128

Как бить прямой удар или еще раз об элементарном. Часть 2

Сила в ударе появляется от вложения веса тела. Другого средства сделать удар сильным, нет. С этой точки зрения можно разделить всех бойцов в залах, вне зависимости от того каким стилем они занимаются, на три категории. К первой принадлежат люди, бьющие удар одной рукой без вложения тела. По их понятиям удар это траектория, по которой кулак движется к цели (рис.1). Масса руки не превышает нескольких килограмм, столько же весит и удар, поражающий эффект которого может, в лучшем случае, расквасить противнику нос.

Вторая категория — бойцы, умеющие вкладывать в удар вес тела. Это серьезнее. Такой удар при удачном попадании может привести к результату. Но если уж вкладывать, так вкладывать все, что есть в наличии. Движение руки должно быть поддержано плечом, разворот плеч подхлестывается вращением таза, который, в свою очередь, приводится в движение толчком ноги от пола.

Наиболее рационально вкладываться в удар по естественному физиологическому порядку: рука — плечо — бедро — стопа (рис.2). Причем, если вы бьете правой рукой, то правая нога остается сзади, толкаясь от пола. Иногда толкаются всей стопой с фиксацией пятки на полу, но более эффективен толчок подушечкой стопы при отрывании пятки от пола, когда в движение включается голеностоп. Как говорил Брюс Ли: «Пятка задней ноги детонатор всей боевой мощи бойца».

Последняя третья и самая опасная категория бойцов это те, кто умеют бить в движении, то есть на шаге или на скольжении в сторону противника (рис.3). Естественно, что траектория руки и вложение тела являются неизменными условиями работы. Одним словом, плохой боец бьет рукой, хороший — рукой и телом, отличный — рукой, телом и ногами (в смысле передвижения). 

Вкладывая в удар вес тела наряду с несомненными преимуществами, вы рискуете потерять равновесие, если противника перед вами не окажется (сделает уклон, шагнет назад или в сторону). Кто не рискует, тот не пьет.… Не теряет равновесие только тот, кто бьет легкий удар одной рукой без малейшего вложения, однако сильных провалов нужно избегать. Часто можно видеть, как неопытных бойцов при вложении в удар несколько «заносит». Кулак при этом после контакта с целью уходит либо вбок, либо вниз, давая противнику возможность контратаковать в момент провала. Для уменьшения данного эффекта используйте обратный импульс возникающий при вращении корпуса, то есть сначала корпус подает руку в удар, а затем вытягивает руку из удара назад к голове. Также для уменьшения провалов учитесь грамотно двигаться: если противник находится далеко, не тянитесь за ним, а сначала приблизьтесь на дистанцию удара и только потом атакуйте.

Плохо обсуждать чужие манеры работы, но так как почти все рукопашники где-нибудь когда-нибудь занимались каратэ или ушу, хочется сказать пару слов о некоторых неудачных стереотипах движения, привитых на основе динамики этих стилей. Тем более, такие ошибки (или недочеты, если сказать мягче) имеют обыкновение всплывать через много лет в самый неподходящий момент. Первый стереотип: бить решающий удар с шагом одноименной ноги вперед (ои-цуки). Устраивать серьезную полемику на тему ои-цуки не стоит. Но я ни разу не видел нокдауна от такого движения. Можно бить с передней руки подготовительный удар, добавляя после решающий удар с дальней руки, но сильное выпадение на переднюю ногу, характерное для ои-цуки, исключает подобное продолжение.

Второй стереотип: при ударе от задней ноги (гияку-цуки) вращать таз вперед плеча и не включать плечо в удар. Удар от вращения таза, при котором бедро опережает идущую в движение руку, хорошо смотрится на макиваре или в ката, но может дорого обойтись в схватке. Сигналить противнику о том, что вы собираетесь бить, не самый оптимальный вариант действий. Правда, многие каратисты уже отходят от классических канонов в пользу практичности и результативности.

Третий стереотип: жестко фиксировать руку после удара, не возвращая ее назад, и отдергивать вторую руку к поясу, застывая на манер статуи «в лучах заката». После удара руке нечего впереди делать. Она гораздо нужнее у собственной головы для защиты от возможного контрудара противника, как и вторая рука, которая от головы вообще не должна была отходить, но, наверное, уж больно красиво смотрится боец, замирающий в такой позе. Так что, стояли, стоят, и, к сожалению, а может для нас и к счастью, стоять будут. Возможно, с точки зрения энергетики и других «глобальных тенденций» эти позы имеют смысл, но принимать их в схватке с опытным, да и не очень, противником может только больной на голову человек.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector