Техника катамэ-вадза в школе дзю-дзюцу Огури-рю

Огури-рю — малоизвестная, но весьма оригинальная школа бу-дзюцу («воинские искусства»). Она включала такие разделы как кэн-дзюцу (фехтование мечом), иай-дзюцу (искусство выхватывания меча), кодати-дзюцу (искусство фехтования коротким мечом), со-дзюцу (искусство боя копьем), нагината-дзюцу (искусство боя алебардой), бо-дзюцу (искусство боя шестом), кися-дзюцу (искусство стрельбы из лука с коня), ходзё-дзюцу (искусство связывания), суйба-дзюцу (искусство плавания на коне), суйэй-дзюцу (искусство боевого плавания), дзю-дзюцу (искусство боя без оружия) и кумиути (искусство боя без оружия в доспехах). К настоящему времени Огури-рю уже умерла, и мы ничего не знаем о содержании большинства ее разделов. 

Основателем Огури-рю был Огури Ниэмон Масанобу, ученик знаменитого мастера меча Ягю Сэкисюсай Мунэёси и Дэбути Хэйбэй, ученика Ягю Мунэнори. После посещения Нагасаки — города, кишевшего китайцами, которые были для самураев неиссякаемым источником идей в области бу-дзюцу, Огури вместе со своим одноклассником Суруга Васиносукэ занялся разработкой собственной школы. Свою технику дзю-дзюцу Огури предпочитал именовать «каттю-дэн» — «традиция (борьбы в( доспехах», или «муся-дори» — «воинские захваты», т.к. по какой-то причине ему не нравился иероглиф «дзю/явара» из слова «дзю-дзюцу». Однако позднее эта техника носила названия «явара». Начиная с 1617 г., Огури Ниэмон открыл обучение школе Огури-рю и преподавал ее до самой своей смерти в возрасте 73 лет в 1661 г. 

Большой вклад в развитие школы Огури-рю внес ее второй патриарх Асахина Энъэмон, старший сын Асахина Гумбэй Нобумаса, самурая из княжества Фукуяма провинции Бинго. Энъмон в три года потерял отца и воспитывался дядей по имени Асахина Укёносукэ, который был вассалом семьи Утияма из провинции Тоса. Именно благодаря своему дяде, Энъэмон начал изучать боевое искусство школы Огури-рю у мастера Мидзуно Рютэкисай, ученика Огури Масанобу. Позднее он продолжил обучение у самого основателя и постепенно стал ведущим мастером Огури-рю. На протяжении правления трех поколений князей Ямаути Асахина Энъэмон служил главным наставником княжества по дзю-дзюцу с жалованьем в 200 коку1. Умер Энъэмон в возрасте 58 лет в 1691 г. 

В Огури-рю техника кэн-дзюцу относится к «внешнему» (омотэ), а дзю-дзюцу — к «внутреннему» (ура) разделу. Базовая техника явара насчитывает 45 приемов, разделенных на 5 групп: 

1) Тори-мунэ (приемы от захвата за одежду на груди) — 3 базовых приема + 3 приема «и» (переходы от базовых к другим приемам в зависимости от действий противника) + 3 приема «ран» (варианты для использования в вольной схватке-рандори);

2) Ори-юби (приемы от заламывания пальцев) — 3 базовых приема + 3 приема «и» + 3 приема «ран»;

3) Тори-тэ (приемы от захвата за руки) — 3 базовых приема + 3 приема «и» + 3 приема «ран»;

4) Тэнто (приемы от удушений) — 3 базовых приема + 3 приема «и» + 3 приема «ран»;

5) Тори-оби (приемы от захвата за пояс) — 3 базовых приема + 3 приема «и» + 3 приема «ран».

До наших дней сохранилось несколько наставлений по школе Огури-рю, в том числе содержащих и ее глубинные философские концепции. Здесь мы предлагаем вашему вниманию рисованное обозрение техники катамэ-вадза — удержания болевым воздействием, известное под названием «Огури-рю явара кумимоно-но дзу» — «Иллюстрации (приемов( «плетения» (искусства( явара Огури-рю», в котором запечатлено 29 способов контроля противника на земле болевым воздействием.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий