Зеркало духа: додзё Айкидо
Для понимания японского характера необходимо понимание представлений о власти и нуждах общества как об акте согласия, а не вынужденной капитуляции. Знание этих представлений также необходимо для понимания значения и ценности японского института додзё и, в особенности, додзё Айкидо.
Слово додзё означает «место, где проходит путь». Изначально понятие додзё было связано с храмами и религиозными сектами. Это были места, где монахи и другие священнослужители занимались и практиковались в своей вере. Позднее название додзё стало применяться к местам, где изучали другие, не связанные напрямую с религией науки — фехтование, каллиграфию, танцы и другие дисциплины, требующие суровых тренировок. Если учесть склонность японского общества к подчинению правилам и порядку, то становится неудивительным, что японцы использовали модель монастырской дисциплины в качестве образца для обучения светским наукам в своих школах. Кроме того, древняя японская религия Синто, которая в наибольшей степени влияет на формирование отношения японцев к религии, не имеет понятия «внешнего» Бога, внушающего свои желания человеку и природе. Синто считает, что все в природе имеет искру божью. Разделение религиозных и мирских целей не было в Японии таким сильным, как на Западе. И, в отличие от Запада, религия в Японии не пыталась так сильно ограничивать различные идеи. Понятие до, или жизненного пути, которому человек отдает всего себя, стало применяться к любой важной цели, которой человек себя посвящает.
Комментарии