5

Неизвестное нин-дзюцу Часть 2

Чтобы не быть голословным, процитирую книгу XVIII века “Названия самурайских родов” (“Букэ мёмокусё”): “Синоби-но моно выполняют различные шпионские задания. Поэтому их называют еще “кандзя” или “тёдзя”. Таким образом, служба их заключается в том, что они тайно проникают в чужие страны (провинции) и узнают положение дел во вражеском стане или по временам, смешавшись с противником, выискивают его слабые места. Кроме того, проникнув во вражеский лагерь, они пускают огонь, и еще в качестве убийц убивают людей. Во многих случаях используются эти синоби. Называют их также “моно-кики”, “синоби-мэцукэ” и еще по-разному. Если с самого начала служебные обязанности их не оговорены, нет таких заданий, которые бы им не поручали. 

Служат в качестве синоби простолюдины, “легконогие” (асигару), полицейские стражники (досин), раппа, сэппа и другие. Неподалеку от столицы Киото в провинции Ига и в Кога (провинции) Оми было много дзи-дзамураев, после годов Онин (1467-1477) они создали свои партии (то), и днем и ночью стали вести военные действия, занимались также кражами и грабежом. Многие из них стали мастерами в собственном искусстве шпионажа (кантё-но дзёцу), после чего князья (даймё) всех кланов стали нанимать этих дзи-дзамураев (на службу). Обычным делом стало назначать их на должности лазутчиков (синоби). И прозвали их Ига-моно – “Люди из Ига” – и Кога-моно – “Люди из Кога”” (перевод цит. со старояпонского по изд.: Кодзи руйэн. Токио, 1969, т.34, с.346). 

Эта цитата очень часто встречается в различных японских исследованиях по нин-дзюцу, и в этом нет ничего странного, ведь в ней довольно точно расставлены все акценты относительно того, кто такие ниндзя (или, как они названы в источнике, синоби-но моно) и какова роль пресловутых тайных кланов в развитии искусства шпионажа. Итак, что же такого важного заложено в этом отрывке? 

Во-первых, из читаты следует, что синоби-но моно – это военные шпионы и разведчики, находящиеся на службе у феодальных князей. Именно “шпионская” функция, а не принадлежность к какому-либо религиозно-мистическому учению, является основой для выделения этой категории. Именно поэтому источник запросто заменяет слово “ниндзюцу” словом “кантё-но дзюцу”, которое обозначает именно шпионское искусство без примеси каких-либо духовных аспектов, а вполне тривиальные слова со значением “шпион” – кантё и тёдзя, пришедшие из Китая и использующиеся для обозначения этого рода занятий по сей день, трактует как синонимы к “синоби-но моно”. 

Примечателен в этом смысле список групп, из которых набираются синоби – это и простолюдины, и низший слой самураев (асигару), и так называемые стражники (досин), выполнявшие полицейские функции и охранявшие замки феодалов, и различный военно-уголовный сброд сэппа и раппа (которые, по сообщению японских источников, представляли собой банды “разбойников гор и полей”). Добавьте к этому тот факт, что в ряде источников, например в “Дневнике семьи Момии” (“Момии-кэ никки”) используется термин “синоби-но самурай” (см. “Кодзи руйэн”, т.34, с.355), то есть “самурай, выполняющий функции синоби-но моно”, и становится ясно, что синоби-но моно на службе у какого-нибудь князя мог стать практически любой человек, обладавший специальными навыками. 

Далее, в отрывке из “Букэ мёмокусё” очень точно сформулирована роль знаменитых группировок из Ига и Кога. Среди их представителей было немало мастеров “собственного искусства шпионажа”, то есть там действительно существовала традиция изучения нин-дзюцу и передачи его знаний из поколения в поколение. Однако “люди из Ига и Кога” отнюдь не названы создателями искусства шпионажа, да и выход их на большую арену шпионажа отнесен к довольно позднему периоду – к концу XV века. 

Конечно, на основании одной только этой цитаты нельзя судить о столь сложном феномене как нин-дзюцу, но ее подкрепляют многочисленные сообщения из других исторических источников, например из “Хроники пяти поколений Ходзё” (“Ходзё годайки”), “Записей восьми провинций Канто” (“Ханхассю-року”), “Воинской хроники Мацуо” (“Мацуо-гунки”) и целого ряда других. 

Таким образом можно сделать вывод о том, что современные “историки нин-дзюцу” сильно исказили реальный образ японских “невидимок”, а значит концепция истории нин-дзюцу, господствующая в современной литературе на эту тему, требует пересмотра на основе анализа имеющихся исторических документов, что я и попытаюсь сделать далее.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

*

code

Adblock
detector