Развитие координации и ловкости

29_1.jpg

Расширение координационных возможностей фехтовальщиков мы видим в формировании у спортсмена основ специализированной ловкости.

Ловкость по праву считается королевой двигательных качеств фехтовальщика: чем выше ее уровень, тем больше шансов у спортсмена добиться высоких результатов. Она понимается как способность человека выполнять различные двигательные действия в дефиците времени и согласно возникшей ситуации, успешно решать сложные, неожиданно возникающие двигательные задачи. Основная черта ловкости проявляется в быстром приспособлении двигательных действий к изменяющимся требованиям окружающей среды.

Принято различать общую и специальную ловкость.

Общая ловкость проявляется в широком диапазоне двигательных действий, не связанных со спецификой конкретного вида спорта (в нашем случае — фехтования). Это могут быть спортивные и подвижные игры, различные упражнения, связанные с экстренным двигательным приспособлением к изменяющимся условиям.

Специальная ловкость проявляется в освоении и вариативном применении специально-подготовительных упражнений (вызванное ситуацией изменение ритма передвижений, управление оружием при переключении от одного приема или действия к другому).

Сначала несколько исходных посылок, в основе которых мысли H.A. Бернштейна.

1. Ловкость и координация совсем не одно и то же. Можно быть координированным, но не ловким. Например, фехтовальщик легко осваивает технический прием, и в стандартных ситуациях его движения точны и координированны; но при неожиданном изменении условий взаимодействий и необходимости быстро решать возникшую двигательную задачу, он теряется.

2. Для ловкости характерна двигательная находчивость, маневренность, упражняемость и способность принимать экстренные решения.

3. От ловкости зависит быстрота двигательного научения в тех видах деятельности, которые требуют быстрого принятия решения и переключения от одних действий или способов выполнения к другим.

4. Фехтование имеет дело прежде всего с ручной ловкостью.

5. Ловкость, как и координация движений, всегда индивидуальна. Можно говорить о различных индивидуальных типах ловкости.

6. Чем разнообразней координационные возможности спортсмена, тем шире диапазон ловкостных реагирований при возникновении экстремальных ситуаций.Ловкость является комплексным качеством, включающим различные психомоторные проявления. Именно в силу этой синтетичности при переносе ловкости как качественной характеристики фехтовальщика следует учитывать пространственно-временные признаки технико-тактических ситуаций и смысл решаемых задач. Поэтому для ее развития очень важно подобрать такие специально-подготовительные упражнения, которые соответствуют сути фехтовальных взаимодействий.

Методика совершенствования координационных способностей, с нашей точки зрения, заключается в подборе упражнений как игрового, так и фехтовального характера. Для развития координации важно не создание необычных и неожиданных ситуаций, а приучение спортсмена управлять своими движениями в соответствии с поставленной двигательной задачей, согласовывая размер, время и ритм выполнения движения. Например, выполняя в индивидуальном уроке сближение с тренером, фехтовальщик получает задание перехватить обобщающей защитой контратаку и нанести укол в плечо. Сложность этого упражнения состоит в координации работы ног (продвижение вперед небольшими шагами и своевременная остановка), вооруженной руки (перехват нападения тренера в момент остановки и выпрямление вооруженной руки) и выполнение завершающего шага с нанесением укола в плечо (соизмеряя при этом глубину шага с дистанцией) . Но сама по себе задача не является неожиданной.

29_2.jpg

Методика совершенствования ловкостных способностей также предполагает использование игровых и фехтовальных упражнений. Однако в этом случае спортсмен ставится перед необходимостью быстро решать неожиданно возникшую двигательную задачу. При том же задании, тренер может варьировать характер нападения и свои последующие реагирования; может вообще действовать иначе в расчете на экспромтное (ловкостное) реагирование спортсмена.

Неправильное обучение приводит к ограниченности координационных и ловкостных возможностей управления боевыми действиями и, в ряде случаев, просто исключает возможность достижения фехтовальщиками высокого результата.

Еще на этапе начальной специализации после освоения фехтовальщиком правильных передвижений в фехтовальной стойке следует расширять координационные возможности работы ног и вооруженной руки, позволяющие подготовить спортсмена к решению предстоящих тактических задач. Время от времени ставить их в такие условия, когда они должны мгновенно реагировать на изменение ситуации (например, удлин-няя или укорачивая нападение).Например, сформированный у большинства юных, а позднее и взрослых фехтовальщиков навык равномерной, размеренной постановки ног при шаге вперед (в общем-то биомеханически вполне обоснованный и регулируемый теми же механизмами, которые управляют движениями ходьбы и бега) ограничивает возможность дальнейшего совершенствования спортсменов, т. к. при выполнении атаки шаг вперед и выпад с ускорением необходимы мягкое осторожное движение впереди стоящей ноги и затем максимально быстрая подстановка сзади стоящей; в тактическом смысле при выполнении шага вперед каждая нога имеет свою задачу:

— движением впереди стоящей ноги спортсмен старается ввести противника в заблуждение или «разведать» его намерения; при выполнении полушага фехтовальщик незначительно продвигается вперед, но стремится создать у противника представление о глубоком продвижении;

— подстановка сзади стоящей ноги — это уже решение, поэтому она и должна быть быстрой, чтобы застать противника врасплох;

— при выполнении комбинации скачок выпад-выпад быстрая подстановка необходима при переходе от одного выпада к следующему.

Опытные тренеры знают, что одноопорная фаза шага вперед (именно при подстановке сзади стоящей ноги) является удобным моментом для выполнения противником встречного нападения. Попытка перехода из одноопорного положения к экстренному отступлению обычно сопровождается отклонением туловища назад и хаотическими попытками обороняться. Единственная возможность избежать неожиданного нападения на шаг вперед — быстрая подстановка сзади стоящей ноги или отход назад с полушага (вместо движения вперед сзади стоящая нога делает движение назад).

Особенно это характерно для фехтования на саблях. Поэтому передвижения саблистов похожи на фейерверк шагов, когда каскад маленьких сменяется вдруг мгновенной паузой или залпом полувыпада, позволяющим сблизиться с противником; когда ложный полушаг вперед выполняется так быстро и так убедительно, что противник просто вынужден на него реагировать. Но это и есть та координация, которая позволяет спортсмену проявлять двигательную ловкость.

Сформировать такую координацию шагов совсем нелегко, и помехой этому является сама Природа спортсмена. При некотором изменении внешней формы движения спортсмену удобно сохранить привычную равномерную ритмику шага, и если тренер не обращает на это внимание, то такая ритмика и закрепляется.Эти же требования относятся и к координации движений вооруженной рукой. Например, при выполнении атаки с выпадом, в зависимости от тактической задачи, спортсмен должен уметь выполнять укол (удар) по меньшей мере в трех режимах: с опережением рукой маховой ноги, одновременно и с некоторой задержкой выпрямления руки в укол или удар; последний режим нападения особенно эффективен, если для противника характерно раннее защитное реагирование. Обучать спортсмена вариативному выполнению приема в зависимости от условий взаимодействий имеет смысл начинать еще на начальном этапе и не прекращать никогда (до тех пор, пока спортсмен не прекратит свои занятия фехтованием).

В результате развития координационных и ловкостных способностей управлять технико-тактическим

действием в условиях конфликтных взаимодействий фехтовальщик имеет возможность:

1) своевременно осуществлять выбор:

— момента начала действия, согласовывая его с предварительной подготовкой, дистанцией, действиями противника или возникшей боевой ситуацией;

— продолжительности действия, согласовывая его с реагированиями противника или собственными замыслами;

— момента завершения действия, исходя из реакций противника, дистанции, возникшей боевой ситуации;

2) противодействовать помехам противника, сохраняя точность действий при выборе дистанции, управлении оружием и выполнении завершающего укола;

3) инициативно создавать помехи противнику:

— для нейтрализации прессинга с его стороны;

— для вызова к завершению нападения или раскрытия им своих замыслов;

— для снижения точности и своевременности его действий;

4) обеспечить тактическую взаимосвязь между:

— подготовкой и основным действием;

— подготовкой противника и собственными действиями;

— действием первого и второго намерения.

Таким образом, расширение диапазона координационных возможностей техники управления оружием и передвижений позволяет развивать такие координационные способности, которые обеспечивают точность и своевременность выполнения действий, их экономичность и стабильность. Однако этот процесс не замыкается только техникой, он непременно приобретает тактический смысл. Ловкость, как высшее проявление координационных способностей, не может быть только двигательной, она становится обязательным составным элементом для успешной реализации тактических замыслов.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code