Ниндзюцу. Часть 3: 34-й патриарх Тогакурэ-рю Масааки Хацуми

Самый известный в современном мире патриарх ниндзюцу родился 2 декабря 1931 года в небольшом японском городе Нода префектуры Тиба. То есть в соответствии с воспитательной системой воинственной Японии подготовить мальчика к тому, что смерть за Родину это наивысшая честь, правительство успело, а вот послать его на войну, нет. Япония капитулировала 2 сентября 1945 г. когда Хацуми не было ещё и 14 лет.

Перестраховываясь, победители запретили в стране изучение боевых искусств, но для многих японцев они были единственным после поражения в войне способом сохранить в себе те принципы и идеалы, на которых их воспитывали с детства и многие продолжали тренироваться подпольно. Хацуми начал заниматься дзюдо за год до запрета, в 13 лет. Но причина, по которой он пришёл в боевые искусства и по которой продолжал занятия после их запрета, была более прозаичной, чем у остальных. Он просто спасал свою жизнь.

Его отец имел привычку выпив, хвататься за нож. В таких случаях, а происходили они часто, мальчику приходилось просто убегать или прятаться. Именно это, как писал в своих автобиографиях Мастер, и привело его к выбору Пути боевых искусств. Как оказалось, потомственные ниндзя специально растят своих детей в обстановке, которую те считают угрожающей, тем самым у них с раннего детства развивается обострённое чувство опасности, необходимое для успешного освоения ниндзюцу. Ну а Хацуми такие условия предоставила сама судьба.

После школы была учёба в одном из престижнейших университетов Японии — Мэйдзи на факультете искусствоведения. Параллельно Масааки изучал западную и восточную медицину. К 27 годам он уже возглавлял частную клинику, специализирующуюся на заболеваниях внутренних органов. Кроме того, к этому времени Хацуми имел 6 дан в каратэ Сито-рю, 4 дан в дзюдо, а так же 1 и 2 даны в нескольких стилях кобудзюцу (упражнения с оружием).

Это была весьма насыщенная жизнь. К этому стоит добавить, что Хацуми ещё в детстве предсказали смерть в возрасте 27 лет. Действительно, в 1958 году он встретился с Тосицугу Такамацу по прозвищу «Монгольский тигр». Своё прозвище тот получил благодаря путешествию по Китаю, где мастер изучал различные стили Ушу. Жизнь доктора и сенсэя Масааки Хацуми в этот момент закончилась, а началась жизнь человека по имени «Бяку-рю» («Белый дракон»). Такамацу, давший своему новому ученику этот боевой псевдоним, был 33 патриархом, созданной в 13 веке школы ниндзюцу Тогакурэ-рю.

Хацуми изучал ниндзюцу 15 лет, вплоть до смерти Учителя в 1973 году. Но, несмотря на всю его квалификацию в боевых искусствах, многого из того, что показывал ему Мастер, он не мог повторить. Приходилось делать множество фотографий и зарисовок, но и спустя много времени со дня смерти Учителя, заполненного самостоятельными тренировками, Хацуми говорил, что многое он так и не сумел постичь.

Ещё задолго до конца обучения Такамацу присвоил своему ученику титул «сокё», что означает «верховный наставник школы». В японских школах боевых искусств существует такая практика, когда Учитель присваивает хорошему ученику титул выше, чем он заслуживает. Это делается для того, чтобы ученик, ясно сознающий своё несоответствие новому статусу, делал всё возможное и невозможное, чтобы оправдать надежды учителя.

Где-то за год до своей смерти Такамацу решил, что научил своего ученика всем техническим приёмам и официально провозгласил его своим преемником, 34 патриархом Тогакурэ-рю. После смерти учителя Хацуми пришёл к выводу, что настало время дать возможность изучать ниндзюцу всем желающим. Но их оказалось не так много. Сначала у школы не было даже своего помещения, и тренировки проходили в залах учеников Белого Дракона, каждый из которых имел высокий дан в одном из стилей боевых искусств.

Позже, когда школа уже имела собственный додзё — «Бусинкан», «Дом божества войны», в ней появились и иностранцы. Один из них, американец Стефан Хайес (боевой псевдоним «Золотой дракон») после нескольких лет занятий в Японии, вернувшись в Штаты, организовал первую в Америке школу ниндзюцу. Золотой дракон сделал всё от него зависящее для пропаганды этого искусства в западном мире. Так что, начиная с 1985 года, ниндзя стали самыми узнаваемыми персонажами американских боевиков и комиксов. 

Правда, у этой сногсшибательной популярности была и обратная сторона. На Западе ниндзюцу стало успешным коммерческим предприятием со своей индустрией рекламы (и это — искусство быть незаметным!), что повлекло за собой неизбежное падение уровня обучения (ниндзя-то может захотеть стать любой, да не любой осилит их тренировки, уж не говоря о том, что далеко не любой поймёт суть их философии). Зато специализированные журналы заполнила реклама униформы, снаряжения и оружия ниндзя. О духовной стороне искусства забыли, вернее, говорили о ней в тех же рекламных журналах…

А как обстоят дела в самой Японии? 29 сентября 1986 года на могиле своего Учителя  Масааки Хацуми в присутствии группы своих учеников дал клятву посвятить оставшиеся годы своей жизни сохранению и распространению школы Тогакурэ-рю. Там же, в знак начала новой жизни, мастер взял себе новое имя — Торацугу («тора» — тигр, «цугу» — окончание имени учителя). С тех пор школа увеличила число обучающихся в ней иностранцев, выпускаются лицензированные видеофильмы, книги, ну и конечно реклама… 

Можно ли считать это по-прежнему «тайным» искусством? С другой стороны вполне возможно, что среди такой толпы коммерческих ниндзя легче скрыться настоящим. Как говорится, из-за деревьев не видно леса. Или ниндзя.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code