922

На чем построена Буза и почему считается русским боевым искусcтвом?

На чем построена Буза и почему считается русским боевым искусcтвом?

— Аллах акбар! — раздался позади дикий возглас.

Разведчик обернулся. Сталь ножа блеснула в свете луны. Уход влево, блок руки, подставка, поворот. Еще мгновение — и нож, как в масло, вошел в тело боевика. Солдат сделал шаг назад. Мертвый наемник опустился на колени и рухнул на землю.

За несколько минут до этого группа боевиков, спускавшаяся с гор, попала в засаду спецназовцев. Обстреляв наемников, бойцы спустились изъять у «духов» документы и оружие. Здесь-то на старшего разведгруппы и накинулся недобитый бандит.

— Юра, с тобой все в порядке? — спросил подбежавший товарищ.

— Да, все хорошо, — переводя дух, ответил он.

— Ловко ты его!

— Ладно, потом… — еще не отдышавшись, сказал Юра. — Уходим! Пока к ним подмога не нагрянула.

Конечно, за время службы Юрия Саблина в разведке случались разные вещи. Но именно после этого момента сослуживцы стали смотреть на его увлечения русским рукопашным боем немного по-другому.

— Как, говоришь, там твоя борьба называется, буза? — спрашивали его.

ЧТО ТАКОЕ БУЗА?

Видео: Буза в программе Военная тайна РЕН ТВ

В НАЧАЛЕ девяностых годов во многом благодаря широкому распространению зарубежных видеофильмов в нашей стране большой популярностью стали пользоваться различные боевые единоборства. Секции по каратэ, ушу, тэквондо, айкидо можно было встретить на каждом углу. Находившиеся в советские времена в подполье, с приходом гласности и перестройки они вылезли наружу. Не остались в стороне и те, кто предлагал заниматься исконно русскими боевыми искусствами: славяно-горицкой борьбой, спасом и многими другими. Каждый подросток считал своим долгом быть записанным в ту или иную секцию, чтобы впоследствии стать непревзойденным мастером.

Но, как говорили древние, «время лечит», и спустя всего несколько лет мода на боевые искусства прошла. Единоборствами стали заниматься не все подряд, а кто действительно этого хотел. Все-таки любая борьба — это не просто ряд приемов для драки, это прежде всего вера в себя, в своих друзей и вера духовная. Примерно на таких принципах основаны боевые искусства всех народов мира. В том числе и русские. В частности — буза.

Так что же такое буза? Это русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских словен и кривичей. До второй половины ХХ века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает в себя боевой пляс, способы боя с оружием и голыми руками. С помощью этой борьбы русские воины не раз выходили победителями из сражений с половцами, татаро-монголами, затем крестоносцами, поляками, шведами и так далее вплоть до наших дней. Даже с приходом советской власти, когда русское боевое искусство, объявленное пережитком прошлого, было практически уничтожено, элементы этой борьбы переняли другие боевые системы.

МОСКОВСКИЕ БУЗНИКИ

О БУЗЕ можно говорить очень много. Самое главное здесь, наверное, что обучать бузе заочно невозможно, поскольку это система, которая передается только при непосредственном живом общении. В частности, лично мне, по случайному стечению обстоятельств, удалось вживую посмотреть, как занимается этим удивительным боевым искусством группа людей, проживающих в Москве и Московской области.

С моим провожатым Алексеем Ивлеевым мы встретились рано утром на привокзальной площади. Он ждал меня вместе со своим другом Сергеем Ивановым. И пока мы ехали на электричке, ребята рассказывали о себе, о секции, и о тех людях, которые раз в неделю, по субботам, приезжают в один из подмосковных городков, чтобы вдоволь «побузить» и «наплясаться». Они пришли сюда разными путями, но общее было у всех: буза — это то, что всем им не хватало в нашей суетной и беспокойной жизни.

Больше всего моих собеседников в дороге мучил вопрос: приедет ли на занятия один из знатоков этой старой борьбы Григорий Базлов? Но об этом позже.

НА ЧЕМ ОСНОВАНА БУЗА?

На чем построена Буза и почему считается русским боевым искусcтвом?

БУЗА основана на трех постулатах: православная вера, обычаи и традиции, а также методика обучения, приемы, техника. Именно в такой последовательности формировалось и формируется мышление русского воина-рукопашника. Православная вера укрепляет характер человека, помогает не бояться смерти. «Ибо нет большего подвига, чем душу свою положить за други своя». Обычаи и традиция передают уклад жизни в семье, в воспитании детей, в отношениях между мужем и женой, трудовые навыки, то есть именно то, ради чего стоит жить.

Методика обучения, приемы и техника учат воина самому главному: как защитить себя, свою семью, свое Отечество, формируют особое мышление, помогающее выжить в любой ситуации. Ибо сам рукопашный бой призван помочь защитить веру, обычаи и традиции, то есть культуру нашего народа, все то, без чего он существовать не может.

В бузе как в русском рукопашном бое есть много элементов, свойственных боевому искусству: удары руками и ногами, броски (прихватки), болевые (заломы), удушающие приемы и многое другое. Опыт народа, накопленный веками, сохранялся и приумножался и в конце концов дошел до наших дней. В бузу на протяжении столетий бралось на вооружение только то, что поможет выжить в любой критической ситуации.

Как сохранилась такая богатая традиция русского рукопашного боя? Ведь никто из археологов или историков не нашел никаких документов, в которых бы описывались методика обучения, техника и приемы русского рукопашного боя. Нет книг по этой борьбе и сегодня. Эта традиция передавалась в артелях бойцов-кулачников. Из уст в уста, от сердца к сердцу, и исключительно людям, «для добра нарожденным». Корыстных и злых людей не обучали рукопашному бою.

Видео: Приемы самообороны Буза

Материалы по боевой технике бузы собирались и продолжают собираться в большой степени во время специальных этнографических экспедиций по деревням и селам Северо-Западного региона (Тверская, Новгородская, Вологодская, Псковская области), которые проводит кандидат исторических наук Григорий Базлов сотоварищи. Жители наших деревень — это не японские крестьяне из фильмов Курасавы. Это воины, солдаты и офицеры, пехотинцы, артиллеристы, разведчики, которые победили военную машину Германии, сражались с японцами и американцами. В общем, люди, знающие о войне не понаслышке. И здесь важно понимать, что с каждым годом носителей традиционной боевой культуры становится все меньше и меньше. В целом виде боевую традицию (техника, воинская этика, обрядность) узнать у одного человека уже не всегда возможно, поэтому приходится ее собирать, восстанавливать по частям. Приходится учитывать то, что за последние 70 лет предпринималось немало усилий по уничтожению самобытной народной культуры. Начиная с 20-х годов прошлого столетия за боевой пляс и рукопашный бой иногда и сажали.

ЕСТЬ ЛИ У БУЗЫ РОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ?

ДА, КОНЕЧНО, как и любое другое боевое искусство, буза имеет родственные системы. К ним можно отнести «спас», системы русского рукопашного боя Кадочникова и родовой стиль князя Голицына.

  1. Во-первых, система боя князя Голицына может считаться таковой на том основании, что вотчина князей Голицыных находилась на северо-западе России. Она являлась совершенным вариантом северо-западного боевого искусства и формировалась преимущественно на Псковщине и Новгородчине. Буза — ведь это тоже северо-западная система.
  2. Во-вторых, имеется большое сходство. И в-третьих, самое основное — часть приемов князей Голицыных теперь входит в бузу. Здесь необходимо пояснить, что в роду князей Голицыных, по семейным преданиям, всегда все мужчины были воинами, поэтому боевой опыт постоянно накапливался в княжеской дружине, дорабатывался и совершенствовался.

Князь и дружина находились в отношениях побратимства, ели вместе, тренировались, сражались. Несколько видоизменившись, замаскированная под дворовых людей дружина сохранилась в их родовой линии вплоть до революции. Боевые традиции рода Голицыных были очень богаты. Многовековой семейный воинский опыт последний потомок князей Голицыных Борис Васильевич Тимофеев-Голицын впоследствии передал двум ученикам — упомянутому выше Григорию Базлову и Дмитрию Семенову, которым посчастливилось учиться у князя. Не многие могли узнать в невысоком ветеране-инвалиде князя-воина, последнего носителя одной из лучших русских боевых систем.

Алексей Алексеевич Кадочников о бузе сказал следующее: «Нужно брать все лучшее, восстанавливая ту единую русскую систему боя, которая дала варианты боевых стилей, и то, что я даю, — и рукопашный бой князя Голицына, и буза».

НА ЧЕМ ПОСТРОЕНА БУЗА?

— ЕСТЬ четыре кита, на которых стоит буза: точность, правильность, сила и скорость. Это именно те слагаемые, по которым, как по ступенькам, можно добраться до вершин мастерства — так ответил мне на вопрос специально приехавший из Твери на занятия к московской группе один из немногих держателей секретов этой борьбы Григорий Базлов.

Мы встретили его недалеко от станции, когда шли по направлению к школе, где должна была собраться вся секция. Увидев наставника, мужики сразу заулыбались. Было видно, что они несказанно этому рады. Через несколько минут мы уже находились в спортзале, снимаемом ими в одном из

учебных заведений. Здесь находилась практически вся группа. Одетые в разные одежды — кто-то в камуфляже, кто-то в джинсах, кто-то в спортивных костюмах, а кто и в старой русской одежде — они стояли, образовав круг.

— Остальные подойдут позже, — сказал Григорий. — Присаживайтесь, посмотрите, как мы занимаемся.

Помолившись, ребята начали, как это и полагается, с разминки. В это время Базлов подсел ко мне и рассказал об основах обучения бузе.

В самом начале некоторым ученикам в течение одного года рекомендуется перестать самостоятельно заниматься силовой подготовкой (отжиматься, подтягиваться, качаться железом), то есть делать все то, что помогает достаточно быстро стать физически сильным. Это тяжелое испытание для многих. Данная работа относится к внутренней перестройке личности, благодаря которой снимаются очень многие внутренние зажимы, такие, как излишне напряженные мышцы, внутреннее желание очень быстро освоить те или иные приемы, боязнь проиграть из-за физической неподготовленности и многое другое. Именно в это время отсеиваются нетерпеливые, слишком вспыльчивые люди. Самое главное — в результате достигается состояние расслабленности тела и сознания, что очень важно при освоении своеобразной техники бузы.

Точность и правильность движений достигаются работой на сверхмедленных скоростях. Нужно не только точно попасть в уязвимую цель на теле противника, но и правильно нанести удар. Ученика обучают двигаться непрерывно, плавно, как бы перетекая с ноги на ногу (принцип непрерывности). Благодаря этому выстраивается общая культура движений. Ученику объясняют, что с партнером необходимо работать на одной скорости, то есть закрепляется принцип адекватности ответных действий. Позднее бои проходят на высоких скоростях.

Поразил очень существенный момент. Одним из наиболее важных способов передачи знаний являются сказки, в которых зашифрованы элементы бойцовского стиля. Да, именно старые народные сказки. При передаче знаний с их помощью происходит перестройка мышления бойца, привязка его новых знаний к ярким сказочным персонажам, известным нам с детства, и закрепление их с ассоциативными впечатлениями, полученными при разучивании новых принципов рукопашного боя. Например: не пустили в дверь, лезь в окно или через подпол. Расшифровка: ударил прямо, затем сбоку, а после в пах. Окно — это дыра в защите, дверь — направление фронтальной атаки, подпол — места ниже пояса противника.

Большим подспорьем в изучении бузы является совместное с занятиями рукопашным боем разучивание традиционных песен и плясок. Во время пения устанавливается дыхание. Петь необходимо в унисон, то есть отрабатывается слаженность. Во время пляса в паре отрабатываются сложные координационные движения, для которых необходимо чувство ритма, выносливость, ловкость и многое другое, что очень важно в бою.

Важную роль в подготовке бойца-рукопашника играют традиционные праздничные состязания, такие, как борьба на снегу, охотницкий бой, ножовщина и стеношные бои. И это лишь верхушка айсберга, составляющая методику русского рукопашного боя.

После вышесказанного картина начала понемногу проясняться. Увидеть, что представляет собой буза в реальном виде, захотелось еще сильнее. Тем временем группа размялась, и Григорий приступил к основным занятиям.

Первое, что вновь поразило: демонстрируемая техника бузы перекрывала по техническому разнообразию многие известные системы. Отрабатывая технику боя по отражению нападения противника с ножом в парах, ученики двигались с небольшой скоростью, четко оттачивая каждое малейшее движение. Интересно было и то, что на каждые действия у обоих спарринг-партнеров было несколько вариантов ответных действий. Но установка тренера не давала этого сделать. Поэтому через несколько повторов группа перешла к следующему учебному вопросу.

Что гравится в этой борьбе?

Видео: Вин Чун против Бузы

БОЛЬШЕ всего удивляло разнообразие собравшегося на занятии народа. Здесь были и бывшие спецназовцы, и обычные мальчишки, еще не служившие в армии, и даже те, кто по состоянию здоровья не был годен к службе. И дрались они на равных. Захотелось спросить у каждого: что нравится им в этой борьбе, что притягивает, как она повлияла на жизнь?

Владислав Костенко, в прошлом выпускник Саратовского военного института внутренних войск, прослуживший не один год в спецподразделениях Отдельной дивизии оперативного назначения внутренних войск, участник боевых действий, ответил так:

— Когда занимался рукопашным боем, внутри была какая-то злость, сейчас она прошла, осталось только чувство опасности. Здесь необходима внутренняя духовная работа, стержень которой — служение Отечеству.

Выпускник Киевского ВОКУ спецназовец Алексей Ивлеев ответил по-другому:

— Буза близка к системе Кадочникова, но здесь нет строгих правил и определений, приемов, а есть принципы движения и тактики ведения боя. К тому же она способствует воспитанию стремления к победе.

Согласен с ним и один из участников ансамбля «Казачий круг» Сергей Прохоренко:

— Движения здесь плавные, но не сковывающие. Очень много русских традиций.

— С помощью этой борьбы можно победить противника, не причиняя ему особого вреда. К тому же в бузе очень хорошо проявляется индивидуальность, — добавил Сергей Иванов, занимающийся ко всему прочему не один год айкидо.

Юрий Серов на мой вопрос сказал следующее:

— Борьба эта — часть культуры и должна присутствовать в воспитании мальчишек. Эта система не учит человека быть злым.

Продолжил разговор бывший разведчик Юрий Саблин, недавно вернувшийся из армии:

— Буза сплачивает людей. Заставляет помогать друг другу, заботиться. Учит находить верные решения в нестандартных, постоянно меняющихся ситуациях, не теряться, не зажиматься, а действовать.

БУЗА — БОЕВОЙ ПЛЯС!

Видео: Буза — техника боя

ЧТОБЫ группа немного развеялась и отдохнула, а также для поднятия боевого духа после отработки приемов в парах тренер предложил сплясать. Ученики встретили его предложение бурной овацией. Построившись в круг, под звуки русских народных инструментов мужики затянули песню, в это время в центре, сменяя друг друга, по очереди начали танцевать вприсядку.

Боевой пляс вприсядку был распространен по всей Руси. Изначально техника приседаний существовала в двух проявлениях: как способ боя и как боевой танец. Способы боя вприсядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. В пеших схватках бой вприсядку был актуален для воина, упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. В уличных драках на укатанном снегу бойцы часто поскальзываются и оказываются на уровне «ползунка», откуда удобно бить и особенно подсекать стоящего на скользком противника. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоёмкой, поэтому её применяли как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой, хорошо известной сейчас по современным (не выдуманным) системам русской борьбы.

Необходимые специфические для такой манеры боя двигательные навыки, особенно выносливость и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях. Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, естественно, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов. Стоя удары наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием (его, безусловно, тоже пускали в ход). Именно поэтому в пляске вприсядку работе ногами уделяется больше внимания.

Боевой пляс вприсядку был унаследован и Красной Армией. Правила смотров и состязаний остались неизменными, правда, движения были сильно «причёсаны». Другое дело — пляски на праздниках и на фронте. Это была не только тренировка тела и повторение способов боя, трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо-богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор. Не случайно Твардовский посвятил целую главу гармони и пляске на фронте в повествовании о Василии Теркине.

Видео: Буза — Документальный фильм

Безусловно, когда плясать приходилось в снегу или грязи, то прыжки и «ползунки» не делали, оставались лишь приемлемые для обстановки коленца, но дух боевого пляса, воинский задор не убывали. Пляской разминали затёкшие в окопах ноги, грелись на морозе, снимали предбоевое напряжение.

…После пляса настроение в группе стало совсем другим. Во-первых, все немного растряслись, раззадорились и были готовы к новым испытаниям. Во-вторых, по словам ребят, после таких танцев многочасовая усталость прошла мгновенно, как будто ее и не было.

Следующим этапом подготовки был спарринг. Вот здесь-то каждый и смог показать, на что он способен. В принципе это был тот же самый боевой пляс, только не в одиночном исполнении, а в парах. Снова зазвучала музыка, и бойцы схватились в борьбе. Только движения не были такими медленными, но и не стали грубее. Плавно делая одно движение за другим, удар за ударом спарринг-партнеры продолжали драться, сменяя друг друга. Так же, как много лет назад на фронте и в тылу, в деревнях и станицах это делали настоящие русские мужики.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

— НУ, КАК вам? — спросили меня «бузники» в перерыве между занятиями.

Увиденное действие удивляло и радовало. Но почему-то создавалось впечатление, что подобное где-то уже было. Да, точно.

— По-моему, очень похоже на капоэйру. Только вместо негритянских ритмов — русские народные. А так движения очень схожи.

Оказалось, что в этом я не ошибся. Буза действительно похожа на бразильскую народную борьбу, которая, в отличие от нашей, более разрекламирована благодаря видеофильмам и передачам на телевидении.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector