Ушу (Кунг-Фу)

В разделе имеется полезная информация для тех, кто интересуется боевыми искусствами, прочтя которую, становится понятным отношение самих китайцев к Ушу, превратившееся в форму существования этого народа. Боевые искусства этой страны отличаются своими правилами и законами, а, говоря об ушу, имеется в виду все абсолютно, начиная от философии и заканчивая медициной. Высшим состояние ушу является термин Пустота – величайшая созидательная сила. Она, с одной стороны, ничего не содержит. С другой – является возможностью для возникновения любой формы. Китайцы уверены, что импульс воли предшествует каждому действию, поэтому все бойцы должны пройти через состояние, называемое абсолютным покоем души, чтобы этот импульс ощутить.

I. Стиль чэнь - древнейшая ветвь на дереве тайцзи цюань и является самым ранним его направлением. Все другие стили и течения - это в той или иной мере видоизменения стиля чэнь. 

Стиль чэнь подразделяется на два подвида - старый и новый. В старом, основанном Чэнь Вантином,- пять комплексов тао-лу. За более чем трехсотлетнюю историю развития этот стиль непрерывно оттачивался и шлифовался, и до наших дней дошли комплексы первая и вторая цепочки лу. Первая дорожка стиля чэнь содержит восемьдесят три формы. Ниже приведены ее основные особенности. 

Школы Тайцзы-цюань

(Тайцзицюань саньшоу цзицзи фа)

Пекин 1995 г.

перевод с китайского выполнен коллективом авторов при координации со стороны В.Бондаренко

Тайцзиучуй и тайцзиляньхуанчуй

Под термином «методы ударов кулаком» (чуйфа) в тайцзицюань понимаются методы кулака (цюаньфа), используемые во время атаки. В избранных статьях по тайцзицюань различных направлений употребляются выражения «чуйфа» и «чуйфа».(записываются разными иероглифами, но звучат похоже - чуй – и означают одно и то же, хотя и с разными оттенками – бить, колотить – примеч. перев.). В действительности это одно и то же. Многочисленные атаки руками (пальцами, ладонью, предплечьем и др.) используются в удобном положении против противника, находящегося в неудобном положении. В этот момент очень легко достичь успеха.

Су Юнь Из книги «Методы атаки в тайцзицюань» Часть 1

Тайцзи Цюань - это уникальный вид боевых искусств нашей страны, один из способов "совместной регуляции внутреннего и внешнего" (внутренняя регуляция успокаивает Сердце и поддеривает природу, внешняя регуляция дает физическую закалку). Поэтому для пользы тела используем мягкое и изогнутое, а для применения - жесткое и прямое. Без мягкого и изогнутого невозможно трансформировать (хуа), без жесткого и прямого невозможно применять (юн). Одновременное владение телом и применением позволяет с помощью мягкости побеждать жесткость, использовать для защиты и атаки метод "четыре ляна одолевают тысячу цзиней". Правила тренировки этого кулачного искусства следующие: ци погружается в данътянъ; нельзя отклонятся, нельзя опираться; внутреннее и внешнее взаимно объединяются; ни в коем случае нельзя применять грубую силу (чжо ли). Следует использовать мысль (и) для вовлечения силы (ли). Куда достигает мысль, туда достигает и сила.

Важные моменты Тайцзи Цюань стиля Сунь

Прежде, чем начать какие-либо упражнения цигун, необходимо подготовить тело и сознание к этому. Чтобы энергия могла правильно запасаться и при необходимости течь в кости, нужно, чтобы суставы были открыты. Всем известные простые упражнения способствуют открытию суставов, наполнению их энергией, разминанию сухожилий. Но при этом используется специальное дыхание.

Вообще говоря, разные системы предлагают различные виды дыхания и дыхательных циклов. Разумеется, все они логично аргументированы и опробированы. Как же быть в такой ситуации? Человек всегда пытался познать, какое влияние на наш организм оказывает дыхание, и как грамотно, не навредив своему здоровью, использовать разновидности типов дыхания и его всевозможные сочетания с законами движения энергии, дающие нам здоровье, молодость и радость жизни. Я посоветовала бы Вам попробовать все известные и доступные на сегодняшний день разновидности типов дыхания и выбрать один из них. Тот, при котором Вы себя чувствуете наиболее комфортно и который не приносит Вам неприятных ощущений ни во время выполнения, ни по окончании занятий.

Цигун. Виды дыхания

Тайцзицюань начало дробиться на стили в конце династии Цин - начале периода Китайской республики. Ма Либо в "Делении на стили" [прим.перев. - предисловие к книге "Анналы тайцзицюань рода Ли", изданной в 1935 году] написал: "В современном тайцзицюань существует три направления: 1 - семьи Чэнь в провинции Хэнань, 2 - Ян Лучаня в Юнняни, 3- направление Хао в Юнняни, идущее от господина Вэйчжэня и преподаваемое господином Ли Ию". В 1930-30-х годах Тан Хао на основании документов направлений Чэнь, Ян У [Юйсяна] и Сунь, а также полевых исследований в Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань, выделил 11 направлений тайцзицюань: 

У Вэньхань Общий рассказ о происхождении стилей тайцзицюань

Ма Ши Тунбэй Уи (Большая система Ушу Тунбэй семьи Ма) относится к
системам  традиционного  народного  ушу,  имеющим  свою  историю,
традиции,  методы  психофизического  тренинга  и  большой арсенал
технических приемов и комплексов.  Здесь собраны  воедино  лучшие
"древние  и  современные  цветы"  китайского воинского искусства.
Система Ма Ши Тунбэй Уи имеет богатую внешнюю  форму  и  глубокое
внутреннее содержание,  причем и то, и другое зиждется на прочном
теоретическом фундаменте классических школ  ушу. 

Тунбэй - комплексная система традиционного ушу Краткие сведения о системе Ма Ши

Прижимание локтя. 

Этот прием основан на вызывании «сдвоенного веса» и заключается в том, что вы прижимаете ладонью одноименный переднестоящей ноге локоть противника к его телу, загружая его заднюю ногу и таким образом не давая ему возможности ударить свободной рукой. Восстанавливая равновесие, противник: 

а) рефлекторно переносит вес на переднюю ногу, прижимая, таким образом, свой локоть еще сильнее; 

б) шагает свободной ногой назад, скрещивая ноги; 

в) пытается убрать локоть с линии, вращая плечом, открываясь для прямой атаки; 

ТРЮКИ ВИН ЧУНЬ

"Стиль журавля"  -  это  общее  название  для  нескольких  стилей
китайских и тибетских боевых искусств.  Популярные истории обычно
выводят   происхождение   стиля  журавля  из  монастыря  Шаолинь,
утверждая,  что когда монах Цююэ (мирское имя - Бай Юнфэн) создал
"кулак пяти зверей",  то одним из подстилей этого направления был
именно стиль журавля.  Однако современные исследования  показали,
что  Бай  Юнфэн  создал  не  "кулак  пяти зверей",  а "кулак пяти
ступеней",  а соотнесение отдельных ступеней с образами зверей  и
птиц появилось гораздо позже.

Стиль журавля (хэцюань)

То, что принято считать стилями Северного ушу 

Стили и направления - Северного ушу