Каратэ в СССР
После демонстрации техники каратэ на Токийской Олимпиаде, в 1964 году, каратэ до получило бурное развитие не только в Японии. В СССР этот вид единоборств «завезли» иностранные студенты, обучающиеся в советских вузах, сотрудники зарубежных фирм, советские специалисты, работавшие и жившие за рубежом, овладевшие там основами каратэ. На волне популярности в разных городах стали возникать группы людей, изучающие каратэ, часто лишь по рукописным книгам и пиратским видеофильмам. Самая первая газетная статья о каратэ в СССР появилась в 1963 году в газете «За рубежом».
К числу «пионеров» советского каратэ следует отнести Тэцуо Сато, Хасимото, Александра Подщеколдина, Владимира Ковалева, Ако Таулуева. Они начинали преподавать каратэ еще в начале 60-х годов. К ним присоединились Алексей Штурмин, Александр Танюшкин, Юрий Вдовин, Георгий Синицкий, Герман Попов, Илья Гульев, и др.
Одна из первых секций каратэ в Москве открылась в 1969 году на базе подросткового клуба «Фрунзенец», который имел несколько филиалов, секций и групп. Первым их тренером стал Алексей Борисович Штурмин, аспирант Всесоюзного научно-исследовательского института водоснабжения и гидрогеологии. На базе его секции зародилась Московская федерация каратэ до. Одним из ярких учеников А. Штурмина в те годы стал московский таксист Т. Касьянов. Он случайно подвез своего будущего тренера до дома и, узнав из рассказов пассажира о каратэ, вскоре появился в спортивном зале. А к концу 70-х годов эти люди стали легендой.
В 1977 году возникла идея создания Центральной школы каратэ до. Когда в школу А. Штурмина и Т. Касьянова объявили открытый набор, в очередь выстроилось более 10000 человек, а выбрать надо было всего 50.
По официальным данным в СССР в конце 70-х занималось каратэ 6 миллионов человек. Еще столько же занималось подпольно. Ажиотаж был огромным.
Благодаря усилиям актива, сплотившегося вокруг А.Б. Штурмина, 13 ноября 1978 года появилось распоряжение ЦК КПСС «О создании Комиссии по развитию каратэ до при Госкомспорте СССР), в которую входили А. Штурмин, И. Гульев, Г. Синицкий, Т. Касьянов.
В ноябре того же года был издано распоряжение Спорткомитета СССР «О развитии борьбы каратэ в СССР».
В декабре 1978 года была создана федерация каратэ СССР. Председателем федерации избран В. Куприянов, его заместителем А. Штурмин. Федерация провела первую Всесоюзную аттестацию тренеров по каратэ.
Самые сильные школы каратэ в конце 70-х работали в Москве, Ленинграде, Таллинне, Челябинске. Первым обладателем черного пояса в Ленинграде стал Е. Галицын, ставший позже членом тренерского Совета сборной СССР по каратэ.
В этом же году представительная делегация японских мастеров каратэ, возглавляемая Масаюки Хисатака, провела несколько показательных выступлений в Москве.
Весной 1979 года на базе Дворца спорта «Труд» на Цветном бульваре г. Москвы открылась Центральная школа каратэ до, которую возглавил А. Штурмин. Старшим тренером стал работать Тадеуш Касьянов. Тогда же было решено, что Владимир Томилов будет назначен старшим тренером ЦСКА по каратэ до и там откроется большой филиал школы. Впоследствии отделение ЦСКА стало второй сборной командой г. Москвы.
В апреле 1979 г. в Таллинне (Эстония) был проведен 1-й Всесоюзный судейский семинар и официальная встреча между командами Таллинна и Москвы.
26-27 мая 1979 года состоялся международный турнир на Кубок Таллинна.
10 августа 1979 года Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР издан Приказ № 894 об официальном развитии каратэ, утверждены правила соревнований по каратэ и разрядные требования, введенные в Единую Всесоюзную спортивную классификацию с 1 января 1980 года.
В 1979 году прошел первый чемпионат г. Москвы по каратэ до, на котором присутствовал сэнсей Масаюки Хисатака. В соревнованиях приняли участие 205 сильнейших каратистов города.
В этом же году, 29 декабря, первое Всесоюзное первенство по каратэ прошло в Таллинне. Победителями в своих весовых категориях стали: Камиль Мусин («Труд», г. Москва), Ивар Неэмре (Таллинн), Олег Кириенко («Буревестник», Белоруссия). Приз за самую красивую победу получил ленинградец Владимир Илларионов, который занял первое место в абсолютной категории.
Первый чемпионат СССР по каратэ прошел 19 февраля 1980 года в Ташкенте. В них приняло участие более 100 спортсменов из 12 союзных республик, Москвы и Ленинграда.
На чемпионате в Ташкенте лидировала сборная Ленинграда. Золотые награды завоевали А. Риш (80 кг), В. Глушанин (85 кг.), Н. Карпов (свыше 85 кг.) и В. Илларионов (абсолютная категория). Все из Ленинграда.
Большой личный вклад в развитие каратэ в СССР внесли в этот период Алексей Штурмин, Александр Рукавишников, Ганс Владимирский, Владимир Томилов, Тадеуш Касьянов, Виктор Денисов, Виктор Смекалин, Сергей Шаповалов, Виталий Пак, Илья Спивак, Сергей Травин, Михаил Крысин, Александр Подщеколдин, Сергей Циклаури, Александр Танюшкин, Виктор Фомин, Илья Гульев, Юрий Орлов, Николай Масолкин, Евгений Галицын, Юрий Маряшин и сотни других.
Тысячи новых учеников в спортивные залы привел и культовый фильм тех лет «Пираты XX века», в котором Тадеуш Касьянов сыграл роль боцмана. За первые три года проката этот фильм посмотрело 280 млн человек. Правда, до его выхода на экраны страны члены просмотровой комиссии из ЦК КПСС и правоохранительных органов пришли в ужас:
– Как?! Советский человек бьет ногой в пах?!
Многие кадры из фильма попросту вырезали.
Вскоре и само каратэ было признано идеологически вредным для советского народа.
Каратэ до – один из немногих видов спорта, запрещавшихся в СССР неоднократно. Впервые оно было запрещено в 1973 году как «метод физической подготовки, не имеющий ничего общего с советской системой физического воспитания».
В начале 80-х годов в разных печатных изданиях стали появляться статьи о необходимости запрета каратэ на территории СССР. На головы читателей вылился настоящий поток пугающих заголовков: «Осторожно, каратэ!», «Спорт или убийство» и т. д. После выхода статьи «Осторожно, каратэеды!», опубликованной в газете «Советский спорт» 28 апреля 1981 года корреспондентом Д.И. Ивановым, началось повсеместное закрытие секций.
Каратэ, как часть «японской самурайской доктрины», безусловно, противоречило советской идеологии, а следовательно, быстро стало «запретным плодом», особенно для молодежи. Против руководителей советского каратэ начались репрессии. Как правило, ничего связанного с незаконным обучением каратэ этим людям не инкриминировалось. Привлекали их за вполне естественные в то время нарушения закона – хранение эротических фильмов или валюты, частнопред-принимательскую деятельность. Были и откровенные провокации – подкидывали вещественные доказательства.
10 ноября 1981 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял два Указа:
«Об административной ответственности за нарушение правил обучения каратэ» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РСФСР (статья 219. «Незаконное обучение каратэ»).
Первым Указом была введена административная ответственность за нарушение установленных правил открытия секций спортивного каратэ или набора в них граждан. В административном порядке наказывается обучение в секциях приемам, которые запрещены спортивными правилами. Запрещалось также самовольное, без разрешения соответствующих органов, обучение приемам каратэ. В данном случае ответственность наступает даже тогда, когда не была организована секция, а просто один человек стал самовольно обучать другого приемам каратэ.
Все это влекло наказание в виде штрафа.
Статья 219. «Незаконное обучение каратэ» гласила:
«Нарушение установленных правил открытия секций спортивного каратэ или набора в них граждан, либо обучение в секциях приемам, запрещенным спортивными правилами, а также самовольное, без разрешения соответствующих органов, обучение приемам каратэ, совершенные после применения административного взыскания за такие же нарушения, – наказываются лишением свободы на срок до двух лет или штрафом до пятисот рублей».
Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за незаконное обучение каратэ, либо связанные с получением материальной выгоды в значительных размерах, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой».
Государству нужен был показательный процесс над каратэ, судебный прецедент. Жертва нашлась. Единственным осужденным в стране по статье 219’ стал тренер Валерий Гусев, который занимался не каратэ, а китайским ушу. Но судей это не интересовало. Судили не В. Гусева. Судили советское каратэ.
Суду были представлены три вида экспертиз: спортивно-техническая, баллистическая, идеологическая. В идеологической доказывалось, что В. Гусев объединил группу спортсменов с целью свержения существующего политического строя в стране. Обвинили и в шпионаже в пользу Пакистана?! Это не в 37 году, а в 80-х!
В этот период в СССР вместо каратэ как раз появился новый вид борьбы – с нетрудовыми доходами. Судом было доказано, что тренер В. Гусев за обучение учеников в течение 10 лет «получил с них 910 рублей нетрудового дохода», т. е. 7 рублей 53 копейки в месяц. Это и стало основной статьей обвинения. Итог – 5 лет лишения свободы. Личное дело осужденного мастера ушу было отмечено тремя красными полосками, как особо опасного преступника. В заключении В. Гусев пробыл 4 года 7 месяцев. Освободился 21 февраля 1988 года.
Тренер А. Штурмин осужден на 8 лет. Его обвинили в незаконных валютных операциях.
Один год и пять месяцев в тюрьме пробыл Тадеуш Касьянов.
Каратэ на долгие годы ушло в подполье. Бригады МВД и КГБ «чистили» подвалы и спортивные залы от занимающихся запрещенным видом спорта. Взамен каратэ, в 1983 году, народу предложили дешевую водку «Андроповка» по 4 рубля 70 копеек.
В 1983 же году был проведен третий, последний официальный чемпионат СССР по каратэ. Четвертому суждено было стартовать лишь через восемь лет, в 1991 году.
Борьба за выживание поклонников каратэ продолжалась и в годы запрета.
В 1988 году под руководством профессора Д.И. Дубровского был организован Всесоюзный центр по комплексному изучению восточных видов единоборств при Философском обществе Академии наук СССР. Здесь активно работали И. Гульев, Т. Касьянов, А. Подщеколдин, С. Моисеев, М. Степин, Ю. Зиневич и др. Они проводили еженедельные заседания, готовили симпозиумы о различных аспектах каратэ до, выпускали сборники статей. Так, в марте 1988 года состоялся первый Всесоюзный симпозиум «Феномен каратэ до» по материалам которого был выпущен сборник «Феномен каратэ до: философские, этико-психологические и юридические аспекты». Авторами сборника стали как ученые-философы, так и юристы, врачи, востоковеды, политологи, а также специалисты в области боевых искусств – Май Богачихин, Андрей Иванов, Илья Гульев, Сергей Моисеев, Александр Подщеколдин, Михаил Степин и др.
За годы запрета каратэ ни один инструктор не был привлечен к уголовной ответственности. Зато в десятки раз стало больше занимающихся этим видом единоборств. Полуофициально продолжали работать группы для сотрудников МВД, КГБ, их друзей и родственников.
ЦК ВЛКСМ в годы запрета стал пропагандировать рукопашный бой, открывая по всей стране военно-патриотические клубы. В них, естественно, занимались в основном каратэ.
В 1989 году была организована Советская федерация ушу. Возглавил ее Глеб Музруков.
В декабре 1989 года в Москве при ЦК ВЛКСМ была зарегистрирована Советская ассоциация восточных единоборств (САВЕ). Начался новый этап развития каратэ в СССР, направленный на укрепление международных связей, подготовку квалифицированных спортивных судей и тренеров. Возглавил САВЕ Илья Леонидович Гульев, выпускник МГИМО и Дипломатической Академии, обладатель 4-го дана каратэ до. Он также был официально принят в состав Всемирной Академии каратэ до сёто кан, возглавляемой сиханом Казэ.
Став президентом САВЕ И. Гульев стал часто выезжать за рубеж, познакомился с президентом WUKO и EKU Жаком Делькуром, генеральным секретарем EKU Джорджем Поппером, а также со многими мастерами современного каратэ: сиханом Казэ, сиханом Очи, сэнсеем Шираи и другими.
С 9 по 13 августа 1989 года САВЕ провела в г. Караганда Казахской ССР первенство по каратэ до. Чемпионат САВЕ прошел в г.Алма-Ата Казахской ССР 14-18 сентября 1989 года. А 27 октября 1989 года в г. Будапешт (Венгрия) САВЕ принята во Всемирную организацию каратэ (WUKO) и EKY (Европейский союз каратэ). На заседании с сообщением о планах развития каратэ в СССР выступил И.Л. Гульев.
29 ноября 1989 года создана Федерация рукопашного боя СССР. Возглавил ее Т. Касьянов.
25 декабря 1989 года организована Федерация боевых искусств (ФБИ) СССР, в состав которой вошли федерации каратэ до (М. Степин), шотокан каратэ до (С. Вунш), сито рю (В. Дубинин), дзёсинмон каратэ до (Ю. Маряшин). В этот же период создавались Всесоюзные федерации тхэквондо (И. Соколов), кёкусинкай (А. Танюшкин).
На статью 219. УК РСФСР попросту перестали обращать внимание.
В декабре 1989 г. сборная «Динамо» выезжала на Кубу для участия в международном турнире по каратэ.
В январе 1990 года в Чебоксарах САВЕ провела юношеское первенство СССР, а 24-25 февраля – международный турнир по каратэ до «Таллинский бульдог».
Первыми в СССР Ассоциация восточных единоборств Чувашской АССР, под руководством В.А. Тимофеева, начала готовить для гостей красочные эмблемы, плакаты, значки и афиши соревнований. Позже Н.А. Каштановым были изданы календари, пользовавшиеся большим успехом на всей территории СССР.
В марте 1990 года в г. Свердловске прошел Всесоюзный семинар ведущих специалистов каратэ Дзёсинмон и была создана организация «Школа Дзёсинмон СССР», преобразованная в 1994 году в Международный союз Дёесинмон Шорин-рю (президент Ю. Маряшин).
В мае 1990 года Федерация кёкусинкай СССР провела первый Кубок СССР в Москве и чемпионат СССР среди взрослых в Свердловске (декабрь). В Киеве с 3 по 6 мая 1990 года состоялся международный фестиваль восточных единоборств.
Чемпионат СССР по каратэ ФБИ провела в Свердловске 5-12 августа 1990 года. 6 ноября 1991 года с Сергиеве Посаде состоялся открытый чемпионат СССО по кёкусинкай каратэ до среди юношей (13-16 лет).
Как ни удивительно, именно в годы запрета каратэ до получило мощное развитие, стало массовым видом спорта.
История занимательная. Хотя и не очень объективно описана. Есть много людей, про которых в ней просто забыли. И это очень обидно.
В основном — всё так и было. Но некоторых уважаемых в мире каратэ специалистов в статье не упомянули, Жаль.