Основатели
Легенда о Фэн Кэшане
Во многих книгах по багуачжан можно встретить утверждение, что этим стилем занимался Фэн Кэшань, лидер крестьянского восстания Учения Небесного Порядка, поднятого в 1813 году в районах И, Лу и Юй провинции Хэбэй. Опирается это утверждение на следующий отрывок из книги «Лань И Вай Чуань», глава «Записки об усмирении мятежа», издана в 1818 году:
Фэн Кэшань, из уезда Хуасянь что в провинции Хэнань, смолоду обладал большой физической силой, у Тан Хэнлао из деревни Чжучжаоцунь уезда Хуасянь изучил боевое искусство, был силен в верховой стрельбе из лука, мастерски владел копьем. В год дин-сы правления под девизом Цзяцин Ван Сян из Цзинина, что в провинции Шаньдун, обучил Фэн Кэшаня кулачным методам, Кэшань полностью постиг это искусство, в рукопашном бою несколько десятков человек не могли к нему приблизиться. Во второй месяц весны года гэн-у муж сестры его жены, управляющий складами уезда Хуасянь Ню Лянчэнь увидел, что в кулачных методах Кэшаня есть «шаг восьми мест». Лянчэнь сказал: «Твой шаг словно координируется с восемью триграммами». «Как это узнано?» — спросил Кэшань. «Я изучаю триграмму `кань'», — сказал Лянчэнь. «А я — триграмму `ли'», — сказал Кэшань. «Ты — ли, я — кань, нас двое, ли и кань лежат в диаметрально противоположных дворцах, кажждый тренирует то, что он может тренировать», — подытожил Лянчэнь.
(перевод — С.Л.Березнюк)
Упоминания о «шаге восьми мест», «триграмме ли» и «триграмме кань» большинство авторов считало вполне достаточным основанием, чтобы утверждать, что Фэн Кэшань занимался если уж не багуачжан, то каким-то его прототипом. Однако в 1980-х годах за исследование взялся мастер стиля мэйхуачжуанцюань Хань Цзянчжун. Его внимание привлекли слова «шаг восьми мест» — дело в том, что это в точности название одного из канонических способов передвижения мэйхуачжуанцюань. Он не поленился обратиться в архивы. Среди «Докладных записок канцелярии боевых заданий» в хранилище архивных документов династий Мин и Цин были обнаружены записи показаний арестованных участников восстания, в частности — того самого Тан Хэнлао, который был учителем Фэн Кэшаня. В частности, он говорил: «Я родом из деревни Чжучжаоцунь, что в 20 ли к юго-востоку от Хуасянь, лет мне 61, родители умерли, жену взял из семьи Ду, старший сын — Тан Хуэйюань, второй сын — Тан Куйюань. Открыл в доме аптеку, чем и кормился, тренировал мэйхуацюань. В первый месяц пятого года правления под девизом Цзяцин одноуездник Фэн Кэшань решил изучать боевое искусство и пошел ко мне в ученики…» Таким образом, у Тан Хэнлао Фэн Кэшань изучал мэйхуацюань (сокращенное название от мэйхуачжуанцюань). В показаниях другого участника восстания, Ли Идэ, имеются слова: «на второй день Сун Юэлун с Фэн Кэшанем пришли ко мне, мы опять говорили о приемах, речь шла о верхнем уровне, среднем уровне, нижнем уровне…» Конечно, в багуачжан есть тренировка на трех уровнях, но вот в мэйхуачжуанцюань техника разделяется на приемы верхнего уровня, приемы среднего уровня и приемы нижнего уровня. Показания прочих бунтовщиков позволяют прийти к выводу, что «восемь триграмм», «триграмма кань», «триграмма ли» и прочий антураж относились скорее к теоретической и религиозной базе восстания, чем к боевой технике. Таким образом можно считать доказанным, что Фэн Кэшань к истории багуачжан отношения не имеет.
Инь-ян багуачжан Тянь Хуэя
В начале 80-х годов некий житель Пекина по имени Тянь Хуэй (ныне покойный) объявил, что является преемником «подлинного» стиля багуачжан, существовавшего в провинции Шаньси еще с XVI века. На поверку, однако, заявления Тянь Хуэя оказались чистой мистификацией, а изданная им книга об искусстве багуачжан — не более чем произвольным перетолкованием существующей традиции.
Таинственный даос
Согласно наиболее общепринятой версии, Дун Хайчуань изучил багуачжан в горах Цзюхуашань в провинции Аньхой у некоего даоса. В книге Ян Цзюньмина, Лян Шоуюя и У Вэньцина «Багуачжан» относительно него имеются следующие сведения:
В нашем распоряжении есть несколько документов, в которых сообщается, что мастер Дун Хайчуань научился багуачжан у даоса по имени Дун Мэнлинь на горе Цзюхуа (провинция Аньхой). В даосских кругах Дун Мэнлиня еще называли Хуангуань даожэнь («Даос в желтой шапке»), а в кругах ушуистов — Би Дэн Ся («Рыцарь голубой лампы») или Би Чэн Ся («Рыцарь голубой ясности»). Он обучил багуачжан трех учеников: Дун Хайчуана, Ли Чжэньцина и Би Юэся. Из этих трех Дун Хайчуань был наиболее известен и подготовил больше учеников. Поэтому и исторических свидетельств о нем побольше.
Комментарии