Ситихо-дэ

Чтобы свободно перемещаться по вражеской территории, вступая при этом в контакт с большим количеством людей и не вызывая подозрения у властей, ниндзя должен был найти подходящее обличье-маскировку. До наших дней дошло несколько списков канонических «легенд» «воинов ночи». 

Так, в школе Ига-рю в XVI веке, согласно «Сёнинки» («Книга об истинном нин-дзюцу»), были кодифицированы 7 таких «легенд», которые в совокупности получили название ситихо-дэ — буквально «семь способов выхода»: 

комусо (бродячий монах, собирающий подаяние);

сюккэ (буддийский священник):

ямабуси (горный отшельник);

акиндо (сённн; торговец);

хокаси (энкаси; фокусник);

саругаку (артист-акробат);

цунэбито (простолюдин — крестьянин, горожанин).

В средневековой Японии странствующие монахи, к которым можно отнести комусо, сюккэ и ямабуси, равно как и бродячие артисты — хокаси, саругакуси — и торговцы были самым обычным явлением и ни у кого не вызывали подозрения. Несмотря на обилие застав, постов, границ между феодальными княжествами все они имели возможность почти беспрепятственно перемещаться по стране, причем для подтверждения своей принадлежности к «свободному люду» им было достаточно продемонстрировать свои профессиональные познания — прочитать буддийскую сутру или заклинания, показать какой-нибудь фокус, «прокрутить» несколько сальто, продемонстрировать свое знание торговой конъюнктуры. Что же касается седьмой категории, то ее название говорит само за себя, ведь «цунэбито» значит «обычный человек», а обычное крайне редко привлекает внимание. 

До наших дней дошел еще один список «легенд». В нею включены пять вариантов маскировки (госю). Их разработка и кодификация приписывается полулегендарному знатоку воинского искуссва и мастеру гадания по священной книге «И-цзин» Киити Хогану, жившему во второй половине XII века в стольном граде Киото 

В госю входили: 

бидзё (красивая женщина) и бидан (красивый мужчина);

дэнья дайки (строитель роскошных дворцов и особняков);

каике гансуи (отшельник, уединяющийся в горах и ищущий покоя в окружении скал и вод);

дэнгаку кабу (сельские певцы и плясуны; артисты);

бумпицу (литератор) и гако (художник).

Внимательное изучение «пяти видов» Киити Хогана показывает их значительное отличие от ситихо-дэ традиции Ига-рю. В то время как ситихо-дэ позволяли легко переступать границы княжеств и беспрепятственно вступать в контакт с народной массой, маскировка госю делала возможным проникновение в самое логово врага — в его замок. Это давало больше возможностей для вызнавания планов противника, но, с другой стороны, требовало от шпионов поистинне незаурядного таланта, ведь для того, чтобы сыграть роль художника или поэта мало одного желания… Впрочем талантливость агентов защищала агентурную сеть от проникновения в нее шпионов врага. В наставлениях Киити Хоган на этот счет говорится: «Никакие враги не должны просочиться, ибо нет (в этой системе) слабого места».

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code