Маятниковый стиль борьбы

Уточню- так как русских и псевдорусских направлений сейчас в достатке- какое направление представляю. Собственно, пышного самоназвания, типа… «стиль могучей обезьяны» или «исконный ухват Рода»… мы не имеем. Учитель называл просто «русский стиль»… я добавлю- маятниковый. Ибо весь стиль вырастает из маятника… Вот что сказал про маятник мой наставник:
Что такое маятник? «Это непрерывное движение от края к краю.»
Каковы его свойства?

1. «Маятник включается спонтанно. 
2. Он не имеет ни начала, на конца. 
3. Имеет края, глубину, мягкость, жесткость и т.д. 
4. Помогает быстрому движению- он молниеносен. 
5. Имеет силу. 
6. Ввводит в необычное состояние. 
7. Создает своеобразное, эстетически верное движение. 
8. Он ОЧЕНЬ эмоционален.» 
С п.2 по п.8- относится к внутренней и внешней стороне стиля. Т.е. край, глубина и т.д.- существуют не только снаружи, проявляясь в движении, но и внутри… в состоянии сознания и психики бойца…
Как в маятнике достигается единство внутреннего и внешнего? Просто. Правильное движение (правильный маятник)- создает соответствующее внутреннее состояние. И наоборот- соответствующее внутреннее состояние делает правильным маятник.
Отсюда следует тонкость, не постигнув которой трудно рассчитывать на успех… традиция исходит из того, что пришедший учиться- болен. Часто физически, и всегда- духовно. Как достигается исцеление? Качая маятник человек убирает паталогические психические и физические «зажимы»- те искажения себя, которые он нарабатывал годами. Работа происходит по двум направлениям- от тела и от сознания.
От тела- все психические проблемы «вылезают» на теле… проявляясь в ограничении свободы, амплитуды движений и выражаясь в излишнем напряжении определенных групп мышц. Существует методика снятия этих напряжений- что благотворно сказывается на психике… здесь есть определенные пересечения с телесно ориентированной терапией….
От психики- балансируется тело, балансируется психика… в принципе, качающий позволяет своей душе отреагировать- т.е. проявить себя в движении… «высказать» скрытое и отследить его… а отследив- убрать… или преобразить… 
Работа тонкая, требующая наблюдения учителя…
Собственно, это я пытался описать медицинский аспект стиля… Как это связано с боем? Прямо. «Нормальный» человек свободен в восприятии- т.е. адекватно оценивает ситуацию, и свободен в действии по ситуации- и физически и духовно он идет не от рожденных в уме патологий, а от здорового духовного начала…
Как это работает в бою? Помимо самой специфики маятника как движения- позволяющей всегда находиться в плоскости, параллельной плоскости атаки противника, есть такое понятие как эмоциональность и образность. Эмоциональность дает энергетическое наполнение маятника, образность канализирует эту энергию в определенное русло…
Подход к движению… считается, что существует одно (иногда несколько) оптимальных двигательных решений ситуации. И что подсознание (интуиция, инстинкт- кому что нравится) всегда выбирает именно его. Отсюда задача- не мешать. Убрать контролера. Мы не нарабатываем приемов- мы учимся осозновать и реагировать… конечно же, есть технические тонкости- но нет «правил для реагирования».
Как это достигается? В том числе- Игрой. Играй с партнером, играй с противником… серьзность- это остановка жизни… остановка жизни- возможная смерть…
Радость- вот что должен испытывать качающий… если ты не радостен- ты не в маятнике…
С чего начать и как работать с маятниковыми формами? Начинать нужно с уч. формы (ф.1) и долбить ее до тех пор, пока не поймаешь суть безостановочного движения и не станешь четко приходить в края. Я работал только эту форму месяца полтора, пока не начало получаться нормально. Во времена далекие, теперь почти былинные… учеников выдерживали в уч.форме по полгода- т.к. помимо физ.навыков эта форма дает необходимое уплотнение внутреннего ритма и выравнивает психику. После чего начинают изучаться ф.4 и 5, через некоторое время или параллельно — ф.2 и ф.3. Ф. 4 и 5 работаются как самостоятельно, так и с партнером- он бьет, ты качаешь. После четкого усвоения ф.4 и 5 — можно продолжать изучение других форм, но обычно к этому моменту человека пробивает на импровизацию (комбинирование) маятниковых форм. Дальше- процесс творческий. Для работы с формами применялись различные хитрости- качали на положенном на землю тележном колесе (у него сильно выступает ступица), качали бегая по двум поставленным параллельно на высоте над землей бревнами и т.д. Все это обязательно должно сочетаться с дыхательными (через 1-2 месяца после начала- хотя, думаю, это индивидуально) и статическими упражнениями.
А вот и повод испытать радость… ученическая (начальная) маятниковая форма:
Ноги вместе, руки на бедрах (к паху). Тело натянуто- прямые спина, ноги, шея. Плечи развернуты. Корпус чуть подан вперед- в целом это напоминает строевую армейскую стойку.
Тело ЦЕЛЬНО поворачивается влево- затем без остановки вправо… и сразу назад… и снова… Точка вращения- голеностоп. Т.е. на месте остаются только стопы, все остальное- слитно движется. Глаза открыты.
ВАЖНО- поймать в крайней точке момент, когда движение начинается в обратную сторону САМО. Этот момент и это положение тела называется «край».
Не стоит гнаться за скоростью. Сначала стоит прочувствовать край, избавиться от излишнего напряжения и почувствовать сам принцип неприрывного движения…
Вот. 
Продолжу по ученической форме. Дополнительное упражнение- И.п. тоже, но ноги на ширине плеч. Начинаете качать как описано выше. Через некоторое время руки ставятся на пояс- потом на нижние ребра (контроль вдоха)- затем кладуться сзади на шею- выпрямляются вверх ладонями вместе- далее руки идут вниз — шея, ребра, пояс, пах. Качание, как вы понимаете, при этом не прерывается.
Веерные блоки. Из И.п. при начале движения в левый край расслабленная левая рука выносится по траектории влево- вверх в краю достигая максимума. Движение идет к другому краю- лывая рука идет вниз, правая с края начинает движение вверх, достигая максимума в правом краю (левая, соответственно- минимума). И так… можно очень долго 🙂 Основная задача- увлечься тем, что делаешь. Кстати, ловите образы, которые рождает это движение- один из них (или несколько) будут ваши. И будут включать это движение…
Хлест. Из И.п. при начале качания руки отпускаются в свободый полет. Выглядит это примерно так — при качке в левый край лывая рука захлестывает до правого бока, правая- до левого. Руки должны быть совершенно расслаблены и летать свободно. Отслеживайте плечевой и локтевой зажимы- их надо убрать. Высоту захлеста и место приложения кисти можно произвольно менять- от ног до головы. Помимо освоения специфического хлестового движения этим упражнением делается набивка тела, а также- самомассаж…
Форма 2. Из И.п. — качание влево — вправо, точка сгибания- поясница, ноги чуть уходят в сторону, обратную наклону. Угол наклона — 5-10 гр., задача — качать без остановки, пружиня из стороны в сторону. Качание без зависания в конечной точке, голова качается равно с телом. В принципе, эта форма используется для уклонения от прямого удара в голову без смещения опоры (или работы с опоры), основная же ее задача — дать человеку почувствовать «натяжение» возникающее в теле — специфические напряжения, результат которых — ощущение тела как натянутой струны. 
Желающим поработать эту форму с прямым ударом — на небольшой скорости (возрастает по желанию)- партнер бьет — уклон, возвращение без задержки в и.п. с выносом руки с бедра как в веерном блоке (при уклоне вправо левой и наоборот). Бьющую руку противника сбивают или захватывают. Следует удар другой рукой — и уклон в другую сторону. Угол уклона в этой отработке — по чувству!!! Не вычисляйте градусы…
Форма 3. Из И.п. — качание вперед — назад, точка сгибания- поясница, ноги и тело по отношению к точке сгибания образуют один угол — 5-10 гр., задача — качать без остановки, пружиня из вперед/назад. Качание также без зависания в конечной точке, голова качается равно с телом. Всегда помните — край там, где для продолжения дальнейшего движения в эту сторону требуется дополнительное усилие! Отслеживайте ощущение натяжения в теле. 
Эта форма — при работе с базы — когда тело назад- работает против удара в голову (бокового или короткого прямого), тело вперед — обрабатывается удар в живот. Можно попробовать — противник бьет в голову — уклон, сразу за ним — возвращение с контратакой руками — любым способом. Пря атаке прямым ударом можно делать захват бьющей руки с одновременной протяжкой на себя и прямым контратакущим ударом ногой… Угол уклона в этой отработке — также по чувству!!! Впрочем, и манера исполнения, и тип контратаки — все как вам удобнее, так пусть и будет…
Форма 4. Из И.п. — толчком стоп тело выносится в левый край, разворачиваясь перпендикулярно фронту. При этом вес тела — на левой ноге,шея, корпус и нога (прямая) — составляют прямую линию, положение — крайнее перед точкой падения. Лицо и корпус с тазом развернуты вправо. Правая нога прямая, носком цепляется за землю — контроль точки падения такой — если отпустить носок правой ноги — начнете падать на спину или вбок. Руки прямые, вынесены в стороны, особое внимание — на прямоту ладоней и пальцев. В начале изучения форма фиксируется в крайней точке- важно прочувствовать напряжения, возникающие в теле и убрать лишние. Откат к другому краю производится общим сбросом напряжения. Важно заметить, что небольшое напряжение — тонус — все равно остается в теле при переходе от края к краю. Выглядит это примерно так: край — максимум напряжения — сброс и переход — минимум напряжения — край — максимум. 
Буду благодарен, если неясности по этой форме напишите мне в гостевой или мылом. Форма эта — учебно/боевая.
Некоторые тонкости. Чтобы движение от края к краю не затухало, всегда сохраняйте в теле тот минимум напряжения, который позволяет поддерживать заданый ритм и темп. Т.е. маятник на постоянном расслаблении просто не качается — никак, это противно его природе. В краях напряжение достигает своего максимума, между краями — минимума, но никогда не исчезает совсем!
Форма 5. Из И.п. (такое, как в ученической форме) — толчком стоп тело выносится в левый край, разворачиваясь перпендикулярно фронту. При этом вес тела — на левой ноге,шея, корпус и левая нога (прямая) — составляют прямую линию, положение — крайнее перед точкой падения. Лицо и корпус с тазом развернуты влево. Правая нога прямая, носком цепляется за землю — контроль точки падения такой — если отпустить носок правой ноги — начнете падать вперед или вбок. Руки прямые, вынесены в стороны, особое внимание — на прямоту ладоней и пальцев, в свое время это натяжение даст вам почувствовать, что такое «жива». В начале изучения форма также фиксируется в крайней точке. Откат к другому краю производится общим сбросом напряжения, при это руки падают к бедрам как плети и, задев их примерно на середине пути к другому краю, снова идут вверх. Особое внимание- опорной ноге. Стоять на ней нужно жестко, стопа- не доворачивается в сторону движения, смотрите за «замком» в бедрах. Форма эта — учебно/боевая.
В нее можно уходить, к примеру, от бокового рукой (хука)- хук правой- уход к правому краю, при этом левая рука подцепляет бьющую руку противника и… дальше как угодно! 🙂 В этой же форме нарабатывают прямой удар. И много еще чего… 
Некоторые тонкости. Очень важная деталь, которую я явно не указал- в маятниковых формах 4,5 и производных от них- обязательно происходит отклонение центральной вертикальной оси тела (условно делит тело человека пополам) в сторону края, причем вместе с телом гармонично отклоняются и голова и ноги. Для отработки форм используется следующий метод: напротив вас встает товарищ с колом в руках и наносит удар сверху вниз ровно по вашей центральной оси. Вы выполняете одну из форм (4 или 5). Товарищ мерно бьет в это место (где был ваш центр в ИП), вы в это время переходите от края к краю. В ф.4 палка должна максимум попадать по колену свободной ноги, в ф.5- чиркать по ягодицам. Это минимальное отклонение оси, которое можно позволить. 
Форма 6.Итак, форма маятникового «сжатия». Выполняется так — из И.П. уход на левую ногу, колено сгибается, корпус наклоняется к ноге, как бы вбивая ногу в пол. Тело скручивается- в конечном положении лицо смотрит на пятку свободной ноги, соответственно закручивается корпус. Руки захлестнуты вокруг тела. Это край. К другому краю- вылетают руки, обычно это получается выше уровня головы (траектория рук)… т.е. как бы собрался в шар- из шара вылетел и на вылете руками до неба дотянулся :)) можно листочки сбивать, ветка должна быть на расстоянии вытянутой руки… и снова- в край, в шар. Эта форма ухода от боковых и круговых ударов. 
Немного про «боевой» маятник. В чем отличие «боевого» варианта от учебного? В ногах. В боевой ситуации человека «зажимает» инстинктивно — он старается минимизировать себя как цель, быть поближе к земле, соответственно, колени подгибаются и «втягивается» пах. Т.е. в боевом варианте более ярко выражено такое свойство маятника, как «расширение-сжатие». Расширение (распрямление ног, подъем по вертикали, раскрытие рук) — на активных действиях — атаки, контратаки, сжатие- уходы, уклоны, перемещения, варианты защиты. 
Зачем в ученических формах прямые ноги? Во-первых, для освоения собственного центра тяжести, принципа маятникового движения и таких специфических вещей, как напряжение и натяжение. 
Как нарабатывается «боевой» маятник? Как вариант предлагаю работу в ф.5. Ставится два стула примерно так, чтобы в краях ягодицы касались их сидений. И начинается обычное качание- от сиденья к сиденью. Можно — с ударом разноименной рукой наискось к фронту в сторону края. Затем стулья убираются, и работается такой вариант- несколько качков в приседе- выход в краю вверх с ударом рукой или ногой- снова вниз- потом опять вверх. Избегайте «качания» на месте, когда человек фактически только крутится вокруг свой центральной оси, не отклоняя ее от вертикали — это бальшая ошибка. Отклонятся должно все тело соразмерно- и ноги, и корпус.
Еще про «боевой» маятник. Есть такая внутренняя штука, называется «насос». Познается он как разница между напряжением в краю и расслаблением посередине траектории. Возникает своеобразное чувство внутренней «накачки», своеобразного энергетического подъема… с помощью насоса можно влиять на противника… если внимание держать на нем…
Работа с центром тяжести в движении. Делается примерно так — край по любой форме, движение к другому краю продолжается толчком живота — точнее, низом живота под пупом. Этот толчок задает направление движения. В краю движение начинает раскручиваться к другому краю — толчок животом позволяет ломать траектория. Получается нечто, похожее на перемещения пьяного человека. Руки свободны (на определенном этапе цельности руки могут вести, может голова…). Ноги вбиваются в землю четко и ритмично — топотуха должна быть качественной. При правильном исполнении внизу живота ощущается зона локального напряжения…
Некоторые тонкости. При качании ф.4, 5 и других распространена ошибка — голова в крайнем положении вытягивается вперед или опускается к груди. Подобного делать нельзя, т.к. это проявление контролера. Голова держится прямо! Для убирания ошибки качают продев за спиной (вверху) под руками гимнастическую палку.
Комбинирование форм. Делается оно просто — к примеру, в краю ф.5 доворачиваемся на опорной ноге в край ф.4, из него — переходим в обратный край ф.4 и в нем доворачиваемся уже в край ф.5, из него — в обратный край ф. 5 и повторяем цикл. Подобные комбинации можно плодить во множестве, главное уловить принцип их построения. 
Вот пример использования подобной комбинации (лучше сначала попробовать медленно): напарник бьет прямой — уход в край ф.4, второй прямой — в край ф.5, третий прямой — в край ф.4 и т.д. и т.п. 
Наработка прямого удара. Для начала — как складывается кулак: на ладонь левой кладем мизинец правой и сжимаем кулак, не слишком плотно обхватывая мизинец. Вытаскиваем палец — получается крепкая, но полая конструкция 🙂 Большой палец боком первой фаланги плотно прижимается к боковине второй фаланги указательного пальца. Амортизация такой конструкции позволяет гасить встречный импульс при столкновении с поверхность без потери ударной силы, сброс которой происходит в первое мгновение контакта, причем возникающая деформация кулака практически не представляет травматической опасности. 
Собственно по отработке удара. Начинают его нарабатывать из ф.5, соблюдая все требования к этой форме в плане правильности выполнения. Из и.п. (руки предварительно подняты на уровень лица по бокам-у щек) рука вылетает одновременно с поворотом тела, при этом важно чтобы рука была достаточно свободной, т.е. ее дивижение включалось естественно от запуска тела, а не волевым ипульсом, особенно следите за тем, чтобы не закрепощать плечо. В конечной точке фиксации нет- т.е. удар пришел-тюк- точка- и сразу к другому краю. Свободная рука ждет на уровне лица, локти прижаты (только зажимать их не следует) к телу. Локоть в конечной точке смотрит вниз. Рука прямая или чуть согнута-как получится. Есть еще один вариант отработки — также работается ф.5, только удар производится не по направлению движения, а под углом гр. в 45 к нему. В этом же варианте можно работая сесть низко- как я описывал в «боевом» маятнике.
Как держать спину. Стать прямо. Плечи максимально свести вперед (вверх не поднимать). Спина при это выгнется дугой. Копчик чуть подать вперед-вверх (по направлению к подбородку). Спина натянута — руки расслаблены. Это боевой вариант постановки спины. Это маятник «расширения-сжатия». При выполнении технических действий такой маятник работает вместе с маятником качания .
Как не «засыпать». «Засыпание» — это обычная ошибка у всех тех, кто начинает работать маятник. Выражается оно в «опрокидывании» всего внимания внутрь тела и, как результат — улете от реальности. Т.е. человек оказывается не в настоящем моменте, а в некоей псевдореальности, провоцируемой движением. Это чревато всякими осложнениям. Как избежать «засыпания»? Во-первых, для этого используется качание на одной ноге (уч.ф., вторая нога сгибается и поджимается к опорной у сгиба колена) или любой неустойчивой поверхности (два кирпича, поставленные на торцы и т.п.). Состояние, возникающее при этом следует запомнить и руководствоваться этим ощущением как эталоном. Во- вторых, внимание следует распределять равномерно, часть в теле, часть снаружи. В-третьих, надо помнить себя. Т.е. не улетать в мыслях в ту или иную сторону, а четко осозновать кто ты, где ты и что делаешь. Для этого надо чувствовать тело полностью. Есть специальные упражнения. Сидя или стоя сосредотачиваем все внимание на чувстве правой стопы и ощущениях в ней. Стопу надо воспринимать целиком. Далее внимание переносится на голень, происходит расширение сферы внимания, которая теперь охватывает ногу до колена. Далее ход такой — бедро-правая половина тела, правая половина головы, правая рукая начиная с кисти или плеча (или рука-потом голова, если так удобнее). Далее, удерживая внимание на правой стороне тела, расширяем внимание на левую, начиная со топы и далее. Одновременно происходит своеобразное «объединение» внимания и ощущения тела в нечто целое. Когда объединения завершено, переносим внимание на звуки вокруг. Надо стремиться воспринимать все звуки одновременно, такое возможно только при расширении внимания без привязки к источнику звука. Аналогично — с запахами, ощущать все запахи, достигающие носа 🙂 Последнее — взгляд. Фиксируясь на предмете стараемся воспринимать переферическим зрением и обстановку вокруг него. Перенос точки фиксации — перенос сферы обзора. В достигнутом состоянии начинаем качать формы, при этом добавится эмоциональная составляющая, о ней потом. Да, не стоит «тужиться» стараясь удержать внимание, должен присутствовать тонус,но не напряг. Полезно перенести данный способ внимания в повседневную жизнь.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code