-либо исторического единоборства или трансформации его в современный вид, являлась невостребованность сегодняшним днем целей, техники, специальных навыков, составляющих сущность той или иной школы единоборств. Таковы, например, кен-дзюцу (искусство фехтования мечом), нин-дзюцу (искусство шпионажа, разведки и диверсионно-террористических методов), нагината-дзюцу (искусство боя алебардой) и др. Так, кен-дзюцу, оформившись в виде сформировавшихся школ в Японии в конце XIV века, имело чисто практическое значение. Целью обучения в школах кен-дзюцу была подготовка воина, мастера фехтования, способного противостоять противнику, одетому в доспехи, вооруженному мечом и другими видами оружия. Техника фехтования строилась с учетом слабых мест доспеха: удары наносились в открытые части тела противника – в шею, запястья, локтевые сгибы с внутренней стороны, щиколотки и т.д. Таким образом, кен-дзюцу представляло собой боевое искусство, служащее практическим целям. Изменение социокультурной ситуации, распространение огнестрельного оружия приводит к тому, что с середины XVIII века кен-дзюцу начинает постепенно терять свое прикладное значение и превращаться из боевой практики в путь духовного и физического воспитания. На рубеже XIX – XX веков кен-дзюцу окончательно превращается в вид физической культуры и в 1910 году внедряется в программы физического воспитания в японских школах в качестве обязательного элемента. Приставка «дзюцу» (техника, приемы), традиционно обозначающая прикладной аспект боевых единоборств, уступает место приставке «до» (путь), трактуемой как путь физического и духовного самосовершенствования. В 1928 году создается Всеяпонская федерация кендо. Сегодня кендо существует как традиционно-спортивное единоборство, не имеющее прикладного значения. Таким образом, кен-дзюцу и кендо представляют собой разные виды единоборств, относящиеся соответственно к историческим и современным единоборствам и имеющие в основе единую традицию.

Читайте также: