33

Интервью с Китингом

ИНТЕРВЬЮ С КИТИНГОМ

Уродливую рожу Китинга знает каждый, кто интересуется ножами, поэтому представлять его не надо. Сейчас он является шефом компании «Combat Technologies» и остается одним из тех немногих учителей, кто соединяет западные боевые искусства с азиатскими. Ответы Китинга походят из нескольких источников, преимущественно не публикованных ранее — может, поэтому они кажутся такими интересными и «другими» (есть тут немного вульгаризмов, но, пожалуй, это лучше показывает его характер 🙂

-Истоки боя ножом?

-Тут имеется много противоречий. Вся Азия хочет быть той «первой», забывая об Испании. В Азии нет того, что в западном фехтовании называется «смысл острия» (естественно, они тоже умеют выполнять уколы, но это не их стиль боя). Их стиль — это разнообразнейшие порезы, но мир меняется, и колющие удары остаются самыми эффективными.

Так же, как клинок — это символ Азии, острие меча или ножа остается синонимом Испании, Греции или Рима, — наций, которые, как ни крути, завоевывали мир.

-Начала боя ножом в средневековье?

-У нас есть немецкие учебники боя стилетом еще с 1200 года, есть учебники испанские или французские ненамного моложе. А что есть в Азии? Мусаси… — да, но когда это было написано?

Однако меня интересует история применения оружия в Европе с того момента, когда перестали использовать доспехи, потому что тогда начали формироваться школы, которые меня интересуют.

-А это еще актуально?

Многие фанатики азиатских стилей сильно бы удивились, посмотрев эти старые учебники. Я, естественно, отбрасываю конный бой и специфические атаки противника в доспехе. Чтобы остановить того, кто пытается тебя убить, надо иметь доступ до 1-2 жизненно важных органов и, естественно, повредить их. Попробуйте сделать это порезом — экзамен сдают только уколы.

-Какой длины должен быть нож для быстрого «погашения» кого-то?

-В целом для этого хватит клинка длиной в 4,5 — 5 дюймов, однако, если мы встретим «зверя» больших размеров, с обильными запасами жира… — здесь минимумом будет 7 дюймов. Рекомендую проверенный нож Randal#1 с двойной гардой, а если кто-то хочет нож подешевле, то Cold Steel R1.

-Как выглядит на этом фоне твой Spyderco Chinook?

3 дюйма — это длина, достаточная для самообороны «на каждый день», но если мы имеем дело с большим, сильным «зверем», то надо что-то большее. Только не чересчур большое: я считаю, что длинный нож, вбитый в сильного зверя, будет действовать со слишком большой противосилой на запястье и предплечье, так, что просто вырвется из ладони. Пуля калибра 9 мм вызывает в теле серьезные травмы, но повреждение того же самого органа ножом вызовет в три раза большие последствия.

Повторю еще раз — если мы хотим кого-то остановить немедленно, в самообороне, или охотясь на 300 кг кабана, следует применять уколы. Они приводят к огромным внутренним повреждениям, и одновременно дают очень маленькое входное отверстие — мало крови… это «чистая» техника…

-А как же самурайские фильмы? Там после рубящих ударов противники падают, как мухи…

-Это из той же серии, что отлетание назад после того, как в тело попадает пуля — дерьмо из спецэффектов. Помните, какое-то время назад на Филиппинах, на выступлении президента Корасон Акино, какой-то идиот ворвался в толпу с ножом длиной с мою руку — чем-то вроде мачете. Начал рубить людей вокруг, как ненормальный. Его в конце концов остановили, были, естественно, раненые, но никто из них — тяжело. Вопреки распространенному мнению, человек — это кусок очень крепкого ублюдка, и его не так просто убить… хе-хе — порезом.

Европейские школы учат спокойствию, стратегии боя. Они учат, что выполнение одного колющего движения может закончить схватку. Филиппинцы зато используют в бою то, что называется «амок» и давно вошло в наш словарь. Определяет это слово такого долбанного идиота, который ведет себя так, словно ему только что подожгли задницу, кидается на всех с безумием в глазах и хочет только убивать. Естественно, это выглядит страшно, но превращает ли автоматически в непобедимого бойца? Их вариант боя — это безумие, соединенное с отсутствием контроля, целью которого является атака противника и шинкование его на мелкие кусочки.

-А самураи?

То же самое — мечутся вокруг, крича во все горло… — это совсем не то, что Европа. Там в бою задействуются абсолютно другие эмоции, разум чист и сконцентрирован, а каждое движение имеет смысл. Тут дают о себе знать культурные различия. Даже в использовании ножа.

Я считаю, что обратный хват — прекрасная и удивительно эффективная штука, но годится только для самообороны. Бой против человека с ножом, придерживая свой обратным хватом? Шутишь, наверное — я еще не рехнулся!

-Ты изучал Pekiti-Tirsia…

-Ага, понимаю — имеешь в виду, что там нож держится преимущественно в «сосульке», обратным хватом? Пекити — это хороший, быстрый стиль с прекрасными передвижениями и изменениями дистанции, но так же полный нереального дерьма. Я свое Пекити очень изменил. Еще раз — в самообороне обратный хват, пожалуй, самый лучший из всех. В клинче, захвате… практически везде, но в бою на ножах? Эй! Ты когда-нибудь видел, чтобы фехтовальщик держал свое оружие обратным хватом?

-Бой на ножах — это фехтование?

-Конечно! Практически каждая схватка начинается на дальней дистанции — вы кружите вокруг друг друга, проверяете, наблюдаете за движениями противника, как в Дестрезе. К сожалению, не все этому учат, только школы, к которым я отношусь с уважением, т.е. Kelly Worden и Hochenheim. Остальные кидаются резать запястья в выпаде.

Бой ножом — это создание иллюзии. Противник должен видеть только окончательный результат, а не то, как до него дошло. Это как на сцене — иллюзионист использует угол зрения, дистанцию, отвлечение внимания, чтобы скрыть способ, а нам показать только концовую «магию».

-Как в китайском кун-фу…

-Хе-хе… они так говорят, но бойцов создавать не умеют. Посмотрите на сан-шоу и его звезду Cung Le… там виден наш бокс и наша борьба, а где делось кун-фу? Они используют то, что эффективно, а этого много быть не может. Как сказал Сэр Ричард Бартон (тот, что от Нила), все люди одинаковы — у каждого две ноги и две руки. Каждый человек двигается на основе той самой матрицы, и не важно, кем он является — худым канадцем, или носильщиком из Африки. Техникам можно научить, но когда доходит до боя, все движения имеют один источник. Поэтому надо познать эти базовые механизмы движения, а не движения какого-то змея или журавля.

-ОК. У тебя, вроде, семейные традиции ножевого боя?

-Мой отец делал ножи, вернувшись с войны около 1950 г., когда в США об этом еще никто и не думал. Он выступал, показывая бой на ножах, и, естественно, научил этому меня. Я изучал не только кали и арнис, но массу времени отдал на то, чтобы научиться ножевым техникам, походящим из Европы, Мексики или арабских стран.

-А что ты думаешь о японских боевых искусствах?

-Этому можно учиться, но так по правде — дает ли это какую-то необычайную эффективность? Не лучше ли использовать инструменты, одним из которых является нож. Возьмем такого Ояму. Твердое карате, разбивал, что только было можно разбить, убивал зверей… ок, больных зверей, а в старости едва передвигался, и руки его напоминали камни, которые он когда-то разбивал.

Человек — это мыслящее существо, поэтому должен использовать инструменты, которые изобрел.

Я никогда не пойму корейских, японских или китайских систем. Это добровольное подставление своего тела под травмы… Мексиканцы называют это «Machismo». Ну, а японец делает себе харакири… Зачем себя калечить, или тем более умирать? Жаль бойца. Не лучше ли использовать соответствующий инструмент? Я себе просто представить не могу — тренироваться 30 лет только для того, чтобы выпустить себе кишки, или ввязаться в обмен ударами. Решительно предпочитаю западную философию боя.

-А Филиппины?

Здесь нет такой ментальности: «убью себя, чтобы убить его» (может, исключая мусульманских Моро), но это уже заслуга испанцев и их влияния — они оккупировали Филиппины 333 года. Иначе говоря, нет такого азиатского боевого искусства, которое когда-либо завоевало мир (разве что монголы, но они тоже использовали острие (лук и стрелы), меч был только дополнительным оружием). Филиппинцы, однако, гласят «святую правду», что сами являются источником своего боевого искусства, совершенно забывая про испанцев, а остальной мир им верит. Посмотри на меня — у меня 186 см роста и рыжие волосы, я хорош в ножах и палках, может, даже лучший, чем не один их «гуро», но люди меня игнорируют. Если бы у меня было 150 см роста и черные волосы, я был бы знаменитым мастером. На Филиппинах была своя аутентичная система, основанная, так же как в Малайзии и Индонезии, на разрушении палкой защиты противника и яростных ударах ножом, но в этом не было ничего особенного. Только по контактах с искусством испанским, голландским и португальским — что мы имеем? — мы имеем филиппинские боевые искусства.

-А Европа?

-Ну, это выглядит так — банг! и в тебе зияет дыра. Ты не знаешь, как она появилась, и даже не успеваешь об этом подумать, потому что уже мертв.

Я часто говорю студентам — одень маску! Мы берем оружие, расходимся на 12 метров, и я валю его между глаз до того, как он успевает заметить, что я двинулся. У меня 186 см роста, но дистанцию в 6 метром я могу преодолеть в мгновение ока. Это называется «летящая стрела». Люди просто не имеют понятия о кумуляции, о разгоне энергии, и о том, настолько это смертельно опасно. Поэтому они всегда в защитном снаряжении — пусть почувствуют на своей шкуре. Есть такое место у тебя между глаз, где не видно атаки с противоположного направления — так же, как «темная зона» в автомобильном зеркале, — именно это я и использую.

-Поэтому так трудно в боксе защититься от прямого удара…

-Да, — ты получаешь в лоб, и даже не понимаешь, как. Некоторые практики ножа говорят, что прямой укол подставляет нас под контратаку на запястье… Да, это правда, но если у тебя хороший тайминг, прямой укол превращается в смертельно эффективную технику.

-Кендо…

-Я изучал кендо в Японии. Никогда не любил связанного с ним крика. Проводишь атаку, и должен кричать. Через несколько минут ты уже забываешь о спокойствии — начинаешь возбуждаться, бесишься… Перестаешь думать, твои эмоции берут верх… Будь «крутым парнем», и не кричи.

-Я знаю, о чем ты думаешь. Наверное, поэтому Моника Селеш не выигрывает то, что могла бы — слишком много времени тратит на крик 🙂 ОК. Ты думаешь, что практики азиатских техник ножа недооценивают фехтования?

-Да, они просто не понимают, что если бы вышли против обученного западного фехтовальщика, то лучшей для них обороной было бы бегство. Я думаю, что если бы можно было учиться только одному боевому искусству, то это должно было быть фехтование. Не потому, что я недооцениваю другие БИ, а потому, что здесь «all in one», все в одном, и кроме того, все понятно и подкреплено наукой, а не мистикой. Если выбирать между искусством и наукой, то я выбираю науку. Тем более, если это касается боя. Восточные боевые искусства привязывают к обучению слишком много религии, духовности, а Запад подкрепляет геометрией, математикой и физикой — и это приносит успех в бою. Азиатский бой — это искусство, искусство, искусство… Подумай — духовные стимуляции очень трудно воссоздать, и даже если это удается, обычно они очень далеки от оригинала.

Например, Ван Гог — это искусство, его можно скопировать, но не возможно повторить его дух. Если что-то представлено научно, то это можно повторить так же, как ксерокопию. Ее качество зависит только от машины — тренера, и вида бумаги — ученика.

Азиатские искусства убивает еще и то, что необычайно важно для развития совершенного бойца — импровизация. Все подается в виде замкнутых правил, а мы знаем, что в жизни правил нет. Ну и еще и дурость в стиле: «Сегодня была замечательная тренировка — Икс сломал себе палец, а Игрек ногу». Подумай, зачем ты тренируешься — чтобы ломать себе кости?

-Что ты видишь интересного в филиппинских БИ?

-Мне нравится целостная идея движения, обучение переходам между техниками рук и работой ног, переходы от статики до быстрых движений, ну и, естественно, возможность тренировать палку, как ножевые техники. Я не в восторге от палки, это примитивное оружие — предпочитаю носить пистолет, или нож. Однако она дает удивительную возможность открывать мир движения, дистанций, уровней атаки.

Обходя тот факт, что стили Моро (мусульманские, с преобладанием стратегии) несравнимо более эффективные, чем Висаян, которые просто слишком хлипки, палка является универсальным инструментом. Почему? Потому что в ней есть 8-9 уровней скорости движения (а кроме того, скорость работы ног, движения плеч) — это все дает огромное количество комбинаций для отработки. Например, техники невооруженных рук имеют только 4-5 уровней скорости — настолько меньшему можно научиться, если работать только без оружия.

-Как выглядят занятия в твоей школе?

-Я воспользуюсь словами Реми Пресаса: В азиатских боевых искусствах твое обучение — это прямая линия. Ты поднимаешься вверх, познавая все более новые техники. В филиппинских БИ основа — круг, по которому ты движешься, усваивая новые знания. Работа ног, один нож, работа ног, двойной нож, дистанция, палка, работа ног, палка, нож — и так далее.

-Ты проектировал Hornet для MOD — что думаешь о ноже Ayooba?

-Мас был единственным, кто разработал цельный нож, а не складной фолдер. Он так же единственный пошел на бойню, и проверил на свиных тушах свой нож. Как с пробиванием? Не сломается ли он, уткнувшись в ребро? — теперь он знает, что нет, не сломается. На первый взгляд нож выглядит, как резак для бифштексов, но гарантирую — это НАСТОЯЩИЙ нож!

-Клинок plain или serrated?

-Plain, только plain. Конечно, «зубастые» лезвия оставляют мерзко выглядящие порезы, но могут так же зацепиться неожиданно за одежду, когда наносишь свой удар. Как нож для ежедневного использования, serrated слишком быстро тупится, а оказавшись где-то далеко от дома, его не так просто наточить.

-Известно, что многие хотели подраться с тобой на палках…

-Я — найффайтер. Палки для меня — тренировочное приспособление.

-Ты так же не захотел поехать к Dog Brothers…

-Их вклад в боевые искусства — это комментарии типа: «мужик, как получишь палкой — будет чертовски больно!» Я это знал, еще будучи ребенком, а теперь, когда мне 40… Молотить друг друга по башке, ломать пальцы — зачем? Да еще и бесплатно… — забудь!

-Как давно ты считаешь, что нож — это способ жизни?

-Я жил в Канаде… Когда-то в Ванкувер группа переростков хотела забрать у приятеля Trans Am. Пинки с разворота и разгон толпы в одиночку — это все фильмы с Брюсом Ли. Поймать ближайшего ублюдка, приложить ему нож к шее, сделать легкий надрез и объяснить, что если кто-то приблизится, то ваш засраный кореш получит дырку в шее — это действует, поверь мне. И намного эффективнее, чем пистолет — кровь действует на воображение.

Естественно, это иногда не срабатывает. Один из моих учеников, полицейский из Майами, имел однажды несчастье в этом убедиться. Ему сказали в ответ: «So fuck kill him». И здесь я учу — режь его через грудь… воткни нож в бедро… Этот клиент уже обезврежен, поэтому немедленно хватай следующего, закрывайся им, как щитом. К счастью, на второй раз это подействовало.

Это все не так трудно — они ведь хотят причинить тебе вред. А обучение технике выхватывания ножа и прикладывания его к чужому горлу занимает совсем немного времени…

-Какие органы ты атакуешь, как основные цели, в безвыходной ситуации?

-Горло, яремная ямка, печень, почки. Может, это и страшная тема для разговора, но если тебя атакует безумец, никогда не ограничивайся атакой одного органа — всегда выполняй двойные атаки в жизненно важные места.

Знаешь, я при себе каждый день ношу два Хорнета — один острый, как бритва, а другой с тупым клинком. Этот второй я использовал много раз, с самым печальным результатом для атакующего. Я умею сражаться ножом, и даже если он не слишком остер, все равно обладает страшной силой, практически уничтожающей противника.

-Какое оборудование ты используешь для тренировок?

-Есть сотни школ, в которых применяют всякое хай-тековское дерьмо, но все, что тебе надо — это фехтовальная маска и стилеты Santelli. Поножовщина — это не шахматы, тут должно немного поболеть.

-Говорят, что твои 3-дневные семинары ничего не дают…

-Дают. Сначала я учу базовым техникам, второй день — это ритм, тайминг, энергия… а третий — спарринги, причем алюминиевыми ножами. Слабаки уходят, бойцы приходят снова.

-Любимый нож?

-Один и только один — 5-ти дюймовый Randall#1. С этим ножом я могу выйти и против катаны, и на бейсбольбную биту.

-Любимая техника?

-Back cut. Происходит из восточно-европеского фехтования на саблях, и была практически не известна на Западе. Если ты овладел этой техникой, то защититься от нее практически нельзя, можно только убежать или застрелиться.

-Разоружения?

-В своей школе я учу, что это иллюзия. Это все 50% на 50%… может, удастся, а может и нет… Слишком все зависит от других элементов, чтобы получиться. Понятно, что если тренируешься 20-30 лет, то выглядит все совершенно иначе, но овладеть техниками разоружения противника за несколько лет тренировок невозможно.

-И что-нибудь на прощание…

-Никогда не говори, что носишь нож для самообороны. Даже приятелям и друзьям. Говори, что любишь иметь хорошо заточенные карандаши для работы, что ты сидишь на диете, и вынужден счищать шкурку с яблок и апельсинов, но никогда не говори, что носишь нож, как оружие.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector