Тайдзюцу

Это единоборство называют искусством сохранения здорового тела. Японский вид борьбы без применения оружия - Тайдзюцу использует ближний бой, а также практически все существующие тактики. Разрешены удары конечностями, броски, выкручивания и пр. Об этом малоизвестном у нас боевом искусстве можно узнать много подробностей из собранных в этом разделе материалов. Главной его целью является развитие сознания бойца, его духа. Этого достигают через постижение техники и специальных психологических практик. Единоборство это называют «техникой тела» и в нем, жизни может стоить малейшая оплошность.

Большинство историй бокса начинаются с имени легендарного англичанина Фигга, который считается первым чемпионом по боксу. Он удерживал титул чемпиона в течение 15 лет! — с 1719 по 1734 год.

В те времена бокс был больше похож на бои без правил. Там можно было бить руками, локтями, ногами. Были запрещены удары в пах, Укусы, удары головой. Бои, разумеется, велись без перчаток, весовых категорий и продолжались от 20 минут до 4 часов. Время боя не было разделено на раунды. Раунд считался законченным после падения одного из соперников. Матчи могли длиться от 30 до 70 раундов.. А в случае нокаута бойцу давали отдохнуть 3 минуты.

Фехтование в перчатках

Просматривая собственные записи, кажется 1978 года, когда редкие материалы по каратэ распространялись методам переписывания (как песни Высоцкого, книги Солженицына и много другое), обнаружил интересный материал.

Тогда на «мелочи» даже не обращали внимания либо неправильно практиковали – молодость…

«…Глава 6. «ШАГ». Пункт С. «Уклонение или Таи-сабаки».

Ударная техника

Завоевав Корею в 1259 г., монголы, т. е. Чжень (GEN), в 1274 г. напали на Японию.

После смерти в 1294 г. императора Чжень Кублай-хана (внука Чингис-хана) Чжень окончательно отказалась от вторжения в Японию. Однако японские властители моря, ранее успешно защитившие Японию, обратились к долго длившейся практике пиратства. Примерно в 1350 г. Пираты начали вторжение в Корею и в Китай. Эти японские пираты, которых называли “ВА-КО”, были причиной постоянной головной боли для Кореи, Чжень и Мин, которые в 1368 г. управляли Китаем.

Имея дело с “ВА-КО”, минский генерал СЕКИ-КЕЙКО (яп.) организовал в 1559 г. Новую армию.

Совсем немного истории

Другой подход в обучении состояния в бою – Годай (Пять Великих). Годай — это буддийская традиция. Годай - это равнозначимые абсолютные категории, не порождающие и не разрушающие друг друга, а являющиеся частью проявленной и потенциальной материи как энергии вселенского будды (если говорить об их проявлениях в теле, выше только астральный и ментальный уровень и, соотвественно две чакры — аджна и сахасрара).

Категория Годай (Пять Великих): Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пустота-Эфир (кстати, сравните с земля, вода, огонь, ветер, пустота в «Книга пяти колец» Миямото Мусаси»).

О системе и теориях элементов.

Концепция Годай

Самые известный из парных комплексов этого раздела – «взаимопорождение и взаимопреодоление пяти первостихий». Это классический парный комплекс — основа техники и навыков первого этапа обучения. Парный спарринг построен на принципе взаимодействия первоэлементов и соответствующих им ударов. Здесь отрабатывается главенствующий принцип интуитивного реагирования на действия соперника на основе теории У-Син.

Концепция У-Син

Она делится на виды:

  1. По сторонам тела (или света в Китае),
  2. По уровню нанесения,
  3. По Принципам передачи энергии в цель.
  4. И др.

Продолжение.

Техника работы рук в БИ

Техника работы рук делится на ударную и защитную («блокирующую», парирующую) технику.

Ударная техника.

Ударная техника подразделяется на технику работы:

Техника работы рук

Китайское слово «циньна» состоит из двух иероглифов: «цинь» (ловить, хватать) и «на» (захват, контроль). Таким образом, «циньна» — это боевые приемы, основанные на захватах, толчках, заломах и воздействиях на уязвимые части тела. Большинство приемов циньна направлены на контролирование противника, но есть и такие, которые могут вызвать смерть или сильно искалечить.

Основы циньна не зависят от стилей — занимающийся любым стилем имеет одно и то же число костей и суставов — и поэтому нынешние стражи порядка в Китае изучают просто «циньна» безотносительно к какому-либо из стилей. Однако существуют и специальные стилевые приемы циньна. Это связано с тем, что занятия каким-либо стилем вызывают преимущественное развитие определенных групп мышц, легкость применения определенных классов движений. Стилевые приемы циньна как раз и основаны на «фирменных» движениях стиля. Так приемы циньна стиля инчжаоцюань выполняются в основном кистями рук, в то время как в тайцзицюань большая часть силы исходит из поясницы. В стилях «ударного» плана приемы циньна используют в основном для освобождений от захватов, в то время как в «уравновешенных» по технике стилях приемы циньна могут являться одной из составляющих боя.

Циньна

Десять категорий людей, которым нельзя передавать учение (по школе Тайцзи-цюань рода Ян)

  1. Во-первых, нельзя передавать учение тем, кто исповедует чуждое учение.
  2. Во-вторых, нельзя учить того, кто не понимает отношений между учителем и учеником.
  3. В-третьих, нельзя учить того, кто лишен добродетели.
  4. В-четвертых, нельзя учить того, кто неспособен перенимать.
  5. В-пятых, нельзя учить того, кто останавливается на полпути.
  6. В-шестых, нельзя учить того, кто, разбогатев, забывает об учителе.
  7. В-седьмых, нельзя учить того, кто не желает воспринимать учение.
  8. В-восьмых, нельзя учить того, кто часто горячится и легко впадает в ярость.
  9. В-девятых, нельзя учить того, кто не умеет умерять свои желания.
  10. В-десятых, нельзя учить того, кто творит бесчинства.

Кому нельзя передавать учение

Мастер Чжу Чуаньсюан.

В Китае необычное и неожиданное может ожидать любопытного за следующим поворотом. Только не за тем, куда стремиться весь людской поток. Идти нужно в том направлении, в котором мало кто (или вообще, никто) не идет. Тогда, в благодарность за доверие, Удача будет раскрывать свои зыбкие тайны. Так, пустынный храм можно найти посреди торговых хутонгов, а мастера тайцзи можно встретить рядом с помойкой. Однако, лишь везения здесь не достаточно. Нужно терпение. Ну, и, конечно, связи. Как говорят в Альбионе, нужно быть “well connected”. Сочетание всего этого – любопытства, желания идти своей дорогой, удачи и терпения приводит к любопытным результатам. Одним из таких «опытов» стала для меня встреча с Мастером Чжу Чуаньсюанем. Встреча состоялась благодаря тому, что мой друг, Ховард (он же – Ван Хуайсян), сын Мастера Ван Цзие, очень ценит дружбу с Чжу Чуансянем и считает его также другим своим учителем, наряду с отцом.

Сын Учителя