Техника работы рук в БИ
Она делится на виды:
- По сторонам тела (или света в Китае),
- По уровню нанесения,
- По Принципам передачи энергии в цель.
- И др.
Продолжение.
Надеюсь, вы понимаете, что после ваших сравнительных ответов на вопросы о спорте, БЕ и БИ в дальнейшем мы будем рассматривать только технику БИ, так как техники спорта и БЕ – частности или производные от БИ.
Ударная техника рук.
Огромное значение в ударной технике имеет положение рук до начала атаки, во время атаки и в конце атаки (например, читайте о Дзё, Ха и Кю в «Хэйхо кадэн сё» Ягю Мунэнори»).
Рассмотрим для начала только конечную точку.
По методам Традиционных Школ БИ, необходимо для каждого удара отрабатывать семь направлений его нанесения: удар вперед, удар назад, удар в левую сторону и удар в правую сторону, удар в верхний уровень, удар в средний уровень и удар в нижний уровень.
Все семь направлений в сочетании дающие 12 уровней ударов, отрабатывают на мешке с песком, «деревянном человеке», манекене, партнере, учителе с лапами или «куклах». Всякая атака должна выполняться в движении (передвижении), и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса» или второй фалангой среднего пальца, а также пальцами и ладонью (основанием, ребром). Любая атака — это короткий, резкий взрыв на физическом плане, сочетающийся с выбросом внутреннего усилия Ци (Ки), поэтому внешне техника выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.
Практика (методика преподавания) любой техники, в т.ч. БИ возможна различными способами:
- Делай раз, делай два, делай три (европейский метод).
- Делай как я (восточный),
- Делай как… стихия, животное (восточный).
Восточный метод обучения.
В китайской натурфилософии «Пять элементов» — это Огонь, Вода, Земля,Дерево, Металл. Каждый из них обладает определенными свойствами. Хотя в буквальном переводе слово «элемент» подразумевает нечто стабильное и неподвижное, китайское слово синь указывает на движение и перемены, поэтому более точным переводом, возможно, было бы «пять стихий», или «пять движущих сил». К примеру, когда речь идет о «дереве», то имеется в виду не древесина, а движущий принцип, изначально присущий древесному царству. Вместе с тем «стихии» европейской алхимической традиции имеют несколько иной смысл, отличающийся от йогической и даосской традиции.
Так как разные философии по-разному трактуют «Пять элементов», называя их одинаково то «Великими», то «Стихиями», то «Первоэлементами». Мы уж тем более (не изобретая велосипеда — не изменяя их названий (понятий)), будем называть их также, как они называются себя, т.е. «одинаково». При этом, не путая и не смешивая разные Философии, одинаковые названия и разные понятия.
Основой классической техники БИ является Принцип «Пяти стихий (элементов)».
Гогё (яп.) — это проявления материи, призванные показать и проследить движение двух противоположных потенциалов (Инь/Ян) — их взаимопорождения и взаимоуничтожения как единого и непрерывного процесса как аналогии происходящего в макро и микрокосме (знаменитая схема в виде звезды).
Согласно даосской традиции, мир основывается на взаимопереходе и взаимнопоглащении пяти первоэлементов: земли, металла, воды, огня и дерева. В большинстве Традиционных Школ используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю).
Вот некоторые виды ударной техники «связанные» с образом Стихий:
Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз,
Дереву — пробивающее движение,
Воде — буравящее движение снизу вверх,
Огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой,
Земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение.
«Пяти стихий» связаны между собой взаимодополнением и взаимоотрицанием, это взаимодействие положено в основу теории атаки и защиты: линию взаимоотрицания используют для защиты, линию взаимодополнения – для развития атаки и перехода от одного приема к другому.
После изучения Базовой техники – Принципов, можно и самостоятельно развиваться в создании бесконечного числа техник, связок и пр. или вернее просто «реагируя» на ситуацию выполнять гармоничные действия.
Для серьезного вхождения (погружения) в технику или вернее состояние боя, необходимо кроме техники «входить» в психологическое состояние образов, подключив (использовав) состояние сознания, звук, цвет, запах, вкус и пр., отключив «обычное» состояние сознание.
«Вхождение» в Образ может достигаться различными способами:
- Животными образами,
- Образами «Пяти Великих элементов»,
Поэтому вторым после «Пяти стихий» крупным разделом БИ некоторых Школ Китая является раздел «Животные стили»: «формы двенадцати животных», «формы десяти животных», «формы пяти животных» или «формы двух животных».
В некоторых школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в других — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений.
«Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь.
«Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.
«Пять животных» — это тигр, дракон, журавль, змея, леопард.
«Двух животных» – журавль и змея.
Не только можно, но и нужно связать с образами Первостихий технику «защиты» (парирований, не блоков; блоки – сила на силу, а в этом нет гармония).
Дальше необходимо разобрать возможности перехода одной ударной (защитной) техники в другую, а также гармонию действия нападения и защиты с дальнейшим нападения.
Поэтому для удобства отработки движений их объединяют в одиночные комплексы (формы, ката).
Чтобы наработать применение приемов, их тренируют в парных комплексах. А степень готовности проверяют в кумите (спаррингах).
Для полноценного изучения техники работы без оружия изучается техника боя с оружием — мечами, копьями, шестами и т.п. Работа с оружием в БИ также базируется на Принципах «Пяти Первоэлементов» — те же передвижения, принципы атаки и защиты, теория удара. Основным оружием считается копье. В зависимости от методов обучение начинают либо с рукопашного боя, либо с оружия, в частности с методов боя копьем (в т.ч. в Китае, Японии, Кореи и т.д.).
Корректнее было бы сказать, что техника работы телом для управления оружием – база для техники работы без оружия.
Самые известный из парных комплексов этого раздела – «взаимопорождение и взаимопреодоление пяти первостихий». Это классический парный комплекс — основа техники и навыков первого этапа обучения. Парный спарринг построен на принципе взаимодействия первоэлементов и соответствующих им ударов. Здесь отрабатывается главенствующий принцип интуитивного реагирования на действия соперника на основе теории У-Син.
Комментарии