227

Спорт и бой: в чем разница?

История Китая неразрывно связана с боевыми искусствами. Как в языке эскимосов есть десятки слов для обозначения различных состояний льда и снега, так и в китайском языке есть очень много терминов, относящихся к бою, которые трудно перевести на русский или какой-либо другой европейский язык, обычно приходится заменять их целыми описаниями. 

Одним из самых древних свидетельств существования боевых искусств является найденный в 1975 году во время археологических раскопок гребень времен династии Цинь (221 — 207 гг. до н. э. ), на котором изображена схватка двух человек. Фотографии этого гребня часто приводятся в китайских книгах по истории ушу и по сей день. После монгольского завоевания в 1279г. боевые искусства были запрещены, и ушу спряталось под маской театра, ибо в китайском театре много боевых пьес с изображением сражений. С то поры одной из отличительных особенностей ушу стало стремление к тому, чтобы движения выглядели красиво.

Как следствие, появились чисто показательные направления, не имеющие ничего общего с реальным боем. Китайская поговорка об этом говорит так: «кулаки летают — словно цветы в танце порхают, ноги бьют — словно вышивальные иглы снуют, движения красивые, но проку от них никакого». После изгнания монголов в народной среде пышным цветом расцвели «лэйтай» — «поединки на помостах». По праздникам в деревнях возводили деревянные помосты, на которых желающие могли меряться силами — как без оружия, так и с оружием. Такие поединки хорошо продемонстрированы в художественном фильме «Удан». Особых правил у этих боев не было, не рекомендовалось лишь использовать смертельные приемы, а также применять оружие по ходу схватки (то есть условились драться без оружия — деремся без оружия, условились на мечах — деремся на мечах). С этой традицией ничего не смогли сделать даже завоевавшие Китай в 1644 г. маньчжуры. После революции 1911 года в Китае вспыхнули междоусобицы, он распался на десятки автономных областей, которыми заправляли т.н. милитаристы. Они обычно были любителями боевых искусств и поощряли лэйтай, в которых принимали участие многие мастера из бывших тайных обществ, боровшихся против маньчжурской династии. В результате когда в 1928 году в Китае наконец образовалось центральное правительство, поединки на помостах получили и его поддержку, были проведены несколько лэйтай всекитайского масштаба, на первых из них присутствовал лично президент Чан Кайши, а в 1936 году китайская делегация продемонстрировала ушу на Олимпийских играх в Берлине. Так как об азиатских искусствах в то время в Европе мало кто слышал, то исполнение комплексов публика приняла за китайские танцы. 

Когда в 1949 году к власти в Китае пришли коммунисты, то ушу было объявлено феодальным пережитком, на его основе решили сделать новый вид спорта. Вначале был взят курс на соревнования по исполнению комплексов ( то, что сейчас называют «гимнастикой ушу»), но народ хотел зрелищ, и потому в марте 1979 года, следуя наступившему в стране буму ушу, «чтобы покончить с суевериями и мистикой, для проверки и развития практического опыта атакующей и защитной техники ушу, обогащения внутреннего содержания комплексов, укрепления понимания атак и защит, втягивания широких масс молодежи в занятия ушу, подъема уровня гимнастики ушу, всестороннего преемствования и развития такого культурного достояния как ушу» Госкомспорт постановляет разработать в трех центрах — Чжэцзянском провинциальном спорткомитете, Пекинском институте физкультуры и Уханьском институте физкультуры — спортивную форму соревнований по ушу, чтобы впоследствии распространить полученный опыт». После нескольких лет экспериментов с 1982 года начали проводиться всекитайские соревнования по ушу-саньшоу (спортивной форме единоборства в ушу). В 1988 году были проведены первые международные соревнования, и чтобы привлечь зарубежных участников, правила были изменены. Так впервые за всю историю поединков в Китае противники стали драться босиком. 

Итак, что же из себя представляет сегодня ушу-саньшоу? Бой проходит на квадратном помосте со стороной 8 метров, высотой 60 сантиметров. Поверхность помоста имеет мягкий настил. Вокруг помоста на ширину 2 метра разложено защитное покрытие толщиной 20-40 сантиметров. Никаких ограждений, канатов и т.п. нет. В поединке участвуют два спортсмена, бой происходит в полный контакт, на спортсменах одето защитное снаряжение (шлемы, жилеты, перчатки, иногда — футы и наголенники). Разрешены удары руками и ногами в голову, корпус, бедра и голени, а также броски. С целью безопасности запрещены серии ударов руками в голову. Чтобы стимулировать проведение бросков за счет техники, а не за счет силы, бросок не засчитывается, если он был проведен из захвата, длившегося более двух секунд. Победить можно нокаутом или по очкам. Два очка даются за серию приемов, сбивание противника ударом или броском на помост, удачную атаку в прыжке, из положения лежа на помосте или низкой подсечкой. Одно очко дается за те же действия, но не со столь результативным эффектом (например если противник от удара не упал полностью, но был вынужден упереться рукой в помост). По старым правилам за выкидывание противника с помоста давали чистую победу, теперь это оценивается в три очка. Запрещаются удары локтями и коленями, болевые и удушающие приемы. 

С точки зрения человека, привыкшего к кикбоксингу или каратэ, правила — более чем свободные: хочешь — бей, хочешь — проводи броски, хочешь — прыгай, хочешь — падай и атакуй с земли. Так и воспринимает их молодежь, потому ушу-саньшоу быстро распространяется по Европе и Америке. Однако старые мастера ушу отнеслись к ушу-саньшоу резко отрицательно. Давайте разберемся, почему. 

Во-первых, как сказал один из мастеров, «чтобы побеждать в саньшоу нужно заниматься боксом, а не ушу». В саньшоу дерутся в перчатках, что сразу существенно ограничивает возможные техники рук. А ведь в ушу помимо кулаков так же часто, если не чаще, применяют техники открытой ладони, в ряде стилей есть приемы выполняемые «когтями» или «рукой богомола». Значительную часть техники ушу составляет то, что называют «циньна» — болевые и удушающие захваты и заломы. В саньшоу все это запрещено. 

Во-вторых, в бою помимо длинной дистанции есть и короткая, на которой нужно бить локтями и коленями. Но именно эти удары запрещены правилами. 

В-третьих, хотя у помоста и есть края, что приближает поединок к реальным условиям, но все же его поверхность однородна. Реальный же бой может проходить в самых разных условиях, и потому во всех стилях ушу большое внимание уделяется выработке шага, точности постановки ноги, устойчивости перемещений. В спортивном поединке можно обойтись и без этого. 

В-четвертых, по правилам саньшоу бой ведется босиком. Тому, кто не учился специально бою в обуви, трудно понять насколько дико и извращенно выглядит бой босиком. При обучении удару босой стопой много времени уходит на умение правильно оттягивать пальцы, чтобы бить основанием пальцев стопы. Если вы попробуете так ударить в обуви с жесткой подошвой, то обнаружите, что удар получается скользящим. При бое в обуви используют другие точки приложения силы, потому сила идет другим путем, и чтобы направить по этому пути максимум силы нужна совсем другая техника удара! Таким образом даже с точки зрения техники нужно сразу решать — учишься ли ты реальному бою или бою на спортивной площадке. 

В-пятых, в реальном бою угроза может прийти с любой стороны. Потому во всех стилях ушу требуют вести постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, как гласит поговорка, «взгляд наблюдает восемь сторон, уши слушают шесть дорог». В спортивном же поединке противник всего один, если он пытается атаковать в запрещенную зону (то есть в наиболее эффективное с точки зрения реального боя место) то будет дисквалифицирован, а вам присудят победу. Таким образом, спортивный поединок не только не развивает нужных для реального боя качеств, но наоборот вырабатывает вредные и опасные для жизни привычки. 

В принципе список можно было бы продолжить, но на мой взгляд перечисленного уже достаточно. 

Поединки в традиционном ушу обычно назывались «саньда». Наиболее точный перевод этого названия —«неканонизированные удары». Тем самым саньда противопоставляется «дуйлянь» — парным комплексам, где все движения обоих партнеров предопределены заранее. Саньда — поединок не соревновательный, а тренировочный, он служит для приобретения навыков применения изученной ранее техники в реальном бою. В разных школах саньда тренируют по-разному, могут просто наносить удары не в полную силу, могут одевать плотную одежду (в северо-западном Китае с этой целью применяют ватники) и драться более жестоко. В любом случае участвующие в саньда осознают, что их цель — не доказать свое превосходство, а подготовить себя к реальному бою, потому здесь не возникает споров — прошел или не прошел удар: если я пропустил удар, мне незачем это скрывать. Можно спокойно применять удары по жизненно важным местам — не обязательно пинать в полную силу в пах, если удалось провести касание, то в реальном бою чуть более сильный удар выведет противника из строя, а в учебном он его заметит и так. Именно существование саньда вкупе с отсутствием спортивных ограничений и привело к тому, что за века своего существования ушу действительно стало эффективной системой подготовки человека к реальному бою. 

В свое время автор одной из статей на полном серьезе утверждал, что так как раньше спортивных поединков не было, то в традиционных боевых искусствах в поединке всегда один из участников погибал, и потому, мол, в традиционных боевых искусствах не могли оказаться отобранными действительно эффективные техники, а потому самым лучшим единоборством является кикбоксинг. Ну что ж, распространяемая средствами массовой информации история каратэ действительно могла дать повод для подобной гипотезы, но к Китаю она не применима — если ты не мог провести технику в саньда, то в реальном бою она тем более вряд ли пройдет, если ты не смог осуществить защиту в саньда — значит и в реальном бою попадешься на этот прием. Так появлялись мастера, в которых невозможно было даже попасть и которые могли указать противнику его место в «табеле о рангах» не причинив ему ни одного повреждения — все благодаря практике саньда. 

Однако сразу ставить человека в саньда бессмысленно — он просто не будет знать, что делать. Потому и сложилась традиционная схема подготовки: общее развитие, натренировывание базовых элементов, индивидуальная отработка приемов в комплексах, познавание применения приемов в парных комплексах, обучение реальному использованию приемов за счет практики саньда.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector