Развитие специализированных умений юных фехтовальщиков

38_1.JPG

Формирование умений. Процесс обучения и тренировки фехтовальщиков происходит таким образом, что спортсмен, по мере своего совершенствования, овладевает двумя видами умений: умением выполнять конкретный прием и умением применить его в поединке — технические и тактические умения.

Формирование этих умений (как в общем-то и любых других) связано с выделением трех компонентов обучения: ориентировочным, исполнительным и контрольным.

Ориентировочный компонент предполагает ознакомление фехтовальщика с заданием. Совершенно обычный факт. И, как было описано выше, это ознакомление включает объяснение и показ. Однако важно не просто объяснять, но выделять в объяснении звенья техники или основные опорные точки (ООТ) приема и, таким образом, создавать ориентировочную основу действия (ООД).

Такое краткое объяснение «по точкам» позволяет спортсмену быстрее понять, как следует выполнять прием (основные положения и движения, ритм исполнения), и по возможности осознать его смысл.

Ознакомление фехтовальщика с ООТ — это не только путь к осознанному обучению, но и путь, следуя которому, риск совершить значительную ошибку в обучении невелик.

Как все происходит? Тренер на основании своего опыта и анализа выделяет в приеме те наиболее важные положения и движения («точки») туловища, вооруженной руки, ног, которые становятся для спортсмена опорными и по которым он может сам контролировать правильность выполнения. В этом случае спортсмен становится активным соучастником всего процесса обучения.

Сначала тренер объясняет и показывает прием, подчеркивая при этом, на какие ООТ фехтовальщику следует обратить внимание. Попутно он может рассказать (а иногда и спросить спортсменов), для чего и когда этот прием следует применять в поединке.

Затем тренер может поступить двояко (мы упоминали об этом выше):

— снова показывает прием, а спортсмены вслух указывают ООТ;

— просит кого-либо из фехтовальщиков показать прием, а остальные, опираясь на ООТ, исправляют его ошибки; т. к. эта процедура может повторяться 5 — 6 раз, фехтовальщики многократно проговаривают вслух ООТ и запоминают их.

Не следует думать, что выделение и разучивание ООТ плод теоретических измышлений или фантазии. Этот прием уже много лет используется в практике, и его эффективность была неоднократно доказана.

Например: ООТ фехтовальной стойки и шага вперед.

Ступни — перпендикулярны; расстояние 1,5 — 2 следа; на линии боя.

Колени — над сводом стопы.

Ноги — полусогнуты; расстояние во время передвижений не меняется.

Туловище — слегка развернуто, прямо, ОПТ между ступнями.

Вооруженная рука — полусогнута, предплечье параллельно полу.

Локоть— свободно опущен (от локтя до острия оружия.— одна плоскость или линия); расстояние от бока — 10—15 сантиметров.

Пальцы: большой — сверху, указательный — под ним снизу; остальные — охватывают рукоять оружия; оружие— в пальцах, «как птица», острие— в грудь противника.

Плечи — опущены, свободны.

Голову держать ровно, свободно (сверху, как «полководец на холме»).

Невооруженная рука — несет воображаемый бочонок пива… для папы.

Выполнение шага.

Ноги — впереди стоящая выполняет шаг вперед и ставится с пятки на всю ступню; потом сзади стоящая подставляется с носка на всю ступню.

Туловище развернуто, избегать колебаний вперед-назад, вверх-вниз.

Координация: толчок сзади стоящей — шаг впереди стоящей — подстановка сзади стоящей ноги.

Хорошо бы приучить спортсмена внутренним взором как бы просматривать по ООТ свое положение в стоике и на выпаде, а также прочувствовать его и правильность выполнения передвижений, приемов нападения и обороны.

При совмещении ООТ положений фехтовальной стойки, выпадов с движениями шагов, выпада, броска и вооруженной руки при выполнении укола или защиты, создается ориентировочная основа приема, которая представляет совокупность всех точек, отвечающих за правильное его выполнение, включая фазы движения и ритм.

Таким образом, ориентировочный компонент обучения направлен на создание зрительного и смыслового образа приема.

Исполнительный компонент включает многократное повторение упражнений для качественного «перевода» зрительного и смыслового образов в чувственный. В этом длительном тренировочном процессе «повторений без повторения» непрерывно происходят качественные изменения в лучшую или худшую сторону (если тренер спешит и не замечает ошибки учеников). Эти изменения связаны с формированием правильной или неправильной координационной структуры выполнения приема.

38_2.jpg

Правда, попытки молодых тренеров корригировать сразу все неточности в положениях и движениях новичков тоже не приводят ни к чему хорошему. Новички просто не в состоянии выполнять сразу все правильно. Следует сознательно на некоторое время «не обратить» внимание на второстепенные ошибки и неточности выполнения, акцентируя внимание на главных. И только по мере их устранения переходить к исправлению следующих.

Большое значение для обеспечения эффективности этого процесса имеют подсказки тренера, которые должны помочь прочувствовать ритмическую и пространственно-временную структуры приема. Одни подсказки традиционны и используются многими поколениями тренеров, другие рождаются в процессе работы при непосредственном взаимодействии спортсмена с тренером.

К примеру, типичной является подсказка для выработки правильных ощущений держания оружия: «держать его в пальцах, как птицу: так крепко, чтоб не улетела, но так осторожно, чтобы не задушить»; или ощущение «падающего» вниз плеча при выполнении укола. Главное, чтобы подсказки были близки и понятны ученикам.

Эффективность этого этапа формирования умений зависит от:

— правильности и стабильности зрительного образа приема или действия, который имеет тренер и по которому он «строит» прием своего ученика. Наученный в прошлом неправильно, не имеющий возможности (не желающий или неспособный) в дальнейшем изменить свои представления о технике с помощью наблюдения за индивидуальными уроками тренеров высокой квалификации (непосредственно или по видеозаписям), такой тренер вряд ли способен добиться положительного результата, т. к. он невольно, но целенаправленно будет «продуцировать» у своих учеников плохую технику;

— правильной последовательности обучения;

— того, насколько фехтовальщики могут сосредотачивать свое внимание на ООТ приема при его многократном повторении;

— терпеливости и настойчивости тренера.

Контрольный компонент, как и следует из его названия, состоит иногда в нудной, иногда в творческой работе, направленной на поправки, которые делает тренер при выполнении спортсменом приема или действия.

Занудные поправки обычно технического характера — это многократное повторение одного и того же, например: «опусти плечо» или «убери локоть». Они делаются по закону поговорки «капля камень точит».

Творческие поправки — это те, которые направлены на решение тактических задач. Связанные часто с фоновым уровнем Е, они стимулируют мышление и артистизм спортсмена.

Группы технико-тактических умений и этапы их формирования. Посмотрим на этот процесс несколько иначе и мы обнаружим в арсенале боевой деятельности фехтовальщиков три группы технико-тактических умений.

Они формируются последовательно с первых «шагов» этапа начальной специализации, обогащаясь в периоды углубленной специализации и спортивного совершенствования тактическим разнообразием.

1. Умения, которые могут быть описаны достаточно строго в форме предписаний для тренера и спортсмена (например, по опорным точкам). Это прежде всего:

— основные положения (стойка, выпад, позиции) и движения фехтовальщиков;

— технические приемы, выполняемые в строго обусловленных ситуациях;

— преднамеренные действия.

2. Умения вариативно-алгоритмического характера. При формировании этих умений тренер действует двояко:

— в одних случаях он обучает спортсмена правильно действовать в стандартных тактических ситуациях, например, фехтовать на границе дорожки, в условиях дефицита времени против левшей или постоянно нападающих противников;

— в других случаях он намеренно стандартизирует ситуации и диапазон технических приемов (как к примеру это делают некоторые представители «сенсомоторного» направления), облегчая таким образом спортсмену задачу сближения с противником или противодействия его нападениям.

3. Умения вариативного характера, позволяющие фехтовальщикам успешно ориентироваться и действовать в неожиданно возникающих ситуациях, осуществлять разнообразную тактическую игру.

Они развиваются на этапе спортивного мастерства и взаимосвязаны с опытом и индивидуальными особенностями спортсменов введении тактической борьбы.

Формирование этих групп умений происходит постепенно и последовательно: в структуре одного умения закладываются основы для развития умений следующего этапа. Если тренер учит выполнять только отдельные действия, но не учит их применять в изменяющихся ситуациях, при взаимодействии с противником либо в ситуациях приближенных к бою, то это может привести к тому, что «фехтовальщик, хоть и способен «красиво», точно и быстро выполнять эти пред-

писанные действия, в реальном бою не в состоянии ни защититься, ни нанести противнику укол» .

Таким образом, по мере развития этих умений происходит формирование тактического мастерства. В свою очередь, обучение тактике спортивных единоборств связано с формированием умений переходить от интуитивного решения конкретных тактических задач к решениям, в основе которых лежит понимание закономерностей тактической борьбы.

Попробуем несколько схематизировать многолетний процесс формирования тактических умений, выделив в нем несколько этапов.

I этап направлен на ознакомление

— с информативными признаками и тактическим смыслом действий нападения и обороны;

— с тактическим смыслом различных подготавливающих действий (передвижений, нападений, угрожающих движений оружием, нападений прямой рукой, обоюдных нападений);

— с тактическим смыслом типичных стилей ведения боев: активного, наступательного или оборонительного, выжидательного.

Объем работы зависит от квалификации и возраста спортсменов.

Спортсмены и тренер осуществляют поиск пространственно-временных и двигательных ориентиров (ощущений) правильного действия. Работа трудная, но интересная.

II этап предполагает ознакомление со способами решения этих тактических ситуаций и умение

— выделять информативные признаки в действиях противника, т. е. отвечать на вопрос с какой целью противник выполнил конкретное подготавливающее действие, как он реагирует на помехи оружием;

— определять типичные тактические ситуации и признаки, по которым они узнаются:

а) ситуации преследования (один из фехтовальщиков стремится все время атаковать);

б) ситуации взаимного активного маневрирования (борьба за инициативу);

в) ситуации выжидания (фехтовальщик использует технические и тактические ошибки противника) .

III этап включает умение решать конкретные тактические задачи, характерные для типичных тактических ситуаций преследования, взаимного маневрирования, выжидания, а также ознакомление со способами управления действиями противника:

— вызов противника к выполнению определенного действия;

— вызов к нападениям в определенный сектор;

— вызов противника к укорочению нападения или, наоборот, к выполнению многотемповой атаки.

IV этап направлен на формирование умения противодействовать подготовке противника и его нападениям и решать тактические задачи, с которыми спортсмен ознакомился на предыдущем этапе; а также на ознакомление со способами решения тактических ситуаций:

— ограничение маневра противника, подавление его активности, захват инициативы;

— проведение дистанционной игры;

— ограничение действий противника средствами нападения или обороны;

— проведение собственного прессинга противника.

Тренер осуществляет выбор тех методов, которые более отвечают индивидуальности спортсмена, его склонностям к двигательной или интеллектуальной инициативе и быстроте принятия решения в дефиците времени.

При выборе конкретного способа тренер многократно апробирует со спортсменом тактическую ситуацию. Сначала, конечно, в наиболее упрощенной форме, а затем все более повышая уровень сложности.

V этап формирует умение

— действовать в боях с противниками различных стилей деятельности;

— противостоять внешним и внутренним сбивающим факторам;

— управлять действиями противника:

а) учитывая его автоматизированные реагирования на угрозу нападения;

б) учитывая вероятность его поведения при выигрыше или проигрыше схватки;

в) используя его реакцию на помехи или неудачу;

г) учитывая его темперамент, особенности сенсо-моторных реагирований, интеллекта.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code