125

Боевые искусства: секреты постижения

Если бы достигая тех или иных высот в своем деле, можно было передать другому обретенные навыки и умения, было бы все гораздо проще. Однако чтобы чем-то по-настоящему овладеть, нужно понять суть данного предмета, причем сделать это самостоятельно. Учитель должен понимать, что восприятие одних и тех же вещей у каждого человека происходит по-своему,поэтому его главная задача, как учителя, – разработать такой комплекс упражнений и даже философии, при следовании которым ученик с большей долей вероятности приобретет те навыки и понимание, которые и желал бы в нем видеть его учитель.

Единство физического и духовного воспитания: так ли оно необходимо?

В большинстве случаев, ученик старательно повторяет движения учителя и беспрекословно выполняет то, что ему говорят. Постигая искусство боя, он из всех сил стремится совершенствоваться в этом мастерстве, но при этом некоторых вещей он упорно избегает, предпочитая обходиться без них. Здесь имеется в виду духовная составляющая боевого искусства. Сегодня многие считают ее совершенно не обязательной для восприятия и относятся к ней, как к забавной причуде мастеров Востока и не более того. Тем не менее, значимость духовного аспекта в боевых искусствах еще никто не отменял. Хотя это и не подразумевает многочасовую неподвижность в позе лотоса с неизменным бормотанием мантры.

Чтобы не быть голословным, можно привести такой пример. Один каратист, чье имя попало в книгу рекордов Гиннеса, за одну минуту способен голыми руками разбить восемьдесят кокосов. Его ученик уверен, что научиться подобному вполне возможно, главное подобрать правильный комплекс физических упражнений. Благодаря ежедневным тренировкам он накачал большие мышцы, однако его личный рекорд по разбиванию кокосов составляет лишь двадцать штук в минуту. Почему так получилось, ведь сам рекордсмен уже не молод и не обладает столь фактурной мускулатурой? Впрочем, достаточно посмотреть видеозапись их выступления, чтобы заметить разницу: все удары учителя не просто красивы, но и выверены с предельной точностью, в то время как движения его ученика подобны маху колотушки.

Прежде чем начать…

Прежде чем приступать к постижению искусства боя, необходимо самому себе ответить на два вопроса: какую цель вы преследуете, и подходит ли вам выбранный вид искусства; помимо этого, важно определить, хватит ли у вас времени для занятий. На сегодняшний день выбор направлений боевых искусств довольно велик: вы можете сконцентрировать все усилия на постижении рукопашного боя (бокс, айкидо, карате, ушу, капоэйра, тхэквандо, борьба и т.д.) или остановить свой выбор на школе владения тем или иным видом оружия (ушу, кэндо, фехтование и т.д.). Среди них наверняка найдется то направление, которое придется по душе.

Уже приступив к занятиям, следует прислушиваться к внутренним ощущениям. На выбранном поприще не должно быть ничего, чтобы вызывало у вас негатив, внутренний протест, в противном случае успеха здесь вы не добьетесь. Впрочем, избавиться от неприятных ощущений иной раз помогает взгляд на вызывающий тревогу аспект с другой стороны.

Понимание – залог успеха

Количество людей, занимающихся различными видами боевых искусств, едва ли возможно сосчитать, однако вершин мастерства достигают лишь единицы. Почему же истинных мастеров, таких как Брюс Ли или основатель айкидо Уэсиба Морихэй, так мало? Ответ прост. Те, кто действительно добился успеха, прежде всего, стремился постичь себя в данном занятии, раскрыть в себе новые возможности. Именно подобное самосовершенствование и понимание сути постигаемого искусства позволили им расширить горизонты, как индивидуального мастерства, так и искусства в целом, а также создать новые стили и школы.

Каждый из этих мастеров открыл в свое время для себя один немудреный секрет: дальнейшее совершенствование возможно лишь, если следовать собственным видениям и представлениям о данном направлении искусства боя. Довольно часто новичок, приступая к обучению, имеет вполне четкие собственные представления о выбранном пути и о том, как его преодолевать. Однако, ближе знакомясь с традициями боевой школы, свое первоначальное мнение ученик начинает считать неверным и отказывается от него. Безусловно, следует постигать и те знания, которые вам передают, и сложившиеся традиции, но подавлять ваш собственный подход они не должны. Универсального рецепта, действуя в соответствии с которым, вы станете мастером, не существует – каждый его пишет для себя сам.

Несколько полезных советов

Тренировки с мечом полезны для овладения практически всех видов боевых искусств. Звучит это немного странно, тем не менее, данный навык позволит лучше понять суть и закономерности движений человеческого тела и нанесения ударов. Пытаясь овладеть мечом, стоит следовать некоторым принципам.

При нанесении точного удара мечом давление на его рукоять должно быть минимальным. Благодаря этому создается ощущение, что меч двигается сам, и при встрече с другим мечом, сильной отдачи в руку не будет.

Добивайтесь того, чтобы каждое ваше движение, будь то удар мечом или рукой, было предельно точным. Пытаясь изменить направление удара или притормозить его уже в процессе выполнения, что само по себе требует дополнительных усилий, вы снизите его эффективность. Понятно, что о красоте удара в данном случае речь не идет. Движение получается рваным и грубым. Выполнено хорошо считается движение в том случае, если оно завершается само собой, при этом не играет роли, достигло ли оно цели или нет.

Все должно быть осознано

Настоящий мастер наносит удары практически без замаха, начиная движение мгновенно. К этому и следует стремиться. В фильме «Убить Била 2» главная героиня с расстояния вытянутых пальцев тренировалась пробить рукой немалый по толщине кусок дерева. Это не кинематографическая выдумка, в тренировке Цигун присутствует подобная практика. Между двумя досками следует зажать стопку газет и стянуть всю конструкцию веревкой. Удары по этому импровизированному тренажеру нужно наносить до тех пор, пока не возникнет ощущение, что при ударе кулак раздувается. Таким образом, вы начинаете наносить удар не только рукой, но и собственной энергией.

Прежде чем начать движение, постарайтесь четко понять, что именно вы хотите сделать. Вспомним пример про разбивание кокосов. Учитель разбивал кокосы, в то время как его ученик бил по ним. Это в принципе разные вещи, при том что намерения схожи. Для тренировки вам можно предложить упражнение попроще: подбросьте газету в воздух или придержите на весу двумя пальцами и пробейте ее насквозь кулаком. Повторите то же самое, только всей поверхностью ладони. Далее следует брать бумагу более плотную и меньшего размера. Данное упражнение поможет сконцентрировать все ваши усилия на том, что следует сделать.

Это лишь малая толика принципов, способных помочь в овладении боевыми искусствами. Но чтобы они действительно оказались полезными, приступать к их применению на практике сразу после знакомства с ними не следует. Прежде всего, их следует понять, пропустить через себя, и тогда вы сможете открывать новые принципы для совершенствования вашего мастерства.

Как выиграть поединок

Если вы относитесь к бою, как к демонстрации ваших навыков, то вряд ли вам удастся его выиграть. Вы должны быть нацелены на победу над оппонентом, что возможно лишь в том случае, если вы не станете акцентироваться на разного рода мелочах. Каждый ваш удар должен выводить соперника из строя, при этом ваши движения должны быть предельно просты и точны.

Научитесь воспринимать ситуацию напрямую и в целом

Овладевая боевыми искусствами, вам предстоит научиться воспринимать окружающее пространство напрямую, отбросив при этом свои мысли и привычки. От этого зависит, насколько быстро вы сможете реагировать на действия противника, на то, что происходит вокруг. Так, можно успеть подхватить падающий со стола стакан, на который до этого вы не обращали никакого внимания.

Это может показаться похожим на рефлексы. Однако рефлексы – это ни что иное, как выработанная многократным повторением привычка однозначно реагировать на вполне определенную ситуацию. В данном же случае речь идет о способности на каждую новую ситуацию реагировать мгновенно.

Следует попытаться воспринимать любую ситуацию в целом, при этом не концентрируя внимания на отдельных частях тела соперника или деталях боя. Взглядом вы должны воспринимать одинаково все объекты, попадающие в поле вашего зрения, независимо от того, какое расстояние отделяет их от вас. Благодаря этому вы добьетесь того, что ваше зрение станет острее, а внимание – более цепким.

Какими должны быть тактика и стратегия поединка?

Подробно рассматривать в данной статье тактику и стратегию ведения боя не имеет смысла, не смотря на всю важность этого вопроса. Дело в том, что различия в этих понятиях могут быть довольно значительны в зависимости от того о какой школе, стиле или традиции идет речь. Например, большинство китайских боевых школ обучает плавности движений, обороне и сохранению баланса; в японских же, напротив, делается акцент на четкости движений, динамике и нападении. Более того, тактика и стратегия в немалой степени определяются вашими личными предпочтениями.

Единственный совет, который можно здесь дать, заключается в том, чтобы в любой ситуации оставаться собой, не позволяя обстоятельствам вести вас – ситуацию нужно подстраивать под себя или найти с ней гармонию. Подстроиться под ситуацию является вполне естественной реакцией, однако это не должно вас изменить. Не стоит также перед боем вводить себя в особенное состояние, менять взгляд на вещи. Сиюминутный успех возможен и при таком ведении боя, однако о действительно высоких достижениях в таком случае лучше забыть.

Следует ли сохранять внутреннюю дистанцию во время боя?

Нередко во время боя его участники устанавливают внутри себя дистанцию, закрываются от боя и друг от друга. Для человека естественно закрываться от боя – он грозит ему повреждениями или смертью. Однако если вы, занимаясь тем или иным видом боевого искусства, продолжаете закрываться от боя, значит, вы занимаетесь не своим делом. Выставляя дистанцию внутри себя, вы ухудшаете собственную реакцию, восприятие сути ситуации, и на серьезный успех при этом не стоит даже и рассчитывать. Чаще всего именно такая внутренняя дистанция является причиной преждевременных или наоборот запоздалых ударов.

Вступая в бой, его следует пропустить через себя, не закрываясь внутренне от него. У вас не должно вызывать страх то, что противник может оказаться к вам слишком близко. Для того чтобы вы смогли предугадать следующий удар соперника, верно среагировать на него, не стоит торопиться. Помните, что, попав во внутрь обороны соперника, у вас больше шансов нанести точный удар.

Подведем итоги

Данная статья призвана, главным образом, напомнить о сути боевых искусств, о которой сейчас часто забывают и без которой искусство боя становится поверхностным и безжизненным. К сожалению, в настоящее время многие о сути боя и искусстве его ведения даже не задумываются, стремясь лишь нарастить мышечную массу, научиться наносить сильные и болезненные удары и защищаться от ответных действий противника.

Конечно, данная тема не ограничивается представленной информацией, ведь большинство вещей следует открывать самому. На практике многое станет понятнее, но только в том случае, если практика будет осмысленна. Взрастить же на бедной основе свое мастерство едва ли получиться, подобно тому, как не добыть из яблока больше сока, чем содержится в нем.


На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector